Современные проблемы экологического развития. Концепция устойчивого развития

Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств. В 1980-е гг. экологическая проблема стала региональной: вредные выбросы достигают близлежащих стран, приходят вместе с ветром и облаками от соседей (кислотные дожди, порожденные выбросами в атмосферу отходов промышленных производств Великобритании и ФРГ, выпадали в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах на границе США и Канады живые организмы погибали от ядовитых стоков американских предприятий).

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

· ресурсы, которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться;

· происходит разрушение мировой экосистемы, исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический батане в природе;

· все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия. Так, бурное экономическое развитие Китая, сопровождающееся извлечением гигантских объемов природных ресурсов (например, в 2006 г. было добыто 2,4 млрд т угля) и столь же огромным размером экологически грязного производства (выплавка стали достигла 420 млн т), превратило эту страну в сплошную зону экологического бедствия;

· самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата, которое выражается в росте средней температуры, что, в свою очередь, ведет к росту частоты и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков, которые наносят значительный экономический ущерб природе, человеку и экономике стран.

Климатические изменения принято связывать с усилением «парникового эффекта» — роста концентрации парниковых газов в атмосфере, которые попадают туда от сжигания топлива, попутного газа в местах добычи, с одной стороны, и сведения лесов и деградации земель — с другой. Хотя существует и другая точка зрения: потепление климата связано не с увеличением концентрации СО, в атмосфере, а с вековыми ритмами солнечной активности и вытекающими из этого климатическими циклами на Земле.

Основные последствия загрязнения окружающей среды сводятся к следующему:

· наносится вред здоровью человека и сельскохозяйственных животных;

· загрязненные территории становятся малопригодными или вообще непригодными для проживания людей и их хозяйственной деятельности и 3) загрязнение может привести к нарушению способности биосферы к самоочищению, ее полному разрушению.

Обострение экологических проблем в развитых странах привело уже в 70-х гг. к резкому изменению государственной политики в области охраны окружающей среды. В ряде стран Западной Европы возникли тогда влиятельные партии и движения «зеленых». Государство стало устанавливать все более и более жесткие экологические нормативы. К 2000 г. произошел рост расходов на природоохранные мероприятия до 250 млрд долл., что более чем в 6 раз превысило уровень расходов в 1970 г. Развитые страны в среднем расходуют до 1,7% своего ВНП на экологические нужды, но этого мало, так как величина ущерба, наносимого природной среде, ежегодно исчисляется примерно 6% ВНП.

В 1980-х гг. мировое сообщество пришло к пониманию, что экологические проблемы не могут быть решены в границах отдельного государства, так как благодаря глобальным круговоротам вещества и энергии географическая оболочка является единым природным комплексом. Это привело к возникновению концепции устойчивого развития (sustainable development), которая предполагает развитие всех стран мира с учетом жизненных потребностей нынешнего поколения людей, но без лишения этой возможности будущих поколений.

Концепция устойчивого развития была одобрена на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Она предполагает построение устойчивой глобальной экономики, которая смогла бы решить проблему загрязнения планеты, сокращения ресурсов, одним словом, восстановить экологический потенциал планеты для будущих поколений. Причиной экологических бедствий авторы концепции провозглашают быстрое экономическое развитие ведущих стран мира, а также значительный рост населения Земли.

В результате мировая экономика сталкивается с противоречием: каким образом поддерживать устойчивое развитие, одновременно ослабляя негативное воздействие хозяйственной деятельности на экологию. Сократить уровень экологической нагрузки можно в принципе тремя способами:

· снижение численности населения;

· сокращение уровня потребления материальных благ;

· проведение фундаментальных изменений в технологии.

Первый способ фактически уже реализуется естественным образом в развитых и многих переходных экономиках, где значительно снизилась рождаемость. Постепенно этот процесс охватывает все большую часть развивающегося мира. Однако рост общей численности мирового населения будет продолжаться, по крайней мере, еще несколько десятилетий.

Сокращение уровня потребления едва ли возможно, хотя в последнее время в развитых странах складывается новая структура потребления, в которой преобладают услуги и экологически чистые компоненты и продукты повторного использования.

Поэтому первостепенное значение для устойчивого развития мировой экономики приобретают технологии, направленные на сохранение экологических ресурсов планеты:

· ужесточение мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. Сегодня действуют жесткие международные и национальные нормы, оговаривающие содержание вредных веществ, например, в выхлопных газах автомобилей, что заставляет автомобилестроительные компании выпускать экологически менее вредные автомобили. В результате ГНК, обеспокоенные негативной реакцией своих потребителей на экологические скандалы, стремятся следовать принципам устойчивого развития во всех странах, где они действуют;

· создание экономичных продуктов, которые можно использовать повторно. Это позволяет уменьшить рост потребления природных ресурсов;

· создание чистых технологий.

Проблема здесь состоит в том, что во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, не отвечающие потребностям устойчивого развития. Например, в целлюлозно-бумажной промышленности многие производственные процессы строятся на основе использования хлора и его соединений, которые являются одними из самых опасных загрязнителей, и изменить ситуацию может только применение биотехнологий.

К настоящему времени развитые страны смогли снизить уровень загрязнения окружающей среды или, по крайней мере, стабилизировать его. Примером является Япония, страдавшая в 1960-1970-е гг. от непомерного загрязнения атмосферы многочисленными металлургическими заводами, тепловыми электростанциями на угле и т.д., но сумевшая к настоящему времени приобрести статус одной из самых передовых в экологическом смысле стран мира. Однако это произошло не только за счет использования вышеупомянутых технологий, но и потому, что Япония и другие развитые страны заметно переориентировались на формирующиеся экономики как производителей той продукции, выпуск которой сильно загрязняет окружающую среду (химия, металлургия и др.). Причем процесс сворачивания «грязных» производств в развитых странах шел не столько сознательно, сколько стихийно, как вытеснение местной продукции более дешевой импортной, хотя ТНК развитых стран содействовали этому, перенося «грязные» производства в страны с более низкими издержками.

В результате во многих из этих стран проблема экологии и устойчивого развития стала обостряться.

Наиболее впечатляющим примером международной экологически ориентированной политики является Киотский протокол. Этот документ был принят в 1997 г. на Третьей конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото (Япония) и в 2005 г. вступил в силу после ратификации его государствами, на долю которых приходится 55% мировых выбросов СО,. В Киотском протоколе участвуют в основном страны Европы. Россия и Япония, тогда как США и Австралия вышли из нею по экономическим причинам, а большинство остальных стран не подписали его. Цель Киотского протокола — сокращение выбросов парниковых газов на 5,2% ниже уровня 1990 г. для развитых стран в 200S-2012 гг. В Киотском протоколе предусмотрены основанные на рыночных механизмах способы сокращения выбросов:

· механизм чистого развития — развитые страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развивающихся странах;

· совместное осуществление — страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развитых странах;

· международная торговля выбросами — страны покупают и продают зачеты выбросов между собой.

Надо заметить, что сокращение выбросов дорого обойдется развитым странам. Выгоды, к которым приведут усилия по предотвращению изменения климата, станут очевидными лишь в долгосрочной перспективе, тогда как издержки, связанные с такими мерами, придется нести в настоящее время.

53. Анализ окружающей среды в регионах и Обеспечение экологической безопасности региона

Обеспечение ЭБ территорий и населения региона основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Этим принципом признается отсутствие «абсолютно безопасных» технологий, производств, видов хозяйственной и иной деятельности.

Отсюда следует важнейший вывод: любая намечаемая и осуществляемая хозяйственная деятельность несет в себе угрозу ЭБ.

Обеспечение ЭБ на любом уровне (отдельного предприятия, города, региона) - сложный комплексный и многостадийный процесс. Он базируется на выполнении ряда обязательных условий, таких как:

· неуклонное соблюдение существующего в том или ином государстве законодательства (не только экологического), а также норм международного права;

· серьезная научно-методическая основа, позволяющая практически реализовывать и обеспечивать как систему контроля, так и технологические и иные нормы промышленных и других производств, воздействующих на окружающую среду;

· экологическая культура и сознание всего общества.

В Указе Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что «к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

· рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

· предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

· предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

· экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

· безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

· создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации».

При этом основными объектами национальной безопасности устанавливаются:

· личность - ее права и свободы;

· общество - материальные и духовные ценности;

· государство - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Очевидно, что проблему обеспечения ЭБ следует рассматривать в рамках наиболее крупной проблемы - национальной безопасности в целом. Она тесно взаимосвязана с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны и регионов, ее составляющих, в том числе Дальневосточного, разработка концепции ЭБ которого и была поручена компании «Финансовый и организационный консалтинг».

Известно, что в процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития. Результатом противоречий и интересов различных субъектов по отношению к компонентам окружающей среды является появление угроз ЭБ.

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

«Угроза безопасности-это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.» Угроза ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России в целом и различных ее регионов эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

При решении вопросов обеспечения ЭБ, особенно имеющей техногенную основу, важнейшим фактором для управления и оценки складывающейся ситуации является процедура оценки и управления рисками, т.к. экологическая опасность (как и многие другие виды опасностей) характеризуется интегральной оценкой - риском.

Оценка риска - это последовательное, системное рассмотрение всех аспектов воздействия анализируемого фактора на здоровье человека или состояние окружающей среды, включая обоснование допустимых уровней воздействия.

Управление риском - это разработка и реализация мероприятий по снижению риска. Цель управления риском - уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений до приемлемого уровня. Сам уровень приемлемого риска определяется с помощью математических моделей или экспертным путем.

Внедряя в любом регионе систему ЭБ, основанную на данных принципах, необходимо иметь в виду, что под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который был бы оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, т.е. приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.

При этом необходимо учитывать, что уровень риска, влияющий в том числе на степень ЭБ, связан, прежде всего, с безаварийной деятельностью промышленных, оборонных и других предприятий и с соблюдением экологических нормативов их деятельности.

При обеспечении ЭБ важнейшую роль также играет законодательное и нормативно методическое обеспечение. Только знание и неукоснительное исполнение существующей законодательной и нормативной базы, наряду с ее научно-методическим обеспечением, сможет способствовать развитию региона на единой основе в соответствии с основополагающими принципами управления.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Названные конституционные права граждан обеспечиваются выполнением государством своей экологической функции. Экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Кроме обязательного использования двух названных выше механизмов обеспечения ЭБ региона (оценка и управление рисками и нормативно-правовое управление), важно задействовать и экономические механизмы, стимулирующие природопользователей к выполнению требований природоохранного законодательства.

К таким механизмам относятся: снижение платы за использование природных ресурсов на предприятиях, использующих передовые природоохранные технологии; снижение налоговых нагрузок, субсидии и льготные кредиты для приобретения наиболее современных очистных сооружений и заводов по переработки отходов и т.п. Для этого, безусловно, необходима коррекция существующей законодательной основы в данной сфере.

При разработке генеральной схемы развития Дальневосточного региона необходимо соблюдение всех вышеперечисленных положений по обеспечению ЭБ территорий и населения.

Дальневосточный регион является уникальной природной территорией и обеспечивает биосферно-климатическую стабильность в регионе, вмещая при этом такой уникальный объект, как озеро Байкал, и обладает огромным ресурсным потенциалом. Необходимость в развитии региона с использованием этого потенциала неизбежно приводит к конфликту с основополагающими принципами охраны окружающей среды и обеспечения ЭБ. Неизбежное и естественное экономическое развитие региона диктует необходимость поиска компромиссов в решении проблем обеспечения ЭБ. Современный уровень понимания механизмов и путей достижения такого компромисса позволяет решать задачи экономического подъема и развития территории с минимальным вмешательством в окружающую среду, ее функционирование. Такой компромисс возможен на однозначном понимании и следовании принципам обеспечения ЭБ регионов, территорий и населения.

При решении проблем предотвращения и снижения ЭБ в Дальневосточном регионе угрозы, главным образом, связаны с:

· уже существующей экологической обстановкой в перечисленных выше регионах и необходимостью рекультивации и санации загрязненных и нарушенных земель и водных объектов;

· опасностью, исходящей от существующих источников негативного воздействия;

· новыми производствами и объектами, размещение и экологические характеристики которых, особенно без проведения на должном уровне процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), могут значительно обострить, вплоть до катастрофической, экологическую обстановку в регионе.

Обеспечение ЭБ в Дальневосточном регионе также необходимо базировать на внедрении на предприятиях системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 19011. Повсеместное внедрение данного стандарта позволит руководству предприятиями осуществлять постоянный внутренний контроль за всеми экологически опасными параметрами и принимать адекватные необходимые меры по оптимизации работы соответствующих узлов и служб.

Для обеспечения ЭБ Дальневосточного региона необходимо использовать особые правовые способы и инструменты управления опасными антропогенными воздействиями, которые позволяют решать проблему охраны окружающей среды:

· нормирование в сфере охраны окружающей среды;

· оценка воздействия на окружающую среду;

· экологическая экспертиза;

· экологический мониторинг;

· экологический аудит;

· установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных и иных объектов и некоторые другие способы.

При этом необходимо в полной мере реализовывать все возможности управления в сфере охраны окружающей среды, представляющие собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановления и, в конечном итоге, обеспечение ЭБ.

Все названные общие принципы обеспечения ЭБ в регионе в обязательном порядке должны учитывать как наиболее современные и передовые технологии, так и физико-географические, климатические, геологические и иные особенности территорий, где они будут внедряться.

Анализ ситуации показал, что важнейшими вопросами и принципами, лежащими в основе обеспечения экологически безопасного функционирования Дальневосточного региона, с учетом его дальнейшего социально-экономического развития, без решения которых невозможно обеспечить ЭБ, являются следующие:

1. Высокая сейсмоопасность (в том числе опасность цунами) должна быть одним из важнейших критериев для проектирования и эксплуатации всех без исключения опасных техногенных объектов. При этом необходимо тщательно моделировать все экологические последствия и развития событий при разных сценариях сейсмообусловленного негативного развития событий (оценка, анализ и управление рисками).

2. Разрабатывая стратегию развития региона на длительный период, необходимо иметь в виду, что, по существующим оценкам, именно регионы Сибири, Дальнего Востока и арктического побережья наиболее пострадают от потепления. Природные катаклизмы, в причине возникновения которых велика роль климата, с каждым годом будут нарастать, и всем органам власти необходимо быть в состоянии готовности к последствиям изменения климата. В плане по минимизации последствий потепления необходимо дать квалифицированную оценку метеорологической ситуации в регионе, описать факторы риска, характерные для этой территории, и план действий. Потепление климата грозит населению нетипичными для регионов «южными» инфекциями, авариями на инженерных сетях, проложенных в зонах вечной мерзлоты.

3. Проблемы обеспечения ЭБ в регионе неразрывно связаны с существующими экологическими проблемами вокруг озера Байкал. Необходимо принять все меры, полностью исключающие негативное воздействие на озеро и водосборные площади. Для выполнения этой задачи уже существует ряд программ, в том числе государственных, анализ невыполнения или плохого выполнения которых не входит в задачи данной Стратегии. При этом необходимо сказать, что к выполнению этих программ необходимо подойти с государственных и даже общемировых позиций, исключающих частные экономические выгоды.

4. Особое внимание необходимо уделять крупным существующим производствам и проектам, затрагивающим инфраструктурные изменения территории и изменяющим ландшафтный и природоресурсный потенциал региона. К таким производствам, прежде всего, относятся:

· из существующих: Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, ЛПК «Континенталь-Менеджмент», Аркагалинская АТЭЦ, месторождение титаново-магнетитовых руд в Амурской области и строительство ГОК (Большой Сиэм), Иркутская ГЭС, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Мамаканская ГЭС, Аркагалинская АТЭЦ, Колымская ГЭС, Владивостокский морской торговый порт;

· из проектируемых: проект по освоению золотоурановых месторождений Эльконского района, развитие космодрома «Восточный», Амурский ЦБК, модернизация Братского и Усть-Илимского ЦБК в Иркутской области, Вилючинская плавучая АЭС (Камчатская обл.) Билибинская АЭС (Чукотский АО), достройка Усть-Среднеканской ГЭС (Магаданская обл.), достройка Бурейской и строительство Нижне-Бурейской ГЭС (Амурская обл.), строительство и модернизация Березовской ГРЭС, Минусинской ТЭЦ, Благовещенской ТЭЦ, хабаровских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс.

5. При проектировании трубопроводов, например, таких как Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-1), необходимо использовать технологии прокладки участков нефтепровода под дном рек методом наклонно-направленного бурения, что не будет нарушать гидрологический режим, устойчивость берегов и в целом экологическую ситуацию в бассейнах рек.

6. При проектировании и эксплуатации новых и существующих ГЭС основное внимание, в том числе в материалах ОВОС, должно уделяться проблемам рыбозащитных мероприятий (особенно молоди), гидрогеологическому прогнозу (угроза подтопления), криолитологической оценке, оценке изменений климата, оценке изменений миграционных путей животных и т.п.

7. Также необходимо интенсифицировать перевод ТЭЦ региона с мазута на природный газ, что значительно снизит негативное воздействие на населенные пункты. В этот же блок проблем входит и скорейшая модернизация очистных сооружений, которая в настоящее время не выдерживает никакой критики.

8. Учитывая планируемое увеличение мощностей деревообрабатывающей промышленности, в том числе строительство новых ЦБК, необходимо предусмотреть организацию целлюлозно-бумажного производства с замкнутым циклом водопользования, а также значительное сокращение или полное исключение ряда составляющих вредных выбросов в атмосферу и особенно таких особо вредных веществ, как хлорорганические и серосодержащие соединения.

9. В дальневосточных морях вылавливается более 70% биоресурсов в России, не говоря уже обо всем уникальном биоразнообразии дальневосточных вод, и необходимо самое пристальное внимание уделять их экологическому состоянию. Для этого необходимо установить самый жесткий контроль над существующими источниками загрязнения. Планируемые к вводу предприятия (в том числе в особых экономических зонах) необходимо сооружать и эксплуатировать в строгом соответствии с существующим природоохранным законодательством. При этом для выполнения проектов по ОВОС необходимо на жесткой конкурсной основе привлекать наиболее знающие и опытные научные кадры и организации. Необходимо ужесточить контроль над несанкционированным ловом, что также приводит к тяжелым эколого-экономическим последствиям и является негативным фактором, снижающим национальную безопасность как региона, так и России в целом.

10. Важнейшим фактором обеспечения ЭБ региона является дальнейшее расширение площадей и, что не менее важно, ужесточение контроля над природопользованием в особо охраняемых природных территориях. При этом необходимо расширять площадь национальных парков как для придания территориям природоохранного статуса, так и для воспитательных целей, развития рекреационного направления, крайне важного и имеющего важное социально-экономическое значение.

11. Важнейшим контрольно-предупредительным механизмом должна стать система экологического мониторинга в регионе, собирающая сведения об экологической обстановке, ее влиянии на живые организмы, планирование мероприятий по предупреждению негативных последствий хозяйственной деятельности на территории. Все это требует накопления и обработки большого объема пространственно-распределенной и реестровой информации. Успешное решение многофакторной проблемы ЭБ возможно лишь с участием специалистов разных отраслей знаний и на основе современных информационных технологий и путем создания и развития интегрированной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга, мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений на основе использования современных геоинформационных технологий. Данные работы необходимо проводить, особенно имея в виду потенциальную опасность трансграничного загрязнения, в том числе со стороны Китая.

12. Важнейшей и актуальной задачей является оценка существующего негативного воздействия на окружающую среду и подготовка разрешительной документации в соответствии с установленными региональными, в том числе геохимическими, нормативами состояния окружающей среды. Тем более это важно в столь сложном в геологическом и геохимическом отношении регионе, как Дальневосточный.

13. Необходимо продолжать процесс заключения соглашений и договоренностей между Россией и Китаем, направленных на повышение ответственности за экологические правонарушения.

14. Одним из важнейших и перспективных факторов, способствующих обеспечению ЭБ региона, является повышение экологического самосознания населения, выработка специальных учебных программ, формирование психологии ответственности за состояние окружающей среды. Решение этой задачи должно базироваться как на создании соответствующего постоянного информационного поля в СМИ, школах, вузах, дошкольных заведениях, на предприятиях и в организациях, так и на создании системы неотвратимости ответственности за экологические правонарушения

15. Необходимым условием обеспечения ЭБ региона является широкое участие населения в решении экологических проблем в соответствии с существующим законодательством. Все формы участия населения (от общественных слушаний до проведения общественной экологической экспертизы проектов) могут оказать значительный положительный эффект при реализации всех отмеченных в данной Стратегии проектов, ни один из которых, в соответствии с названным выше принципом потенциальной экологической опасности, не может считаться безупречным.

16. Максимальное приближение технологий, уровней риска, отчуждаемых площадей и тому подобное к критериям устойчивого развития возможно лишь на неукоснительном выполнении существующего природоохранного, природоресурсного и иного законодательства в сфере экологической, промышленной, санитарно-эпидемиологической безопасности, основанном на контроле их выполнения как государственными институтами, так и общественными организациями.

Основными направлениями повышения экологической устойчивости территории являются:

· сохранение и восстановление природных экосистем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций, в том числе на основе создания новых и расширения существующих особо охраняемых природных территорий, реализация мероприятий, направленных на охрану редчайших видов фауны и флоры;

· незамедлительное принятие мер по полному прекращению негативного воздействия на озеро Байкал и прилегающие водосборные площади;

· развитие инфраструктуры по захоронению и переработке отходов: строительство отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов) и реализация проектов по переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления;

· экологическая оптимизация отраслей экономики региона, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности;

· реабилитация зон экологического неблагополучия;

· охрана водных биоресурсов и акваторий;

· строгое исполнение существующих норм закона и разработка новых инициатив, направленных на ужесточение контроля над природопользованием;

· осуществление всей системы природопользования, основываясь на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

· осуществление эффективного государственного экологического мониторинга за состоянием окружающей среды на территории Дальневосточного региона;

· внедрение системы экологического менеджмента по международным стандартам на предприятиях, организациях всех форм собственности, органах власти всех уровней;

· формирование высокой экологической культуры населения на основе комплексной и непрерывной системы экологического образования, воспитания и просвещения.

Таким образом, базовым принципом обеспечения ЭБ Дальневосточного региона является комплексный триединый подход при решении задач охраны окружающей среды и благополучия населения:

1) все существующие и вновь планируемые промышленные и иные, хотя бы минимально затрагивающие функционирование природных и природно-техногенных систем проекты должны реализовываться только на основе анализа и управления рисками;

2) проектирование, эксплуатация опасных производственных объектов и постэксплуатационные мероприятия, а также любые формы природопользования должны быть основаны на обязательном исполнении норм международного права и российского законодательства, в том числе необходимо ужесточить ответственность за его неисполнение;

3) основой всех действий по природопользованию должен стать глубокий научный анализ возможных последствий, основанный на фундаментальных законах естествознания, заложенный в основу процедуры ОВОС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: