ЗАКОН 15 июля 1998 г. № 190-З Об энергосбережении
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.
Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:
· добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;
· производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
· проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;
· реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;
· информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;
· разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.
Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, а также иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету.
Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учета их расхода, а также порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Государственный надзор устанавливается за:
рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;
осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов;
соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.
Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.
Порядок осуществления государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В Белоруссии подготовлен проект Концепции энергетической безопасности Республики Белоруссия до 2020 г.
Проект Концепции представляет собой комплексный документ, направленный на обеспечение энергетической безопасности страны, а значит - экономической, политической и производственной безопасности.
Одним из главных новшеств является впервые разработанный долгосрочный баланс топливно-энергетических ресурсов - до 2020 г., на базе которого будут формироваться планы дальнейшего социально-экономического и инновационного развития республики, а также различные государственные программы. Этот документ будет играть важную роль и при принятии других решений, связанных с различными составляющими национальной безопасности.
Проект Концепции предусматривает 12 так называемых пороговых значений - показателей, от соблюдения которых будет зависеть энергобезопасность страны. Вводится специальный показатель энергоемкости продукции, товаров и услуг, которые производятся отраслями и отдельными предприятиями. Будет делаться акцент на использовании исключительно энергоэффективных бытовых приборов. К примеру, Национальная академия наук рассматривает вопрос о массовом внедрении светодиодной техники.
Согласно проекту Концепции в Белоруссии будет продолжена работа по диверсификации используемых топливно-энергетических ресурсов. В частности, планируется построить три угольные станции мощностью около 800-850 МВт, которые разместятся в Брестской, Гродненской и Гомельской областях. Кроме того, по мнению экспертов, уже в ближайшее время станет ощутимой реальная экономическая выгода от перевода белорусских цементных заводов на использование угля.
По оценке специалистов, в условиях роста цен на мазут и на газ выработка тепловой и электрической энергии на угле будет в перспективе значительно выгоднее. Кстати, уголь в Белоруссию можно поставлять не только из России, но и из других государств. Интересные предложения по этому поводу поступают из Украины, Польши и иных стран.
В новом документе тщательно проработаны вопросы формирования резервов энергоресурсов. Так, к 2020 г. планируется создать мощности по хранению газа, которые обеспечивали бы бесперебойную работу экономики в течение 45 зимних суток.
Проект Концепции предусматривает и незначительный рост потребления энергоресурсов наряду с увеличением объема производимой в республике продукции: в расчете на 2020 г. при плановом темпе роста ВВП 320% (3,2 раза) увеличение объема энергопотребления планируется не более чем в 1,3 раза по сравнению с 2005 г.
По сравнению с 2005 г.м снижение энергоемкости ВВП планируется в 2010 году не менее чем на 31%, в 2020 г. - на 60%.
Проектом Концепции предусматривается также ряд мероприятий по альтернативным поставкам энергоресурсов из различных регионов мира. Как было отмечено, весьма активно прорабатываются вопросы поставок энергоносителей из Каспийского региона, Ирана, Венесуэлы, а также использования портов на Черном и Балтийском морях.
21. Общая характеристика республиканской программы "Энергосбережение»
Реализация имеющегося потенциала энергосбережения является приоритетом энергетической политики, поскольку для республики каждый процент экономии энергоресурсов дает около 2 % прироста национального дохода. Стратегической целью политики энергосбережения является приближение республики к 2010 г. к уровню государств Европейского союза по энергоемкости валового внутреннего продукта.
В рамках энергетической стратегии разработана республиканская программа "Энергосбережение", содержащая комплекс Наиболее эффективных первоочередных мер по экономии ТЭР и приоритеты последующего обновления технологий.
Первая республиканская программа по энергосбережению, которая была принята в 1996 г. на период до 2000 г., включала комплекс неотложных мер по энергосбережению, которые были сгруппированы в четыре раздела.
I. Организационно-экономические мероприятия.
1. Создание законодательной и нормативно-технической базы по вопросам энергосбережения.
2. Экономическое стимулирование и финансирование работ по энергосбережению.
3. Увеличение объемов использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
4. Организация информации, подготовка кадров и международное сотрудничество.
II. Задания по энергосбережению.
В программе были приведены конкретные цифры по снижению удельных расходов условного топлива на отпуск тепловой энергии, электроэнергии, увеличению использования нетрадиционных, возобновляемых и вторичных энергоресурсов, обеспечению замещения закупаемого местными видами топлива (лес, торф), увеличению использования горючих отходов.
III. Основные направления инвестирования энергосберегающих мероприятий.
IV. Источники финансирования энергосберегающих мероприятий: инновационные фонды, бюджет, средства предприятий.
В ходе реализации Республиканской программы энергосбережения на 1996—2000 гг. были получены следующие результаты:
• созданы законодательная и нормативная базы энергосбережения, включающие закон Республики Беларусь "Об энергосбережении" и целый ряд постановлений правительства Республики Беларусь и нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования в сфере энергосбережения;
• создана структура управления энергосбережением, включающая Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору, координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов, областные и минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
• созданы экономические механизмы, стимулирующие эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР):
• создан республиканский фонд "Энергосбережение", наполняемый за счет платежей и отчислений в результате применения экономических санкций, добровольных взносов и других платежей в соответствии с законодательством и расходуемый на реализацию мероприятий по энергосбережению;
• предоставление уполномоченными банками льготных кредитов (половина ставки рефинансирования) субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
• субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго – и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах "Энерго – и ресурсосбережение" с последующим их целевым использованием.
С 1996 г. доводятся целевые показатели по энергосбережению для министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь, областей и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные и отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. Установлена государственная статическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению:
• осуществлялась государственная поддержка энергосбер – жения (за счет средств бюджета, части инновационного фонда концерна "Белэнерго", направляемого на энергосбережение, инновационных фондов министерств и ведомств, республиканского фонда энергосбережения).
Работа по энергосбережению проводилась по следующим приоритетным направлениям:
• модернизация и повышение эффективности котельных, внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
• оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
• замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;
• внедрение систем учета и регулирования энергии;
• использование вторичных энергоресурсов;
• уменьшение потерь при передаче энергии;
• установка энергоэкономичных осветительных устройств;
• внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования;
• внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Финансирование предприятий по энергосбережению в 1996—2000 гг. осуществлялось за счет собственных средств предприятия (42—44 % от общего объема), за счет средств инновационных фондов (42—45 %) и других источников (всего — семь).
Главный результат выполнения программы — с 1995 по 1999 г. обеспечен прирост валового внутреннего продукта (ВВП) на 28,3 % без прироста потребления топливно-энергетических ресурсов, что впервые зЖ последние годы способствовало реализации положительной^генденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4 %. Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов в республике в сопоставимых условиях на этот период оценивается на уровне 6,8 млн тонн условного топлива, В том числе за счет реализации энергосберегающих мероприятий — более 4 млн тонн условного топлива.
Создана структура й основные элементы непрерывной системы образования в области энергосбережения, открыта новая специальность "Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент", в ведущих технических вузах республики образованы кафедры соответствующего профиля, налажена система научно-технологической информации и пропаганды. Активно осуществлялось международное сотрудничество.
Однако по некоторым направлениям энергосбережения имеется ряд проблем, в частности:
• недостаточное использование малоэнергоемкой продукции и незначительная доля малоэнергоемкой продукции в структуре производства ВВП;
• несоответствие тарифов на энергоносители фактическим затратам в коммунально-бытовой сфере и сельском хозяйстве, что не стимулирует экономию ТЭР в этих отраслях;
• слабо используются кредитные средства для внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;
• отсутствуют стимулы и практика привлечения иностранного и частного капитала на цели энергосбережения;
• нет системы экспертизы проектов на энергоэффективность и не разработаны энергетические стандарты, нормативные документы.
Республиканская программа энергосбережения на 2001—2005 гг. разработана в целях проведения эффективной целенаправленной энергосберегающей политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Данная программа определяет приоритетные направления реализации государственной политики в области энергосбережения с учетом имеющегося потенциала и концептуальных задач на 2001—2005 гг., а также пути и методы максимального использования резервов экономии топлива и энергии в республике.
Стратегическая цель программы – снижение энергоемкости ВВП и уменьшение зависимости от импорта ТЭР.
Основные задачи программы:
• структурная перестройка отраслей;
• повышение коэффициента полезного использования энергоотраслей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общей топливном балансе;
•увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников эцергии.
Вторая республиканская программа по энергосбережению, в частности, включает:
• концептуальные задачи энергосбережения;
• структуру топливно-энергетического баланса и прогноз потребности энергоресурсов до 2005 г.;
• прогнозируемые объемы использования местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов;
• основные энергосберегающие мероприятия, а также требуемые затраты и эффективность по разным ведомствам;
• крупные инвестиционные проекты;
• вопросы финансирования энергосберегающих проектов;
• предложения по международному сотрудничеству;
• информационное обеспечение, подготовку кадров, пропаганду;
• механизм реализации и контроль над ходом выполнения программы;
• научно-техническое сопровождение программы.
В прогнозируемой структуре потребления энергоносителей планируется увеличение доли электроэнергии и снижение непосредственного использования топлива.
Концептуально основные направления энергосбережения сгруппированы в два блока:
• организационно-экономический;
• технические приоритеты.
В организационно-экономические направления деятельности по энергосбережению включены:
• государственная экспертиза по эффективности проектных решений:
• оценка на соответствие действующим нормативам и стандартам и определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
• проведение регулярных энергосберегающих обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
• пересмотр тарифной политики на топливо, тепловую и электрическую энергию с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;
• разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг, определяющих меры ответственности за нерациональное потрёбление ТЭР как для хозяйствующих субъектов, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
• реализация положений Закона Республики Беларусь "Об энергосбережении" (введение обязательной энергомаркировки бытовых электроприборов и их сертификации по показателям энергопотребления);
• разработка стандартов минимальной энергоэффективности основных видов бытовых электроприборов в соответствии с директивами ЕС;
• подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в области энергосбережения.
К основным технических приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:
• повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразование котельных в ми – ни-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
• модернизация и повышение эффективности работы действующих котельных;
• внедрение котельного оборудования работающего на горючих отходах;
• снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти, нефтепродуктов;
• внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции;
• разработка и внедрение энергосберегающей технологии при нагреве, термообработке, сушке изделий, производстве новых строительных и изоляционных материалов;
• дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая расходы на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
• максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов;
• разработка и внедрение эффективных биогазовых установок;
• разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора в качестве топлива;
• экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио – и других нетрадиционных источников энергии;
• техническое перевооружение автомобилей и тракторов, включая переход на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей;
• разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;
• выращивание/ быстрорастущей древесины для топливных целей;
• децентрализация систем энергообеспечения потребителей с малыми нагрузками и резко переменными режимами работы, теплом, топливом, сжатым воздухом;
• максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения, утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных стройматериалов, конструкций, гелиопо – догревателей.
По расчетам реализация данных направлений потребует финансовых затрат, которые оцениваются в 0,5—0,6 млрд дол. США на период до 2005 г. или ежегодно по 100—120 млн дол. США, а суммарная экономия ТЭР за 5 лет составит 6,3 млн т у. т., что соответствует среднегодовой — 1,3 млн т у. т.
Существующую систему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политики предлагается дополнить следующими источниками и способами: акционерные инвестиции; лизинг; вексельное кредитование; займы международных финансовых институтов; целевая часть амортизационных средств; налог на топливо; фонд "Энерго – и ресурсосбережение" в бюджетной сфере; средства частйых, отечественных и зарубежных инвесторов.
Наиболее перспективным способом привлечения в республику новых технологий, оборудования, приборов и материалов является создание совместных предприятий с инофирмами.
По вопросам участия в международных проектах программа предусматривает деятельность по следующим направлениям:
• взаимодействие с Всемирным банком для развития энергосберегающих мероприятий в социальной сфере;
• участие в реализации проекта ЕЭК ООН "Инвестиции в Области энергоэффективности для ликвидации последствий изменения климата";
• участие в межгосударственных проектах TACIS по обучению специалистов в сфере энергосбережения;
• реализация проектов по энергосбережению по линии Глобального экологического фонда.
Помимо перечисленных направлений, в программе определены конкретные направления деятельности по вопросам ин – формациойного обеспечения на базе современных компьютерных технологий, вопросам организации пропаганды, подготовки кадров.
В механизме организации контроля хода выполнения программы изложен перечень организационных мероприятий, которые необходимо осуществлять на различных уровнях управления.
22. Показатели эффективности использования:
Энергопотребление на душу населения – отношение суммарного потребления энергии к численности населения:
Е = ЭΣ / n,
где ЭΣ – суммарное потребление соответствующего вида энергии за год,
n – численность населения.
Энергопотребление на душу населения может быть рассчитано по:
· первичной энергии;
· по подведенной к потребителю энергии;
· по подведенной электроэнергии.
Энергоемкость экономики – отношение суммарного потребления энергии к объему валового внутреннего продукта:
Е = ЭΣ / ВВП
Энергоемкость экономики также рассчитывается по:
· первичной энергии;
· по подведенной к потребителю энергии;
· по подведенной электроэнергии – в данном случае этот показатель будет называться электроемкость ВВП.
Одним из критериев эффективности энергосбережения, позволяющим оценить его динамику и тенденции, является показатель энергоэкономического уровня производства (ЭЭУП).
ЭЭУП позволяет оценить уровень реализации энергосберегающих технологий, экономических тепловых схем, энергосберегающего оборудования и т.д.:
ЭЭУП = D / W,
где D – результат хозяйственной деятельности рассматриваемого производства, тыс. pуб.; W – суммарное потребление энергоресурсов на технологические цели, т.у.т.
24. Особенности 1. Себестоимость энергии исчисляет франко-потребитель, т.е. учитываются затраты не только на производство, но и на передачу и распределение энергии. Это обусловлено жесткой и неразрывной связью между производством и передачей энергии.
2. Отсутствие незавершенного производства ведет к тому, что издержки производства за определенный отрезок времени полностью могут быть отнесены на себестоимость произведенной энергии.
3. Значительное влияние режима производства энергии обусловливает необходимость деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные. При этом первые пропорциональны объему производства, а вторые мало зависят от режима производства. В результате появляется зависимость производства и распределения энергии от числа часов использования установленной мощности.
4. На величину себестоимости энергии оказывает влияние наличие расходов по содержанию резерва мощности на электростанциях и в электросетях (например, топливо для обеспечения бесперебойности энергоснабжения потребителей).
5. Уровень себестоимости энергии может значительно изменяться по отдельным типам электростанций и по энергообъединениям.
В целом для энергетического производства важнейшими элементами затрат являются затраты на топливо ST, на амортизацию Sам, заработная плата SЗП и прочие расходы Snp. При проведении сравнительных технико-экономических расчетов на стадии проектных и предпроектных работ нет необходимости определять затраты по всем экономическим элементам. Три элемента затрат – топливо, амортизация и заработная плата – вместе составляют 90–93% от общей суммы затрат. Поэтому суммарные эксплуатационные расходы можно укрупненно выразить следующим образом (р. /год):
S = ST + Sам + SЗП + Snp.
Затраты на топливо:
ST = ЦТВ = ЦТ bэ W3.
где Цт – средневзвешенная цена 1 т условного топлива, руб./т;
В – годовой расход условного топлива, т/год;
bэ – удельный расход топлива на 1 кВт•ч электроэнергии, г/кВт•ч;
W3 – отпуск электроэнергии, кВт•ч.
В настоящее время в Беларуси для расчетов с потребителями за электрическую энергию используется два вида тарифов – одноставочные и двухставочные.
При одноставочном тарифе плата за электроэнергию рассчитывается как произведение цены за единицу энергии на общее количество потребленной за данный промежуток времени энергии:
П = Тэ Э,
где: Тэ – тариф на электроэнергию, руб./кВт•ч,
Э – объем потребленной электроэнергии, кВт•ч, определяется по счетчикам, установленным у потребителей.
Двухставочный тариф состоит из двух частей:
• основной ставки за 1 кВт мощности, участвующей в максимуме нагрузки энергосистемы;
• дополнительной ставки за 1 кВт ч потребленной энергии, как при расчетах по одноставочному тарифу.
образом, плата за потребленную электроэнергию при расчете по двухставочному тарифу определяется следующим образом:
П = а• Рм* + b •Эпотр,
где: а – ставка участия в максимуме нагрузки энергосистемы, руб./кВт,
Рм* - заявленная мощность участия в максимуме энергосистемы, кВт,
b – ставка за 1 кВт• ч потребленной энергии, руб./кВт •ч,
Эпотр – количество потребленной и учтенной по счетчику энергии, кВт.