Занятие №32,33 Релейная централизация промежуточных

Схемы управления стрелками

Схемы управления стрелками в релейной централизации являют­ся ответственными частями и не должны давать опасного отказа. Поэтому они имеют такое построение, при котором любое повре­ждение схемы исключает перевод стрелки и получение ложного ее положения.

Выполняя требования по безопасности движения, схемы управле­ния стрелками должны обеспечивать: перевод стрелки из одного положения в другое; правильный контроль положения стрелки; за­вершение перевода стрелки (доведение стрелочных остряков до крайнего положения), если во время перевода на стрелочную сек­цию вступила подвижная единица; невозможность перевода стрел­ки под подвижным составом и самопроизвольного перевода стрел­ки; возможность перевода стрелки только при свободном стрелочном участке; невозможность перевода стрелки, замкнутой в установленном маршруте.

Схемы управления обеспечивают перевод стрелки двумя способа­ми: централизованным (с аппарата управления в помещении ДСП) и местным (из путевой коробки или с маневровой колонки).

При централ изо в анном управлении стрелкой схема состоит из трех цепей: управляющей, рабочей и контрольной.

Управляющая цепь предназначена для включения с пульта управле­ния пусковых приборов стрелочного электропривода с проверкой условий, обеспечивающих безопасность движения: свободность стрелочного участка, в который входит переводимая стрелка, от­сутствие замыкания стрелки во враждебном маршруте и отсутствие передачи стрелки на местное управление. Рабочая цепь предназна­чена для подключения двигателя стрелочного электропривода к источнику питания для перевода стрелки из одного положения в другое. Контрольная цепь служит для непрерывного контроля плю­сового, минусового и промежуточного положений стрелочного при­вода (стрелки).

Домашнее задание: стр. 170-175

станций. (4 часа)

Содержание:

1) Этапы работы релейной централизации промежуточной станции.

2) Способы замыкания и размыкания маршрута.

3) Особенности работы и РЦЦ.

4) Типы и элементы пультов управления.

5) Порядок действия ДСП при установления маршрутов приёма, отправления, отмена маршрута.

Этапы работы релейной централизации. На промежуточных стан­циях в основном производятся прием и отправление поездов и вы­полняется небольшая маневровая работа. Для организации маршру­тизированных передвижений в централизацию включают все:трелки, входящие в маршруты приема и отправления. Эти стрелки оборудуют электроприводами типа СП, ВСП. Для выполнения тре­бования ПТЭ по взаимному замыканию стрелок и светофоров в ЭЦ между стрелками и сигналами при этом осуществляют такую зави­симость, чтобы при неустановленном маршруте стрелки были сво­бодны от замыкания и их можно было переводить, а светофоры дол­жны быть закрыты; после приготовления маршрута и открытия светофора стрелки должны замыкаться в маршруте и оставаться замк­нутыми до момента полного проследования поезда по установлен­ному маршруту. После прохода поезда по маршруту стрелки отмы­каются для возможности перевода их в других маршрутах, а светофоры замыкаются.

При устройстве релейной централизации на станции все приемо- отправочные пути и стрелочные секции оборудуют рельсовыми це­пями, чтобы не допустить возможности перевода стрелок под со­ставом или открытия светофора на занятый путь.

Всю работу релейной централизации можно разделить на сле­дующие этапы (рис. 9.8): установка маршрута и открытие светофора, замыкание маршрута, отмена и размыкание маршрута. Устанав­ливают маршрут переводом необходимых стрелок. Затем проверя­ют правильность устанавливаемого маршрута с контролем пра­вильного положения стрелок по маршруту; свободность стрелочных секций, входящих в маршрут; свободность пути приема или участ­ков удаления на перегоне (перегона); отсутствие установки враждеб­ных маршрутов в горловине станции и лобовых маршрутов.

После установки маршрута нажатием сигнальной кнопки открывается светофор и в сигнальном повторителе табло пульта управления появляется контроль его открытия. С открытием све­тофора (входного или выходного) наступает замыкание маршру­та, т.е. стрелки, входящие в маршрут, замыкаются и остаются в таком положении, пока по ним не проследует поезд. Замыкание маршрута находится в зависимости не только от открытия свето­фора, но и от состояния участка приближения перед ним. Участ­ком приближения для маршрутов приема считается блок-участок перед входным светофором, для маршрутов отправления — отпра­вочный путь, в маневровых маршрутах — изолированный стре­лочный или путевой участок в горловине станции или путь перед маневровым светофором.

Релейная централизация с раздельным управлением и со значитель­ным объемом маневровой работы. В системе РЦЦ все передвижения (поездные и маневровые) маршрутизированы. Для более эконом­ного расхода релейной аппаратуры в системе РЦЦ электрические схемы строятся по плану станции и являются общими для маршру­тов всех категорий и направлений.

Для построения таких общих схем каждой стрелочной или бесстрелочной секции присваивают с помощью релейной аппарату­ры функции элементарного маршрута, который обладает самостоятельными средствами контроля, замыкания и размыка­ния. Из отдельных элементарных маршрутов можно составить мар­шрут любой сложности и протяженности.

Пульт-табло желобкового пита в верхней части имеет схему станции, пути которой выполнены в виде отдельных световых ячеек со светофильтрами белого и красного цветов. Нормально при неустановленных маршрутах световые ячейки не горят. При уста­новке и готовности маршрута загораются лампочки с белыми свето­фильтрами, образуя белую штриховую полосу по всему маршруту. Занятость путевой или стрелочной секции контролируется загора­нием лампочек с красными светофильтрами, которые образуют крас­ную полосу на табло. Конфигурация светящейся полосы зависит от положения стрелок и точно отражает направление маршрута.

В случае отмены установленного маршрута с выдержкой времени 1...3 мин в пределах стрелочных и путевых секций белая полоса

Над табло станции посередине имеется указатель «Установка мар­шрутов» в виде двух световых ячеек со стрелками, обращенными в разные стороны, для указания направления и категории устанавли­ваемого маршрута. С момента нажатия сигнальной кнопки управле­ния светофором, по которому задается маршрут, загорается ячейка в правой или левой стрелке: зеленым цветом для поездного маршрута, белым для маневрового. Горение ячейки продолжается до момента открытия светофора и отпуска сигнальной кнопки.

Для перевода и контроля положения стрелок в нижней части пульта расположены кнопки и лампочки зеленого и желтого цве­тов. В случае взреза стрелки загорается лампочка «Взрез стрелок», под которой помещена кнопка выключения звонка взреза.

Положение стрелок на станции можно проверить не только по лампочкам над кнопками, но и по табло. Для этого имеется кнопка «Контроль стрелок», при нажатии которой на табло белым светом загораются ячейки по направлению положения стрелок. При повре­ждении изоляции стрелочного участка стрелка переводится с помощью кнопки «Вспомогательный перевод стрелок», снабженной счет­чиком числа нажатий.

Для управления светофорами каждой горловины станции име­ются две группы сигнальных кнопок: поездные и маневровые. Вы­ходные светофоры, совмещенные с маневровым сигналом, имеют две кнопки: одну в группе поездных, другую в группе маневро­вых. После нажатия сигнальной кнопки при условии готовности маршрута светофор открывается. В сигнальном повторителе на схеме станции загорается зеленый или белый огонь. Для входных и выходных светофоров главных приемо-отправочных путей пре­дусмотрены кнопки со счетчиком для включения на них пригла­сительного огня.

Для смены направления движения по неправильному пути в каж­дой горловине станции установлена кнопка «Смена направления» с контрольной лампочкой. Для отмены установленного маршрута имеется кнопка «Отмена маршрута» и контрольная красная лампоч­ка «Отмена». Для искусственного размыкания маршрута в верхней части пульта-табло расположены кнопки секций маршрута и име­ется кнопка «Искусственное размыкание» для включения комплек­та выдержки времени.

Домашнее задание: стр. 179-189

Занятие №35,36 Релейная централизация для средних и крупных станций. (4 часа)

Содержание:

1) Принцип построения РЦ с маршрутным управлением стрелками и светофорами.

2) Аппарат управления МРЦ.

3) Назначение его элементов, порядок работы при установке поездных маневровых и вариантных маршрутов.

На крупных и средних станциях применяют ЭЦ с маршрутным управлением стрелками и светофорами (МРЦ). Если в централиза­ции используют блочный монтаж аппаратуры, то ее называют блоч­ной маршрутно-релейной централизацией (БМРЦ).

На крупных и средних станциях производится большая поезд­ная и маневровая работа. Все передвижения по станции маршрутизи­руются и осуществляются по централизованным маршрутам со вза­имным замыканием стрелок и сигналов. Поэтому на таких станциях готовится много маршрутов и большинство из них приобретает сложную конфигурацию и большую протяженность.

Для более эффективного использования путевого развития круп­ных станций сложные маршруты делят на простые, так называе­мые элементарные маршруты, представляющие собой изолирован­ную стрелочную секцию, в которую входит не более трех стрелок, или бесстрелочную секцию в горловине станции. Элементарный маршрут благодаря релейной аппаратуре обладает всеми свойства­ми самостоятельного маршрута, т. е. свойствами контроля, замы­кания и размыкания.

На крупных и средних станциях применяют ЭЦ с центральными зависимостями и центральным питанием. В такой системе центра­лизации схемы установки, замыкания и размыкания маршрутов строят по плану станции отдельно для каждой стрелочной горло­вины В целях управления стрелками применяется двухпроводная или пятипроводная схема. Для установки маршрута используется маршрутный способ управления

На крупных станциях для ускорения установки маршрутов при­меняют маршрутное управление. Задание маршрутов производит­ся с помощью кнопок, обозначающих начало и конец маршрута. При нажатии двух или нескольких кнопок в течение 5..7 с осуще­ствляются одновременный перевод всех стрелок, входящих в мар­шрут, и открытие светофора Действия ДСП по нажатию кнопок на пульте называются набором маршрута. Маршрутное уп­равление позволяет сократить время на установку маршрута и по­высить пропускную способность горловины станции на 15.. 20 %.

Для маршрутного управления применяют пульт МРЦ, шкаф с кнопками для искусственной разделки секций маршрутов и для вспо­могательного перевода стрелок в случае ложной занятости стрелоч­ной секции (эти кнопки могут располагаться и на самом пульте МРЦ) и пульт-манипулятор с выносным табло Для отражения кон­троля свободности путей, стрелочных секций, положения стрелок и сигналов пульты МРЦ имеют табло желобкового типа.

При установке маршрутов достаточно знать начало и конец мар­шрута и нажать установленные в этих точках маршрутные кнопки: сначала кнопку начала маршрута, затем кнопку конца маршрута. При этом установка стрелок в соответствующее задаваемому маршруту положение и открытие светофора происходят автоматически. После установки маршрута на пульте-табло загораются белая полоса по конфигурации устанавливаемого маршрута и зеленая лампочка в повторителе светофора.

Контроль категории устанавливаемого маршрута фиксируется загоранием ячейки в указателе «Установка маршрутов»: зеленым светом — установка поездного маршрута приема или отправления, белым — маневрового маршрута.

Световая ячейка у кнопки начала маршрута с момента нажатия кнопки до открытия светофора горит мигающим зеленым светом. Также мигающим зеленым светом горят световые ячейки у осталь­ных кнопок по пути устанавливаемого маршрута. Эта индикация означает, что ДСП начал набор маршрута. С открытием светофора эти световые ячейки горят ровным зеленым светом до появления белой полосы на светосхеме, контролирующей установку и замы­кание маршрута, и с ее появлением гаснут. Если при наборе марш­рута ДСП нажимает не ту кнопку, то набор можно отменить нажа­тием кнопки «Отмена набора».

На пульте-табло установлены ключи-жезлы для хозяйствен­ных поездов и подталкивающих локомотивов, отправляемых на перегон с последующим возвращением на станцию. Изъятие клкюча-жезла из аппарата контролируется зажиганием белой конт рольной лампочки.

Кроме маршрутного управления стрелками на пульте-табло предусматривается и раздельное (индивидуальное) управление стрел­ками. Для этого установлены стрелочные коммутаторы на каждую одиночную и две стрелки. Над коммутатором размещаются три лампочки: зеленая и желтая — для контроля соответственно плю­сового и минусового положения стрелки, красная — для контроля перевода и взреза стрелки. При переходе на маршрутный режим управления все стрелочные коммутаторы устанавливаются в сред­нее положение и лампочки над ними не горят.

Для включения индикации положения стрелок на светосхеме и над коммутаторами нажимается кнопка «Контроль стрелок». При длительной потере контроля стрелки звонит звонок, который мо­жет быть выключен кнопкой «Звонок взреза». При восстановлении контроля стрелки и нажатой кнопке вновь включается звонок. Кноп­ку следует привести в нормальное положение.

Перевод стрелки при повреждении рельсовой цепи стрелочного путевого участка может осуществляться без контроля свободности участка нажатием соответствующей кнопки в группе «Стрелки». Эти кнопки двухпозиционные, без фиксации нажатого положения и нор­мально опломбированные.

Набор вариантных поездных маршрутов осу­ществляется нажатием трех и более маршрутных кнопок. При уста­новке вариантного маршрута нажимают все маршрутные кнопки, расположенные по оси пути на трассе данного маршрута, т. е. испо­льзуются маршрутные кнопки повторителей маневровых светофо­ров, расположенных по маршруту.

Набор основных маневровых маршрутов производится нажатием двух маневровых маршрутных кнопок: на­чала и конца маршрута, вариантных маневровых марш­рутов — нажатием нескольких маршрутных кнопок, расположен­ных по трассе устанавливаемого маршрута.

Пульт-манипулятор состоит из секций коммутато ров К, маршрутных и других кнопок управления М и секции связи (на рисунке не показана). Все панели пульта имеют наклон к горизонтали 15 Панель секции К с коммутаторами имеет фор­му трапеции. На панели секции размещаются 34 трехпозицион-ных коммутатора для индивидуального перевода стрелок. Над каждым коммутатором расположены три лампочки: левая с зе­леной линзой контролирует плюсовое положение стрелки, пра­вая с желтой линзой — минусовое, средняя с красной линзой — потерю контроля стрелки.

Панель секции М с маршрутными и другими кнопками управле­ния имеет прямоугольную форму. На ней устанавливаются двухпозиционные кнопки. Маршрутные кнопки разделены на три груп­пы: поездные, маневровые и вариантные. Они размещаются вертикальными рядами по пять кнопок в каждом ряду. В средней части панели располагаются поездные кнопки. Вариантные кноп­ки размещаются в ряду поездных кнопок и имеют желтые головки.

Домашнее задание: стр. 179-189

Итого за первый семестр: 72 ч. из них 14 ч. лабораторных работ и 12 ч. практических работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: