Вывод по уроку

Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Один членов архивной группы подготовил рассказ о Доме Толстого в Ясной Поляне

Год.

Год.

Год.

Год.

Год

Год

Современные избирательные технологии связей с общественностью (Кузнецов)

Этапы развития политических PR-технологий (Кузнецов)

Основные тенденции современных изменений

Развитие информационной технологии

Современная база индустриальной революции второй половины XX века характеризуется разработкой и широким применением компьютеров, обрабатывающих информацию, как раньше машины обрабатывали материалы и производили энергию.

«Электронный офис». Появление микрокомпьютера привело к дальнейшему изменению технического оснащения аппарата управления и рождению его нового типа - «электронного офиса». Преобразуя информацию по сложной программе, микрокомпьютер воплощает примитивную форму интеллекта.

Изобретение микропроцессора в такой степени снизило стоимость электронных вычислений, что он стал применяться в самых широких сферах.

Современное техническое оснащение деятельности аппарата управления может включать:

• оргтехнические блоки, оснащенные микрокомпьютерами, расположенными на рабочих местах практически каждого служащего – от клерка до руководителя предприятия;

• программы, которые обеспечивают взаимодействие человека и машины, включают необходимые средства для обработки информации и отражают накопленный опыт аппарата управления;

• коммуникационные сети, связывающие оргтехнические блоки между собой и с центральными процессорами, а также с внешними источниками информации;

• устройства совместного пользования, такие, как электронные файлы, печатающие и сканирующие устройства, доступные всем оргтехническим блокам через линии связи.

Принципиальная схема построения и взаимодействия основных элементов современной информационной системы организации приведена на рис. 17.3.

Первым крупным шагом по внедрению процедур связей с общественностью в нашей стране явились выборы народных депутатов СССР в 1989 г. Выдвижение и отбор кандидатов, сами выборы вылились во многих регионах в крупные акции связей с общественностью. Здесь начали применяться некоторые элементы избирательных технологий связей с общественностью, такие как создание команд поддержки, контрпропаганда, массовые акции, «листовочная война», кампании «от двери до двери» и т.д.

Следующим значительным шагом в развитии выборных технологий связей с общественностью стала предвыборная кампания 1990 г. К моменту ее начала многие кандидаты имели уже собственные избирательные штабы и команды. Основной формой связи с общественностью в крупных городах стали митинги и собрания. Впервые в штабах кандидатов начали разрабатываться концепции и стратегии предвыборной борьбы. Заметную роль в рекламе кандидатов стало играть телевидение. Миллионы россиян следили за политическими дебатами на ТВ.

Стратегия борьбы, основанная на делении общества на два непримиримых лагеря, получила свое развитие выборах 1993 г. и успешно просуществовала до наших дней, хотя политические силы — носители этой стратегии «непримиримости» — в корне изменились. Формировались коалиции, штабы и команды поддержки, анализировались способы и методы агитации. Впервые начал целенаправленно создаваться «имидж» кандидатов. Финансы стали играть заметную, хотя пока еще и не определяющую роль. Иногда «бедные кандидаты добивались успеха.

Отличительная особенность выборов в Федеральное Собрание, 1993г. — вступление в предвыборную борьбу не только отдельных кандидатов, но и политических партий и объединений.

Впервые было принято решение о голосовании по партийным спискам. При этом к началу выборов практически заново сложились основные партии, блоки и объединения. Во многом это объяснялось тем, что прежние партийные структуры оказались либо разрушены, либо были плохо приспособлены к борьбе за места в новом парламенте.

Изменение принципов голосования впервые в явном виде поставило перед партиями вопрос об их социальной базе. Именно к этому периоду относится и начало массовых социологических исследований по различным вопросам выборов. Эти исследования, в частности, выявили тот факт, что многие избиратели испытывали огромное отчуждение к выборам. Они не знали и не хотели знать программ каких-либо партий.

Две наиболее крупные избирательные кампании последнего времени в России (выборы в Государственную Думу РФ 2003г. и президентские 2004г.) так же, как и выборы глав региональной администрации и в органы местного самоуправления, продемонстрировали широкий набор методов связей с общественностью, применявшихся различными политическими партиями, кандидатами и блоками.

Отметим, что использование участниками выборной кампании той или иной технологии связей с общественностью обусловливалось прежде всего наличием имевшихся в их распоряжении ресурсов, необходимых для этого. К их числу можно отнести:

· поддержку органов власти управления в центре и на местах,

· развитость собственных региональных структур,

· финансовые и материальные возможности,

· привлекательность исповедуемых идей для широких масс избирателей,

· наличие большого числа активистов и сторонников, готовых отдать избирательной кампании свое свободное время,

· доступ к электронным и печатным средствам массовой информации, интеллектуальный потенциал штаба и команды,

· их способность генерировать нестандартные ходы и методы борьбы,

· наличие в блоке лидеров общенационального и регионального масштаба.

Пример сложившейся практики связей с общественностью дают избирательные кампании США. Прошедшие в ноябре 2004 г. выборы президента, членов сената и палаты представителей американского конгресса, а также губернаторов говорят об активном и эффективном участии органов связей с общественностью в предвыборном марафоне.

Впервые за много лет в США Дж. Буш и Д. Керри имели одинаковые шансы занять президентское кресло, так как американское общество в своих предпочтениях, по сути дела, раскололось пополам. Предвыборная кампания прошла под лозунгом безопасности и защиты CША от международного терроризма.

Демократы основные силы бросили на создание негативного образа кандидата-республиканца. Ввиду того что американская предвыборная кампания построена по классическим принципам шоу, как и положено в таких случаях, всякий лидер должен выбрать себе легко узнаваемый образ. Д. Керри выбрал тему «Доверие». День за днем демократы упорно проводили линию недоверия Дж. Бушу, даже вопреки данным социологических опросов, опровергавших ее.

Конечно, республиканская партия совместно с командой Дж. Буша выиграла выборы не только благодаря неуклюжести оппонентов. Они удачно проводили и собственную избирательную кампанию. Интуитивно или сознательно ими был выбран лозунг «Безопасность», вдохновивший чуть ли не половину американского электората, уверенного в ее насущной необходимости для страны.

Республиканцы в США в полной мере использовали также политическую рекламу, которая отличалась многообразием и дифференцированностью. Она включала не только традиционные в России плакаты, транспаранты и листовки. Политическая реклама — это лозунг партии, выполненный с помощью цветов на газоне, это проецируемый на глухой торец десятиэтажного дома слайд с портретом кандидата в Президенты США и тезисным изложением его программы. Функцию политической агитации выполняли также крупноформатные значки с портретом кандидата и кратким, порой весьма остроумным текстом, наклейки на бамперах автомобилей, майки с соответствующими записями и многое другое.

В прошедшей избирательной кампании по выборам Президента США широко использовались девизы, эмблемы, флаги и другая атрибутика партий. Один из видов политической рекламы — так называемые свидетельства. Они заключаются в том, что известные и популярные в народе лица высказывают свое уважение, восхищение, поддержку тому или иному кандидату в президенты.

Важной составной частью избирательной кампании в деятельности партий США является так называемая институциалъная реклама: когда партии выступают спонсорами того или иного социально-экономического проекта, который вызывает интерес и благодарность у избирателей. Они могут также стать учредителями общественного фонда, быть организаторами популярного фестиваля, благотворительного концерта, выступить в роли меценатов.

И все же самым распространенным видом воздействия на электорат в США остаются листовки. В прошедшей предвыборной кампании избиратели чуть ли не каждый день находили в своих почтовых ящиках самые разнообразные политические листовки, как правило, красочные, напечатанные на первоклассной бумаге. Помимо этого, на последнем этапе предвыборного марафона кандидаты на пост Президента США записывали свои выступления на видеокассеты и бесплатно раздавали их населению.

В политической борьбе между партиями США большую роль играют символы. Известно, что символом республиканской партии является слон, а символом демократической — осел. Изображение слона или осла на плакате, листовке, значке лаконично сообщает, от имени какой партии ведется политическая борьба.

Таким образом, в ходе избирательной кампании партии США широко и небезуспешно применяют различные формы и методы связи с общественностью, а именно пропаганду и агитацию. Пропаганда ставит своей целью создать и как можно прочнее закрепить у населения определенную систему ценностей. Что касается агитации, то ее задача активизировать электорат, призвать его к конкретному голосованию за того или иного кандидата на пост Президента США.

Одним из главных средств связей с общественностью на Западе и в США является телевидение. Его роль в конкурентной борьбе основывается на двух факторах, тесно связанных между собой.

Первый фактор — особенность воздействия на массовое сознание. Все то, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя соучастником происходивших на экране событий. Отсюда высокий уровень доверия к телевидению, что особенно важно, когда на экране появляется кандидат на политический пост. Непосредственное обращение к телезрителю может укрепить симпатии к выступающему, доверие к его словам, но оно способно и обнаружить все его слабости. Поэтому выступление по телевидению требует тщательной подготовки.

Второй фактор — процесс персонификации политики, обусловленный в значительной степени телевидению. Оно многократно усиливает роль тех черт характеров кандидата, его способностей, даже внешности, которые могут привлечь симпатии избирателей. Специалисты по проведению избиратель» кампаний считают, что избиратель решает, кому отдать свой голос, на основании прежде всего оценки личности кандидата.

Нововведением последней предвыборной кампании в США было также широкое применение компьютеров в таком традиционном виде пропаганды, как «прямая почта». Ее технология сводится к следующему. Команда претендента и его партия отбирают различные группы электората, затем составляются и направляются избирателям персональные письма. Каждое из них адресовано конкретному человеку, в нем кандидат уважительно обращается к нему, в конце ставится личная подпись претендента, имитированная средствами компьютерной графики. Психологический эффект такого обращения чрезвычайно велик: человек, получивший «личное» послание от известного политического деятеля, чувствует определенный долг, который он может оплатить, отдав свой голос за этого кандидата. При этом компьютерная техника позволяла исключительно быстро распечатывать самые различные варианты писем, которые учитывали даже малые, специфические интересы той или иной социальной группы.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро... Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родив­шимся в споре... Не повторять чужих мыслей.

1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, италь­янский и латинский.

4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

5) Изучить историю, географию и статистику.

6) Изучить математику, гимназический курс.

7) Написать диссертацию.

8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9) Написать правила.

10) Получить некоторые познания в естественных науках.

11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1854 год.

2 ноября.... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много по­литических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России ми­нуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из не­счастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября. Когда же, когда, наконец, перестану Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, И средства не знать, как ее заживить.

18 марта.... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.

21 сентября.... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу...

9 мая.... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли половина десятины на душу. Грамотных два.

28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...

5 сентября. Москва.... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собра­лись злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

1881 год.

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (пе­редав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с женою и малыми деть ми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удов­летворять самим себя, т.е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

1 января. Москва.... Собственность, как она теперь - зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же со­мненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием - городовым с пистолетом - это зло.

30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил.на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай I и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 1/2 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.

3 июня.... Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испор­чен. Расчесывают болячки - вот суд.

13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы выработа­ли в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.

21 июня.... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

1883 год.

27 ноября.... Задача всех одна: из своего положения богатства, боль­ших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу,полезному людям.

7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вы­мыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно - это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1889 год.

23-26 февраля. Москва.... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение, только одно - нравственное, внутреннее. Но каким путем пойдет это изменение?

30 апреля. Москва.... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта Про­тив правительства:

1) Церковь, обман, суеверие, траты;

2) Войско, разврат, жестокость, траты;

3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5) Фабрика - убийство жизни;

6) Пьянство;

7) Проституция.

1900 год.

30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И ис­кренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...

23 ноября. Москва.... Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не да­ем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

1902 год.

21 марта.... Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

1904 год.

18 июля. Ясная Поляна.... Моя жизнь погублена, испорчена этой ужа­сающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же по­гибели.

1905 год.

31 июля. Ясная Поляна.... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...

... Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не на­силием, а пассивно, неповиновением.

1906 год.

3-4 октября. Ясная Поляна....5) Записано так, после очень тяжелого на строения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

1907 год. 26 октября. Ясная Поляна.... 7) (Очень важное!) Непротивле­ние злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого от дельного человека и для всего человечества - даже для всего жи­вого.

19 апреля. Ясная Поляна.... Чувствую большую тяжесть от глупой бла­готворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.

3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так же­лательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.

Из «тайного» дневника 1908 года.

2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно - уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти...

7 января....Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», — напишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, который писатель вел — с небольшими перерывами — до конца своих дней. Толстой записывал не только наблюде­ния и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей, Последняя его днев­никовая запись сделана за три дня до смерти...

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее — и все пойдет как по маслу. Он даже соста­вил правила, в которые верил со всем жаром своей душой. (Правила и программа Л. Н. Толстого написаны на классной доске, школь­ники могут перенести их в свои тетради.)

Правила: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не­смотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...» и т. д.

Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком. Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике програм-му, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

1)Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоре­тической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию, статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Л. Н. Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отли­чавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребо­вали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право. Тол­стой становится «мировым посредником. При разрешении споров между по­мещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной По­ляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, огля­дываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на слу­жение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.

Мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней— шкафы с кни­гами. Это — часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых: деду со стороны матери — князю Волконскому, отцу Льва Нико­лаевича и самому Толстому.

Самая большая и светлая комната в доме — зала. Поражает отсутст­вие каких-либо предметов роскоши. Из залы мы переходим в гостиную, где жила Т. А. Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру, остав­шихся малолетними сиротами. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной — кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Ан­дреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала (с десяти утра до двух-трех часов дня). Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте. Кажется, будто Толстой только-только покинул эту комнату...

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12-м часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берет записную книжку, веч­ное перо и делает очередную запись. Клеенчатая тетрадь дневника, каранда­ши и самопишущая ручка — всегда у него под рукой: ведь Толстой нередко вел записи и по ночам в часы бессонницы.

Наше внимание привлекли гантели, лежащие около умывальника на полу. О его любви к верховой езде напоминал висящий хлыстик. Здесь, в спальне, особенно остро ощущаешь требовательность Льва Николаевича к себе, его скромность и то уважение, с которым он относился к окружавшим его людям. Толстой никогда не позволял никому убирать за собой, сам наво­дил порядок в кабинете и спальне. Писатель бережно относился к вещам, ко-

торые носил, был во всем строг к себе. На людях держался просто и искрен­не, умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности и доверия.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ре мингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещенные цензурой статьи, правилась корректура, писа­лись ответы на письма. Над своими произведениями писатель работал очень тщательно, переделывал их по много раз. Черновики для удобства автора (из-за его плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» — семь раз, «Кавказ­ский пленник» 100раз(!)!

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И наконец, последнее посещение — комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И. С. Тургенев. А. А. Фет. А. П. Чехов. И. Е. Репин, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, Н. Н. Ге, И. И. Мечников и многие-многие другие. Домашние еще называли эту ком­нату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом (в нише одной из стен установлен мраморный бюст брата Толстого, Николая Николаевича, которого он очень любил). В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873— 1877 годах) «Анна Каренина», здесь же он работал над «Азбукой» и незавершенными историческими романами из эпохи Петра I и декабристов. В этой комнате писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был ус­тановлен и привезенный 9 ноября 1910 года гроб с его телом, когда Россия навсегда прощалась с Львом Толстым...

Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам:

"как сохранить доброту и любовь? Ответить на них сегодня не легче, не проще...

К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы: Каким предстает Толстой в воспоминаниях его современни­ков? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок вам? Плакаты с цитатами закрепляются на магнитной доске перед классом. «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творче­ство так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический ха­рактер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего воз­раста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.

Комментарий ученика. «Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды — смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне осо­бенно дорог писатель».

«Весь мир, вся земля смотрит на него... отовсюду к нему протянуты жи­вые, трепетные нити...»

М. Горький

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислу­шаться!»

Т. Драйзер

Комментарий ученика. «Все цитаты помогают понять мировое значе­ние Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет осо­бую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художни­ком, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».

Домашнее задание:

1 составить хронологическую таблицу по биографии Л.Н. Толстого, пользуясь материалом учебника;

2) сочинение-миниатюра «Моя встреча с Л.Н.Толстым».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: