Основы планирования и прогнозирования производства. Функции и задачи планирования и прогнозирования производства. Принципы и методы планирования. Технология планирования. Отраслевые особенности планирования.
Техническая подготовка производства, ее содержание и задачи. Конструкторская, технологическая, организационная подготовка производства новых изделий. Этапы проведения технической подготовки производства.
Организация обслуживания производственного процесса. Функции и задачи обслуживания.
32. Качество продукции и его показатели. Виды и методы контроля. Система управления качеством. Сертификация качества..
- Понятие качества продукции и его показатели.
2. Задачи и объекты контроля. Виды и методы контроля.
3. Система управления качеством продукции.
4. Сертификация качества.
- 1 -
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригод-ность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением.
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или несколь-ких свойств продукции определяющих её качество.
Показатели качества продукции:
1. Назначение – характеризует технико-эксплуатационные свойства у потребителя. Изме-рителем выступает выпуск продукции в единицу времени;
2. Надёжность – способность в безотказной работе;
3. Ремонтопригодность – приспособленность изделия к техническому обслуживанию и ремонту. Измеритель – время простоя в ремонте;
4. Долговечность – способность изделия сохранять свои свойства в заданных пределах оп-ределённого времени. Измеритель – затраты на ремонт и срок службы;
5. Технологичность – материалоёмкость и трудоёмкость, т.е. расход материалов на едини-цу продукции и затраты труда на единицу продукции. Измеритель – удель-ный вес материальных и трудовых затрат в себестоимость продукции.
6. Сортность – градация продукции по одному или нескольким показателям установлен-ная нормативной документацией. Показатель – коэффициент сортности.
7. Экологический – содержание вредных примесей. Измеритель – процент содержания вредных примесей.
8. Эстетические – дизайн, отделка, соответствие стилю и моде.
9. Эргономические – удобство в эксплуатации.
10. Патентно-правовые – характеризуют патентную защиту товара.
11. Стандартизация и унификация – применение стандартных деталей, единиц, блоков, уз-лов готовой продукции.
Технический контроль производства и качества продукции – совокупность методов, средств и мероприятий, с помощью которых качество сырья, материалов и готовой продукции сверяется с требованиями стандартов. Параметры технического процесса сопоставляется с ут-верждённым регламентом.
- 2 -
Задачи:
- предупреждение брака;
- обеспечение установленного стандартами уровня качества продукции;
- учёт брака и анализ его причин;
- разработка и внедрение мероприятий по повышению качества продукции;
- совершенствование методов контроля;
a. Объекты контроля:
- сырьё и материалы;
- техническая ориентация, по которой изготавливается продукция;
- качество КИП;
- состояние оборудования;
- технологические режимы и процессы;
- полуфабрикаты;
- готовая продукция;
- упаковка и отгрузка;
- эксплуатация изделия у потребителя;
Виды контроля:
I. по этапам производственного процесса:
1. входной
2. пооперационный
3. приёмочный
II. по полноте охвата объектов контроля:
1. сплошной
2. выборочный
III. по месту выполнения:
1. стационарный
2. скользящий
IV. по возможности использования продукции после контроля:
1. разрушающий
2. неразрушающий
Методы контроля:
- визуальный – внешний осмотр;
- физический – проверка физических свойств готовой продукции или материала;
- химический – проверка химического состава исходного материала;
- механический – испытание изделий на растяжение, твёрдость;
- измерительный – проверка форм, размеров;
- оргонолитический – контроль с помощью органов вкуса и обоняния;
- расчётный – при котором информация, полученная с помощью теоретических и эмпирических зависимостей;
- экспертный – проводится группой экспертов;
- социологический – учитывается мнение потребителей;
- регистрационный – использует информацию, полученную об отказах изделия при испытаниях;
- 3 -
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности проце-дур, ресурсов обеспечивающих осуществление общего руководства качеством продукции.
Принципы:
- продуктовый подход;
- ориентация на потребителя;
- учёт всех стадий жизненного цикла продукции;
- предупреждение проблем;
Элементы:
1. обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мер, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа качества так, чтобы продукция удовлетворяла всем требованиям;
2. управление качеством – виды деятельности оперативного характера направленные одно-временно на управление процессами и устранение причины неудовлетворитель-ного функционирования системы на соответствующих этапах качества;
3. улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение техничес-кого уровня продукции, качество его изготовления, совершенствование элемен-тов производства для получения результатов, лучших по отношению к первона-чально установленным нормам;
- 4 -
Сертификация продукции – деятельность определённых органов и субъектов хозяйст-вования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным норматив-ными актами, стандартами и техническими условиями.
Значение сертификации продукции:
- для потребителя – гарантия высокого качества;
для производителя – средство рекламы;
- средство предупреждения появления на рынке товаров угрожающих здоровью человека;
- средство защиты национального рынка от импортных товаров;
- условия для участия изготовителей во внешней торговле;
- способствует ускорению НТП;
Принципы сертификации:
- обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции;
- добровольность или обязательность;
- объективность, т.е. независимость от изготовителя и потребителя;
- достоверность;
- исключение дискриминации зарубежных и отечественных изготовителей;
- ответственность участников сертификации;
- открытость информации;
- правовое и техническое обеспечение;
- разнообразие форм, методов сертификации продукции с учётом их специфики.
Виды сертификации:
I. по правовому признаку:
1. обязательное
2. добровольное
II. по процедуре проведения:
1. самосертификация
2. сертификация третьей стороной
III. в зависимости от круга участников:
1. международная
2. региональная
3. многосторонняя
4. двухсторонняя
5. национальная
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации и подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам системы сертификации подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов.
Защита прав потребителя была создана в 15 марта 1962 году.
4 основных права потребителя:
1. право на безопасность товара;
2. право на информацию;
3. право на выбор товара;
4. право на выражение своих мыслей;
В 1985 году добавилась ещё 4 права:
1. право на удовлетворение основных потребностей;
2. право на возмещение ущерба;
3. право на образование;
- право на здоровую окружающую среду;