Транспортные аварии и катастрофы

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера на Украине

Ликвидация последствий стихийных бедствий.

Аварийно-спасательные работы включают в себя:

1. инженерную разведку района стихийного бедствия и очагов производственных аварий, а также маршрута выдвижения к ним;

2. тушение пожаров и спасение людей из поврежденных, загазованных и горящих зданий;

3. розыск пораженных людей и извлечение их с помощью инженерной техники из завалов, поврежденных и горящих зданий, засыпанных, затопленных сооружений, загазованных помещений;

4. розыск и спасение утопающих (при наводнениях, затоплениях и селевых потоках);

5. вскрытие заваленных подвальных и других помещений и спасение находящихся в них людей (при ураганах, пожарах и производственных авариях на химических, нефтеперерабатывающих и других предприятиях пожароопасного и взрывоопасного производства);

6. оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пожарным и эвакуация в лечебные учреждения;

7. вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

8. розыск и спасение животных, сбор и охрану материальных ценностей и важных объектов;

9. оцепление и охрану территории в целях обеспечения карантинных и других мероприятий;

10.прокладка колонных путей и устройство проездов к завалам и на зараженных СДЯВ участках;

11.локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях при производственных авариях;

12.краткосрочное восстановление поврежденных и разрушенных линий связи, электропередач и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ (в частности, для освещения участков спасательных работ в ночное время);

13.укрепление или обрушение неустойчивых конструкций, угрожающих обвалами, препятствующих безопасному движению и ведению спасательных работ.

Основная характерная особенность аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий - поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, обломков горящих, загазованных и полуразрушенных зданий.

Тактические приемы и последовательность выполнения АСР зависят от степени и характера разрушений зданий и сооружений, структуры завалов, аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических линиях, характера заражения СДЯВ, пожаров и

других условий, влияющих на организацию и ведение спасательных работ

К ЧС техногенного характера относятся:

Аварии на транспорте

Аварии на ХОО (Химически опасных объектах)

Аварии на РОО (Радиационно-опасных объектах)

Аварии на пожаровзрывоопасных сетях

Аварии на гидродинамических сетях

Аварии на коммунально-энергетических сетях

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1.1. Транспортные аварии (катастрофы):

товарных поездов;

пассажирских поездов;

речных и морских грузовых судов;

на магистральных трубопроводах и др.

1.2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

пожары (взрывы) на транспорте;

пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения и др.

1.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке иди хранении (захоронении);

утрата источников ХОВ;

аварии с химическими боеприпасами и др.

1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

аварии на атомных станциях;

аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

утрата радиоактивных источников и др.

1.5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

утрата БОВ и др.

1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

обрушение элементов транспортных коммуникаций;

обрушение производственных зданий и сооружений;

обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

1.7. Аварии на электроэнергетических системах:

аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на тепловых сетях в холодное время года;

аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

аварии на коммунальных газопроводах.

1.9. Аварии на очистных сооружениях:

аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

1.10. Гидродинамические аварии:

прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

прорывы плотин с образованием прорывного паводка и др.

Авария – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности. Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов

Аварии на авиационном транспорте

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

11.Радиационно-опасные объекты.

В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки во все более возрастающих масштабах используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Особенно высокими темпами развивается ядерная энергетика. Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем сви­детельствуют аварии на атомных станциях в США, Англии, Франции, Японии и в СССР (Чернобыльская). Атомные установки эксплуатируются на ледоколах и лихтер возах, на крейсерах и подводных лодках, в космических аппаратах.

Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Все эти операции создают дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира.

Радиационно-опасный объект (РОО) — предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения.

Радиационная авария - происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.

Радиационные аварии подразделяются на три типа:

- Локальная — нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения.

- Местная — нарушение в работе РОО. при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия.

- Общая - нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

К типовым радиационно-опасным объектам следует отнести:

- атомные станции,

- предприятия по изготовлению ядерного топлива,

- по переработке отработавшего топлива и захоронению радиоактивных отходов,

- научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы,

- ядерные энергетические установки на транспорте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: