Соотношение знания и информации

Знание Информация
Знание всегда чье - то, кому - то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой). Информация - это ничейная территория, она бессубъектна, её можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит.
Знание, становясь всеобщим достоянием, обогащает знаю­щих. Информация в подобном случае обесценивается.
Знание имеет значение. Информация имеет назначение.
Знание имеют ценность рег зе. Знания не имеют цены, они имеют личностный и жизненный смысл. Информация - в лучшем случае - может иметь цену, но не ценность.
Есть субъект, порождающий знание. Есть пользователь, потребляющий информацию.
Знание - бессмертно. Информация - предмет временный, преходящий, скоропор­тящийся (яичко дорого к Христову дню).
Знание - средство, которое становится функциональным органом индивида. Знание - это посох, который помогает идти дальше в мир знания и незнания Информация - это такое средство, которое как палку после использования можно отбросить.

Психолого-педагогический анализ знания:

1. Предметная (специальная) составляющая - закономерности, факты и методы конкретной (частной) науки.

2. Логическая составляющая - логические операции и приемы логического мышления, которые, как правило, жестко
не привязаны к данной предметной области и могут быть одинаковы при решении разных видов задач.

3. Психологическая составляющая - умение планировать свою деятельность, контролировать её ход, вносить при не­
обходимости в неё коррективы и оценивать конечный результат с точки зрения его соответствия поставленной задаче.

Параметры знаний (по Б.Б. Айсмонтасу):

1. Полнота - способность выделить все признаки понятия в их связи друг с другом.

2. Оперативность - способность применить имеющиеся знания в вариативных ситуациях.

3. Глубина - способность выделить существенные признаки того или иного понятия в их взаимосвязи.

4. Гибкость - способность самостоятельно применить или сконструировать несколько способов решения одной и той
же задачи или разработать нестандартный подход к решению сходных задач.

5. Конкретность и обобщенность - способность выделить обобщённое знание, подводить конкретные знания под
обобщённые, относить частное к общему.

6. Свернутость и развернутость - способность излагать свои знания компактно, умение развернуть свои знания в ряд
последовательных шагов.

7. Систематичность - умение определить иерархию понятий в их последовательности, взаимосвязи.

8. Осознанность - умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов и т.д.
Классификация видов знания:

1) По происхождению: обыденное; научное; учебное.

2) По осознанности: формальное; осознанное.

3) По психологическому уровню: на уровне узнавания; на уровне воспроизведения; на уровне применения в стандарт­
ных ситуациях; перенос в нестандартные ситуации.

4) по уровню обобщенности: эмпирическое; теоретическое.
Этапы усвоения знания '

1. Узнавание.

2. Воспроизведение (после запоминания).

3. Понимание.

4. Применение в знакомых ситуациях.

5. Применение в незнакомых ситуациях.

6. Оценивание.
Уровни усвоения

1. Репродуктивный - применение знаний по образцам, в стандартных ситуациях.

2. Продуктивный - поиск проблем, применение знаний в самых различных ситуациях.
Основные виды отработки и освоения знаний

1. Произвольное:

а) непосредственные - «механическое» заучивание;

б) опосредованные:

- смысловая обработка содержания (разбивка материала на части и их соотношение, осознание сходства и различия

элементов материала);

- мнемотехнические (кодирование, систематизация, графическое образное моделирование, соотношение с усвоенными

знаниями).

2. Непроизвольные:

- выполнение упражнений;

- решение задач;

- осуществление действий с использованием закрепленных знаний.
Признаки понимания знаний:

1. Активность воспроизведения.

2. Постановка вопросов.

3. Способность привести пример.

4. Воспроизведение смысла содержания.

5. Перевод научного текста на «свой язык» и т. п.

НАВЫК - это автоматизированный компонент деятельности, позволяющий выполнять действие с высокой степенью совершенства, без особых усилий и без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания (Коджаспи-рова Г.М., Коджаспиров А.Д. Педагогический словарь. М., 2000).

Навык - автоматизированный компонент деятельности, позволяющий выполнять действия с высокой степенью совер­шенства без особых усилий и без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания (Станкин М.И.).

«Навык - это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двига­тельного упражнения...Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни вы­пускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок» (Н.А. Бернштейн).

Признаки навыков: скорость, автоматизированность, стереотипность, экономичность движений.

Значение навыков:

А) Устраняются лишние движения, ускоряется темп выполнения действий.

Б) Изменяется контроль за действием: зрительный заменяет мускульный.

В) Внимание переносится на результат действия, а не на способ его выполнения.

Развитие навыка (Л.Б. Ительсон)

Этап развития навыка Характер навыка Цель навыка Особенности выполнения действия
Ознакомительный Осмысливание дей­ствий и их представ­ление Ознакомление с приёма­ми выполнения действия Отчётливое понимание цели, но смутное - способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии.
Подготовительный (ана­литический) Сознательное, но неумелое выполне­ние Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их вы­полнения Отчётливое понимание способов выполнения дейст­вия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внима­ние; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль.
Стандартизирующий (синтетический) Автоматизация эле­ментов действия Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движений, их слияние, устра­нение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному кон­тролю.
Варьирующий (ситуативный) Пластическая при­способляемость к ситуации Овладение произвольным регулированием характе­ра действий Гибкое целесообразное выполнение действий; кон­троль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция).

Факторы, влияющие на формирование навыка:

а) правильное распределение упражнений по времени;

б) понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий;

в) знание результатов выполненного действия;

г) влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент научения;

д) рациональное соотношение ре продуктивности и продуктивности;

е) утомление, состояние здоровья, настроение, уверенность в своих силах.
Законы формирования навыка:

1. Закон эффекта - для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при сле­
дующем повторении его улучшить.

2. Закон изменения скорости - быстрое, при первых повторениях, улучшение продуктивности навыков вскоре все бо­
лее замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой).

3. Закон неравномерности развития навыков - улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями под влия­
нием ряда субъективных и объективных причин, влияющих на продуктивность (кривая навыков имеет зубчатую форму).

4. Закон плато в развитии навыков - временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыков (плато
на кривой навыков) говорит о перестройке их психологической структуры.

5. Закон переноса навыка - имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков
(дают положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос).

6. Закон отсутствия предела в развитии навыка - конечное плато в развитии навыков всегда может за счет перестройки
структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности.

7. Закон угасания навыка - при отсутствии повторений навык претерпевает обратное влияние и, прежде всего, деавто-
матизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.

Закономерности формирования навыка

1. В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения: ученик не прогрессиру­
ет, не регрессирует - он «стоит на месте». Такая остановка называется «плато». Это явление свидетельствует о том, что или
содержание, или приёмы обучения, или формы работы, или всё это вместе, исчерпали себя.

2. Упражнение - основная форма осуществления учебной деятельности. Для того чтобы освоить какую-либо деятель­
ность, человеку необходимо её многократно повторить. Упражнение - это активный процесс систематического и целена­
правленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и совершенствования. Количество и качество упраж­
нений зависят от целей обучения и трудности задачи. В целом упражнения позволяют активно формировать многие навыки,
особенно перцептивно-моторные и интеллектуальные.

Упражнение будет успешным, если соблюдаются следующие условия:

1. Осознание учеником цели упражнения и показателей правильности его выполнения,

2. Четкое осознание правил выполнения упражнения.

3. Понимание учеником последовательности и техники выполнения упражнения.

4. Многократное выполнение упражняемых действий.

5. Наличие обратной связи во время выполнения упражнений. Ученик должен постоянно знать, на каком уровне со­
вершенствования он находится, и определять это по доступным и понятным ему критериям.

6. Постоянный контроль и анализ причин ошибок, допускаемых учеником.

7. Формирование у ученика навыков самоконтроля, результатов своих действий.

8. Постепенное усложнение упражнений в направлении повышения трудности заданий.

3. Рассматривая распределение упражнений по времени как закономерность формирования навыка, можно сказать, что наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки. Затем с увеличением времени тренировки ин­тервал между такими действиями должен также увеличиваться.

Можно предположить некоторую умозрительную схему распределения упражнений по времени, отвечающую трём требованиям:

а) упражнение никогда «не сходит на нет»;

б) интервал между упражнениями по мере тренировки увеличивается;

в) программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других. При этом в начале тренировки
должно быть максимум упражнений.

В целом закономерности и особенности формирования навыка включают в себя:

а) целенаправленность;

б) внутреннюю мотивацию и внешнюю инструкцию, создающую установку;

в) правильное распределение упражнений во времени обучения;

г) включение тренируемого явления в имеющую для обучающегося значимость учебную ситуацию;

д) необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия;

е) понимание им общего принципа, схемы действия, в которое включено тренируемое явление;

ж) учит педагогом влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.
Основными причинами деавтоматизации действия могут быть:

- длительные перерывы;

- утомления;

- напряжённость;

- вынужденное изменение скорости или ритмичности действий.
Критерии сформированное™ навыка:

1) Правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок).

2) Скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (внешние критерии).

з) Отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, отсутствие напряжения и быстрой утомляе­
мости, выпадение промежуточных операций (внутренние критерии).

УМЕНИЕ - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения, возможностью
перенесения с одного учебного материала на другой.
__________________________________________ Общеучебные способы работы___________________________________

Вид

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: