Знание | Информация |
Знание всегда чье - то, кому - то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой). | Информация - это ничейная территория, она бессубъектна, её можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. |
Знание, становясь всеобщим достоянием, обогащает знающих. | Информация в подобном случае обесценивается. |
Знание имеет значение. | Информация имеет назначение. |
Знание имеют ценность рег зе. Знания не имеют цены, они имеют личностный и жизненный смысл. | Информация - в лучшем случае - может иметь цену, но не ценность. |
Есть субъект, порождающий знание. | Есть пользователь, потребляющий информацию. |
Знание - бессмертно. | Информация - предмет временный, преходящий, скоропортящийся (яичко дорого к Христову дню). |
Знание - средство, которое становится функциональным органом индивида. Знание - это посох, который помогает идти дальше в мир знания и незнания | Информация - это такое средство, которое как палку после использования можно отбросить. |
Психолого-педагогический анализ знания:
|
|
1. Предметная (специальная) составляющая - закономерности, факты и методы конкретной (частной) науки.
2. Логическая составляющая - логические операции и приемы логического мышления, которые, как правило, жестко
не привязаны к данной предметной области и могут быть одинаковы при решении разных видов задач.
3. Психологическая составляющая - умение планировать свою деятельность, контролировать её ход, вносить при не
обходимости в неё коррективы и оценивать конечный результат с точки зрения его соответствия поставленной задаче.
Параметры знаний (по Б.Б. Айсмонтасу):
1. Полнота - способность выделить все признаки понятия в их связи друг с другом.
2. Оперативность - способность применить имеющиеся знания в вариативных ситуациях.
3. Глубина - способность выделить существенные признаки того или иного понятия в их взаимосвязи.
4. Гибкость - способность самостоятельно применить или сконструировать несколько способов решения одной и той
же задачи или разработать нестандартный подход к решению сходных задач.
5. Конкретность и обобщенность - способность выделить обобщённое знание, подводить конкретные знания под
обобщённые, относить частное к общему.
6. Свернутость и развернутость - способность излагать свои знания компактно, умение развернуть свои знания в ряд
последовательных шагов.
7. Систематичность - умение определить иерархию понятий в их последовательности, взаимосвязи.
8. Осознанность - умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов и т.д.
Классификация видов знания:
|
|
1) По происхождению: обыденное; научное; учебное.
2) По осознанности: формальное; осознанное.
3) По психологическому уровню: на уровне узнавания; на уровне воспроизведения; на уровне применения в стандарт
ных ситуациях; перенос в нестандартные ситуации.
4) по уровню обобщенности: эмпирическое; теоретическое.
Этапы усвоения знания '
1. Узнавание.
2. Воспроизведение (после запоминания).
3. Понимание.
4. Применение в знакомых ситуациях.
5. Применение в незнакомых ситуациях.
6. Оценивание.
Уровни усвоения
1. Репродуктивный - применение знаний по образцам, в стандартных ситуациях.
2. Продуктивный - поиск проблем, применение знаний в самых различных ситуациях.
Основные виды отработки и освоения знаний
1. Произвольное:
а) непосредственные - «механическое» заучивание;
б) опосредованные:
- смысловая обработка содержания (разбивка материала на части и их соотношение, осознание сходства и различия
элементов материала);
- мнемотехнические (кодирование, систематизация, графическое образное моделирование, соотношение с усвоенными
знаниями).
2. Непроизвольные:
- выполнение упражнений;
- решение задач;
- осуществление действий с использованием закрепленных знаний.
Признаки понимания знаний:
1. Активность воспроизведения.
2. Постановка вопросов.
3. Способность привести пример.
4. Воспроизведение смысла содержания.
5. Перевод научного текста на «свой язык» и т. п.
НАВЫК - это автоматизированный компонент деятельности, позволяющий выполнять действие с высокой степенью совершенства, без особых усилий и без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания (Коджаспи-рова Г.М., Коджаспиров А.Д. Педагогический словарь. М., 2000).
Навык - автоматизированный компонент деятельности, позволяющий выполнять действия с высокой степенью совершенства без особых усилий и без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания (Станкин М.И.).
«Навык - это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения...Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок» (Н.А. Бернштейн).
Признаки навыков: скорость, автоматизированность, стереотипность, экономичность движений.
Значение навыков:
А) Устраняются лишние движения, ускоряется темп выполнения действий.
Б) Изменяется контроль за действием: зрительный заменяет мускульный.
В) Внимание переносится на результат действия, а не на способ его выполнения.
