Схемы управления стрелками
Схемы управления стрелками в релейной централизации являются ответственными частями и не должны давать опасного отказа. Поэтому они имеют такое построение, при котором любое повреждение схемы исключает перевод стрелки и получение ложного ее положения.
Выполняя требования по безопасности движения, схемы управления стрелками должны обеспечивать: перевод стрелки из одного положения в другое; правильный контроль положения стрелки; завершение перевода стрелки (доведение стрелочных остряков до крайнего положения), если во время перевода на стрелочную секцию вступила подвижная единица; невозможность перевода стрелки под подвижным составом и самопроизвольного перевода стрелки; возможность перевода стрелки только при свободном стрелочном участке; невозможность перевода стрелки, замкнутой в установленном маршруте.
Схемы управления обеспечивают перевод стрелки двумя способами: централизованным (с аппарата управления в помещении ДСП) и местным (из путевой коробки или с маневровой колонки).
|
|
При централ изо в анном управлении стрелкой схема состоит из трех цепей: управляющей, рабочей и контрольной.
Управляющая цепь предназначена для включения с пульта управления пусковых приборов стрелочного электропривода с проверкой условий, обеспечивающих безопасность движения: свободность стрелочного участка, в который входит переводимая стрелка, отсутствие замыкания стрелки во враждебном маршруте и отсутствие передачи стрелки на местное управление. Рабочая цепь предназначена для подключения двигателя стрелочного электропривода к источнику питания для перевода стрелки из одного положения в другое. Контрольная цепь служит для непрерывного контроля плюсового, минусового и промежуточного положений стрелочного привода (стрелки).
Домашнее задание: стр. 170-175
станций. (4 часа)
Содержание:
1) Этапы работы релейной централизации промежуточной станции.
2) Способы замыкания и размыкания маршрута.
3) Особенности работы и РЦЦ.
4) Типы и элементы пультов управления.
5) Порядок действия ДСП при установления маршрутов приёма, отправления, отмена маршрута.
Этапы работы релейной централизации. На промежуточных станциях в основном производятся прием и отправление поездов и выполняется небольшая маневровая работа. Для организации маршрутизированных передвижений в централизацию включают все:трелки, входящие в маршруты приема и отправления. Эти стрелки оборудуют электроприводами типа СП, ВСП. Для выполнения требования ПТЭ по взаимному замыканию стрелок и светофоров в ЭЦ между стрелками и сигналами при этом осуществляют такую зависимость, чтобы при неустановленном маршруте стрелки были свободны от замыкания и их можно было переводить, а светофоры должны быть закрыты; после приготовления маршрута и открытия светофора стрелки должны замыкаться в маршруте и оставаться замкнутыми до момента полного проследования поезда по установленному маршруту. После прохода поезда по маршруту стрелки отмыкаются для возможности перевода их в других маршрутах, а светофоры замыкаются.
|
|
При устройстве релейной централизации на станции все приемо- отправочные пути и стрелочные секции оборудуют рельсовыми цепями, чтобы не допустить возможности перевода стрелок под составом или открытия светофора на занятый путь.
Всю работу релейной централизации можно разделить на следующие этапы (рис. 9.8): установка маршрута и открытие светофора, замыкание маршрута, отмена и размыкание маршрута. Устанавливают маршрут переводом необходимых стрелок. Затем проверяют правильность устанавливаемого маршрута с контролем правильного положения стрелок по маршруту; свободность стрелочных секций, входящих в маршрут; свободность пути приема или участков удаления на перегоне (перегона); отсутствие установки враждебных маршрутов в горловине станции и лобовых маршрутов.
После установки маршрута нажатием сигнальной кнопки открывается светофор и в сигнальном повторителе табло пульта управления появляется контроль его открытия. С открытием светофора (входного или выходного) наступает замыкание маршрута, т.е. стрелки, входящие в маршрут, замыкаются и остаются в таком положении, пока по ним не проследует поезд. Замыкание маршрута находится в зависимости не только от открытия светофора, но и от состояния участка приближения перед ним. Участком приближения для маршрутов приема считается блок-участок перед входным светофором, для маршрутов отправления — отправочный путь, в маневровых маршрутах — изолированный стрелочный или путевой участок в горловине станции или путь перед маневровым светофором.
Релейная централизация с раздельным управлением и со значительным объемом маневровой работы. В системе РЦЦ все передвижения (поездные и маневровые) маршрутизированы. Для более экономного расхода релейной аппаратуры в системе РЦЦ электрические схемы строятся по плану станции и являются общими для маршрутов всех категорий и направлений.
Для построения таких общих схем каждой стрелочной или бесстрелочной секции присваивают с помощью релейной аппаратуры функции элементарного маршрута, который обладает самостоятельными средствами контроля, замыкания и размыкания. Из отдельных элементарных маршрутов можно составить маршрут любой сложности и протяженности.
Пульт-табло желобкового пита в верхней части имеет схему станции, пути которой выполнены в виде отдельных световых ячеек со светофильтрами белого и красного цветов. Нормально при неустановленных маршрутах световые ячейки не горят. При установке и готовности маршрута загораются лампочки с белыми светофильтрами, образуя белую штриховую полосу по всему маршруту. Занятость путевой или стрелочной секции контролируется загоранием лампочек с красными светофильтрами, которые образуют красную полосу на табло. Конфигурация светящейся полосы зависит от положения стрелок и точно отражает направление маршрута.
В случае отмены установленного маршрута с выдержкой времени 1...3 мин в пределах стрелочных и путевых секций белая полоса
Над табло станции посередине имеется указатель «Установка маршрутов» в виде двух световых ячеек со стрелками, обращенными в разные стороны, для указания направления и категории устанавливаемого маршрута. С момента нажатия сигнальной кнопки управления светофором, по которому задается маршрут, загорается ячейка в правой или левой стрелке: зеленым цветом для поездного маршрута, белым для маневрового. Горение ячейки продолжается до момента открытия светофора и отпуска сигнальной кнопки.
|
|
Для перевода и контроля положения стрелок в нижней части пульта расположены кнопки и лампочки зеленого и желтого цветов. В случае взреза стрелки загорается лампочка «Взрез стрелок», под которой помещена кнопка выключения звонка взреза.
Положение стрелок на станции можно проверить не только по лампочкам над кнопками, но и по табло. Для этого имеется кнопка «Контроль стрелок», при нажатии которой на табло белым светом загораются ячейки по направлению положения стрелок. При повреждении изоляции стрелочного участка стрелка переводится с помощью кнопки «Вспомогательный перевод стрелок», снабженной счетчиком числа нажатий.
Для управления светофорами каждой горловины станции имеются две группы сигнальных кнопок: поездные и маневровые. Выходные светофоры, совмещенные с маневровым сигналом, имеют две кнопки: одну в группе поездных, другую в группе маневровых. После нажатия сигнальной кнопки при условии готовности маршрута светофор открывается. В сигнальном повторителе на схеме станции загорается зеленый или белый огонь. Для входных и выходных светофоров главных приемо-отправочных путей предусмотрены кнопки со счетчиком для включения на них пригласительного огня.
Для смены направления движения по неправильному пути в каждой горловине станции установлена кнопка «Смена направления» с контрольной лампочкой. Для отмены установленного маршрута имеется кнопка «Отмена маршрута» и контрольная красная лампочка «Отмена». Для искусственного размыкания маршрута в верхней части пульта-табло расположены кнопки секций маршрута и имеется кнопка «Искусственное размыкание» для включения комплекта выдержки времени.
Домашнее задание: стр. 179-189
|
|
Занятие №35,36 Релейная централизация для средних и крупных станций. (4 часа)
Содержание:
1) Принцип построения РЦ с маршрутным управлением стрелками и светофорами.
2) Аппарат управления МРЦ.
3) Назначение его элементов, порядок работы при установке поездных маневровых и вариантных маршрутов.
На крупных и средних станциях применяют ЭЦ с маршрутным управлением стрелками и светофорами (МРЦ). Если в централизации используют блочный монтаж аппаратуры, то ее называют блочной маршрутно-релейной централизацией (БМРЦ).
На крупных и средних станциях производится большая поездная и маневровая работа. Все передвижения по станции маршрутизируются и осуществляются по централизованным маршрутам со взаимным замыканием стрелок и сигналов. Поэтому на таких станциях готовится много маршрутов и большинство из них приобретает сложную конфигурацию и большую протяженность.
Для более эффективного использования путевого развития крупных станций сложные маршруты делят на простые, так называемые элементарные маршруты, представляющие собой изолированную стрелочную секцию, в которую входит не более трех стрелок, или бесстрелочную секцию в горловине станции. Элементарный маршрут благодаря релейной аппаратуре обладает всеми свойствами самостоятельного маршрута, т. е. свойствами контроля, замыкания и размыкания.
На крупных и средних станциях применяют ЭЦ с центральными зависимостями и центральным питанием. В такой системе централизации схемы установки, замыкания и размыкания маршрутов строят по плану станции отдельно для каждой стрелочной горловины В целях управления стрелками применяется двухпроводная или пятипроводная схема. Для установки маршрута используется маршрутный способ управления
На крупных станциях для ускорения установки маршрутов применяют маршрутное управление. Задание маршрутов производится с помощью кнопок, обозначающих начало и конец маршрута. При нажатии двух или нескольких кнопок в течение 5..7 с осуществляются одновременный перевод всех стрелок, входящих в маршрут, и открытие светофора Действия ДСП по нажатию кнопок на пульте называются набором маршрута. Маршрутное управление позволяет сократить время на установку маршрута и повысить пропускную способность горловины станции на 15.. 20 %.
Для маршрутного управления применяют пульт МРЦ, шкаф с кнопками для искусственной разделки секций маршрутов и для вспомогательного перевода стрелок в случае ложной занятости стрелочной секции (эти кнопки могут располагаться и на самом пульте МРЦ) и пульт-манипулятор с выносным табло Для отражения контроля свободности путей, стрелочных секций, положения стрелок и сигналов пульты МРЦ имеют табло желобкового типа.
При установке маршрутов достаточно знать начало и конец маршрута и нажать установленные в этих точках маршрутные кнопки: сначала кнопку начала маршрута, затем кнопку конца маршрута. При этом установка стрелок в соответствующее задаваемому маршруту положение и открытие светофора происходят автоматически. После установки маршрута на пульте-табло загораются белая полоса по конфигурации устанавливаемого маршрута и зеленая лампочка в повторителе светофора.
Контроль категории устанавливаемого маршрута фиксируется загоранием ячейки в указателе «Установка маршрутов»: зеленым светом — установка поездного маршрута приема или отправления, белым — маневрового маршрута.
Световая ячейка у кнопки начала маршрута с момента нажатия кнопки до открытия светофора горит мигающим зеленым светом. Также мигающим зеленым светом горят световые ячейки у остальных кнопок по пути устанавливаемого маршрута. Эта индикация означает, что ДСП начал набор маршрута. С открытием светофора эти световые ячейки горят ровным зеленым светом до появления белой полосы на светосхеме, контролирующей установку и замыкание маршрута, и с ее появлением гаснут. Если при наборе маршрута ДСП нажимает не ту кнопку, то набор можно отменить нажатием кнопки «Отмена набора».
На пульте-табло установлены ключи-жезлы для хозяйственных поездов и подталкивающих локомотивов, отправляемых на перегон с последующим возвращением на станцию. Изъятие клкюча-жезла из аппарата контролируется зажиганием белой конт рольной лампочки.
Кроме маршрутного управления стрелками на пульте-табло предусматривается и раздельное (индивидуальное) управление стрелками. Для этого установлены стрелочные коммутаторы на каждую одиночную и две стрелки. Над коммутатором размещаются три лампочки: зеленая и желтая — для контроля соответственно плюсового и минусового положения стрелки, красная — для контроля перевода и взреза стрелки. При переходе на маршрутный режим управления все стрелочные коммутаторы устанавливаются в среднее положение и лампочки над ними не горят.
Для включения индикации положения стрелок на светосхеме и над коммутаторами нажимается кнопка «Контроль стрелок». При длительной потере контроля стрелки звонит звонок, который может быть выключен кнопкой «Звонок взреза». При восстановлении контроля стрелки и нажатой кнопке вновь включается звонок. Кнопку следует привести в нормальное положение.
Перевод стрелки при повреждении рельсовой цепи стрелочного путевого участка может осуществляться без контроля свободности участка нажатием соответствующей кнопки в группе «Стрелки». Эти кнопки двухпозиционные, без фиксации нажатого положения и нормально опломбированные.
Набор вариантных поездных маршрутов осуществляется нажатием трех и более маршрутных кнопок. При установке вариантного маршрута нажимают все маршрутные кнопки, расположенные по оси пути на трассе данного маршрута, т. е. используются маршрутные кнопки повторителей маневровых светофоров, расположенных по маршруту.
Набор основных маневровых маршрутов производится нажатием двух маневровых маршрутных кнопок: начала и конца маршрута, вариантных маневровых маршрутов — нажатием нескольких маршрутных кнопок, расположенных по трассе устанавливаемого маршрута.
Пульт-манипулятор состоит из секций коммутато ров К, маршрутных и других кнопок управления М и секции связи (на рисунке не показана). Все панели пульта имеют наклон к горизонтали 15 Панель секции К с коммутаторами имеет форму трапеции. На панели секции размещаются 34 трехпозицион-ных коммутатора для индивидуального перевода стрелок. Над каждым коммутатором расположены три лампочки: левая с зеленой линзой контролирует плюсовое положение стрелки, правая с желтой линзой — минусовое, средняя с красной линзой — потерю контроля стрелки.
Панель секции М с маршрутными и другими кнопками управления имеет прямоугольную форму. На ней устанавливаются двухпозиционные кнопки. Маршрутные кнопки разделены на три группы: поездные, маневровые и вариантные. Они размещаются вертикальными рядами по пять кнопок в каждом ряду. В средней части панели располагаются поездные кнопки. Вариантные кнопки размещаются в ряду поездных кнопок и имеют желтые головки.
Домашнее задание: стр. 179-189
Итого за первый семестр: 72 ч. из них 14 ч. лабораторных работ и 12 ч. практических работ.