Способность не терять нить обсуждения, соотносить ход дискуссии с целью исследования.
Способность воодушевлять участников обсуждения. Решение о покупке той или иной марки продуктов часто осуществляется покупателями как бы «на автопилоте», и разговорить их на эту тему довольно сложно. Отчасти в решении этой проблемы могут помочь прожективные методы, использование которых требует от модератора таланта и фантазии (так, Темплтон предложила домохозяйкам объяснить гостю с Венеры, что такое маргарин, как он употребляется, какие различия существуют между его отдельными марками). Однако применяемые психологические методы в каком-то смысле являются вторичными по отношению к личностным качествам того, кто их использует /Р. Альберт/ «способность к сопереживанию» - это весьма важное экспертное свидетельство человека, много раз наблюдавшего группы через полупрозрачное зеркало.
Активное слушание: внимание, понимание, адекватное реагирование, сопереживание, эмпатия.
Способность отстаивать свою главенствующую роль. Да, модератор не должен проявлять авторитарный стиль руководства и не должен быть лидером дискуссии, чтобы не вносить искажений в спонтанный ход обсуждения.
Однако, модератор должен ясно объяснить группе, что он является ответственным за получение нужной информации, и что группа собрана именно для того, чтобы помочь ему в достижении этой цели.
Причины выхода группы из-под контроля:
- возникновения острого спора, переходящего в конфликт
- слишком интересный, «слишком живой объект»
- вторжение в дискуссию эмоционально значимой посторонней темы (политика, национальности).
Эффективное использование времени дискуссии. В отчете всегда видно, насколько время использовалось эффективно или нет.
Эффективное использование времени дискуссии включает в себя:
высокий темп обсуждения,
отсутствие пауз,
лаконизм высказываний участников,
сосредоточение на проблеме обсуждения,
отсутствие явных отступлений от обсуждаемого круга вопросов.
Темп обсуждения и лаконизм высказываний отчасти задаются запланированным заранее числом участников. Однако от модератора зависит создание высокого эмоционального тонуса и вовлечение в дискуссию всех участников, тж. лишь при этих условиях выступающие начинают ценить каждую секунду предоставленного им времени.
Степень группового и индивидуального самоконтроля, которую достигает группа с помощью модератора является главным условием ее успеха. Ослабление самоконтроля приводит либо к авторитаризму, либо к попустительству — двум одинаково неприемлемым альтернативам.