Развитие навыка (Л.Б. Ительсон)
Этап развития навыка | Характер навыка | Цель навыка | Особенности выполнения действия |
Ознакомительный | Осмысливание действий и их представление | Ознакомление с приёмами выполнения действия | Отчётливое понимание цели, но смутное - способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии. |
Подготовительный (аналитический) | Сознательное, но неумелое выполнение | Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения | Отчётливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль. |
Стандартизирующий (синтетический) | Автоматизация элементов действия | Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие | Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю. |
Варьирующий (ситуативный) | Пластическая приспособляемость к ситуации | Овладение произвольным регулированием характера действий | Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция). |
Факторы, влияющие на формирование навыка:
|
|
а) правильное распределение упражнений по времени;
б) понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий;
в) знание результатов выполненного действия;
г) влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент научения;
д) рациональное соотношение ре продуктивности и продуктивности;
е) утомление, состояние здоровья, настроение, уверенность в своих силах.
Законы формирования навыка:
1. Закон эффекта - для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при сле
дующем повторении его улучшить.
2. Закон изменения скорости - быстрое, при первых повторениях, улучшение продуктивности навыков вскоре все бо
лее замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой).
3. Закон неравномерности развития навыков - улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями под влия
нием ряда субъективных и объективных причин, влияющих на продуктивность (кривая навыков имеет зубчатую форму).
4. Закон плато в развитии навыков - временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыков (плато
на кривой навыков) говорит о перестройке их психологической структуры.
5. Закон переноса навыка - имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков
(дают положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос).
6. Закон отсутствия предела в развитии навыка - конечное плато в развитии навыков всегда может за счет перестройки
структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности.
7. Закон угасания навыка - при отсутствии повторений навык претерпевает обратное влияние и, прежде всего, деавто-
матизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.
|
|
Закономерности формирования навыка
1. В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения: ученик не прогрессиру
ет, не регрессирует - он «стоит на месте». Такая остановка называется «плато». Это явление свидетельствует о том, что или
содержание, или приёмы обучения, или формы работы, или всё это вместе, исчерпали себя.
2. Упражнение - основная форма осуществления учебной деятельности. Для того чтобы освоить какую-либо деятель
ность, человеку необходимо её многократно повторить. Упражнение - это активный процесс систематического и целена
правленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и совершенствования. Количество и качество упраж
нений зависят от целей обучения и трудности задачи. В целом упражнения позволяют активно формировать многие навыки,
особенно перцептивно-моторные и интеллектуальные.
Упражнение будет успешным, если соблюдаются следующие условия:
1. Осознание учеником цели упражнения и показателей правильности его выполнения,
2. Четкое осознание правил выполнения упражнения.
3. Понимание учеником последовательности и техники выполнения упражнения.
4. Многократное выполнение упражняемых действий.
5. Наличие обратной связи во время выполнения упражнений. Ученик должен постоянно знать, на каком уровне со
вершенствования он находится, и определять это по доступным и понятным ему критериям.
6. Постоянный контроль и анализ причин ошибок, допускаемых учеником.
7. Формирование у ученика навыков самоконтроля, результатов своих действий.
8. Постепенное усложнение упражнений в направлении повышения трудности заданий.
3. Рассматривая распределение упражнений по времени как закономерность формирования навыка, можно сказать, что наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки. Затем с увеличением времени тренировки интервал между такими действиями должен также увеличиваться.
Можно предположить некоторую умозрительную схему распределения упражнений по времени, отвечающую трём требованиям:
а) упражнение никогда «не сходит на нет»;
б) интервал между упражнениями по мере тренировки увеличивается;
в) программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других. При этом в начале тренировки
должно быть максимум упражнений.
В целом закономерности и особенности формирования навыка включают в себя:
а) целенаправленность;
б) внутреннюю мотивацию и внешнюю инструкцию, создающую установку;
в) правильное распределение упражнений во времени обучения;
г) включение тренируемого явления в имеющую для обучающегося значимость учебную ситуацию;
д) необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия;
е) понимание им общего принципа, схемы действия, в которое включено тренируемое явление;
ж) учит педагогом влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.
Основными причинами деавтоматизации действия могут быть:
- длительные перерывы;
- утомления;
- напряжённость;
- вынужденное изменение скорости или ритмичности действий.
Критерии сформированное™ навыка:
1) Правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок).
2) Скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (внешние критерии).
з) Отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, отсутствие напряжения и быстрой утомляе
мости, выпадение промежуточных операций (внутренние критерии).
УМЕНИЕ - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения, возможностью
перенесения с одного учебного материала на другой.
__________________________________________ Общеучебные способы работы___________________________________
Вид |