Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Аварии и катастрофы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте




Железные дороги являются ведущим видом транспорта. На долю железных дорог СНГ приходится более 50% мирового грузооборота и 25% пассажирских перевозок, (общая протяжённость железнодорожных линий составляет 11% от протяжённости мировых железнодорожных путей, в том числе в Республике Беларусь – 5,6 тыс. км.). Средняя грузонагруженность железных дорог в СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз – по сравнению с другими развитыми странами.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является неисправность пути, подвижность состава, технических средств управления, ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов и т.д. Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих.

Среди катастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в подвижном составе на перегоне или станции.

По виду подвижного состава выделяют: транспортные происшествия с пассажирскими поездами, с грузовыми поездами, одновременно с обоими поездами, крушение поездов в метрополитене.

Следствие аварий и катастроф на станциях и перегонах, являются:

- взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути,

вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;

- пожары подвижного состава, станционных построек и других

сооружений;

- разлив или выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;

- поражение железнодорожных работников и пассажиров огнём,

взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;

- значительный материальный ущерб железнодорожному

хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках опасных грузов и особенно СДЯВ. Все направления Белорусской железной дороги участвуют в пропуске опасных грузов с ежемесячным вагонопотоком от 400 до 1500 вагонов. Направления наиболее интенсивного вагонопотока: Минск-Брест, Минск-Молодечно, Гомель-Калинковичи-Лунинец, Витебск-Орша-Мозырь, Витебск-Новополоцк.

Примерами таких железнодорожных ЧС могут служить аварии с утечкой серной кислоты на ст. Минск, с параксилолом на ст. Могилёв, с толуолом на ст. Жлобин.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных катастроф: I – до 5 человек, II – 6-15 человек, III – 16-30 человек, IV – 31-50 человек, V – более 50 человек.

В настоящее время воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. В Республике Беларусь насчитывается 7 аэропортов, которые имеют статус международных. За последние годы резко возросли объёмы перевозок, выполняемых транспортной авиацией в СНГ. За сутки самолёты перевозят в среднем 300 тыс. человек, за год – более 100 млн. пассажиров. Протяжённость воздушных трасс – более 1 млн. км.




По мере развития воздухоплавания, освоения человеком воздушного пространства возросло и число воздушных аварий и катастроф. Это объясняется многими причинами: усложнилась авиатехника, увеличились скорости воздушных судов и их грузоподъёмность, возросли психофизиологические нагрузки на экипажи, повысилась интенсивность работы аэродромного хозяйства. Современный самолёт оснащён большим количеством сложных систем управления полётом. Работа его протекает в условиях высокой плотности воздушного потока, постоянной вибрации, резких перепадов температур, значительных эксплуатационных нагрузок. Увеличились скорости полёта, взлёта и посадки.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии, поломки.

Под авиакатастрофой понимается авиапроисшествие, повлёкшее за собой гибель хотя-бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария – происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительные разрушения самолёта, что восстановительные работы невозможны и нецелесообразны.

Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полёта. Они могут возникнуть из-за отказа и неисправности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (оледенение, молния и др.), недочётов в наземном обеспечении полётов, несоблюдении правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолёта.



Особые ситуации в свою очередь подразделяются на катастрофические, аварийные, опасные, а также на условия, усложняющие полёт.

При возникновении опасной ситуации требуется немедленное вмешательство экипажа, при аварийной ситуации – экстренная посадка. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо влечёт за собой гибель людей и самолёта.

По данным международной организации (ИКАО), на регулярных авиалиниях мира с 1964 по 1979 гг. в среднем ежегодно происходило 30 катастроф, число погибших колебалось от 500 до 1000 человек и более. Сегодня ежегодно происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, а число жертв достигает 2000 человек.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека – 50-60%; отказ техники – 15-30%, воздействие внешней среды – 10-20%, прочие (невыясненные) – 5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полёта они распределяются следующим образом: взлёт – 30%, крейсерский полёт – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%.

Как видно из приведённых данных, не менее половины авиапроисшествий случается из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев – членов экипажа.

Выживание при авиапроисшествиях – система мероприятий, направленных на сохранение жизни. Она включает в себя подготовку экипажа, организацию поиска и спасение терпящих бедствие. Особое значение имеет подготовленность экипажа к действиям в условиях нарушения герметичности кабины, пожара, сильной болтанки и др., умение пользоваться аварийно-спасательным снаряжением в целях обеспечения выживания пострадавших в различных климатогеографических условиях.

При необходимости вынужденной посадки вне аэродрома экипаж должен сообщить об этом пассажирам, попросить занять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить объёмные челюстные протезы, развязать галстуки, снять обувь на высоком каблуке, а затем проконтролировать выполнение этих требований. Очень важно в таких условиях не допускать паники среди пассажиров, чему способствует спокойная и чёткая информация и слаженная работа бортпроводников.

На воздушном судне, совершившим вынужденную посадку вне аэродрома и получившем те или иные повреждения, возможно возникновение пожара (взрыва) в ближайшие 1,5-3 мин. В такой ситуации экипажу следует быстро эвакуировать пассажиров и вынести пострадавших, если таковые имеются. Для эвакуации пассажиров необходимо использовать все выходные двери и аварийные люки.

Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн. человек.

Вполне понятно, что при таком огромном количестве судов, несмотря на совершенство их конструкции и оснащении новейшими средствами судовождения, нельзя полностью избежать аварий и катастроф. Как утверждает известный исследователь моря французский врач А. Бомбар, в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Кроме того, в течение года на 7-8 тыс. судов случаются серьёзные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

-кораблекрушение – гибель судна или его полное конструк

тивное разрушение.

- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не

менее 40 часов (пассажирского – 12 часов).

- аварийное происшествие.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлёкшие за собой человеческие жертвы. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. К наиболее тяжёлым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:

- взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и

экипажей судов, работников портов, пристаней, разрушению и потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;

- пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно

нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;

- разлив нефтепродуктов, образование крупных «нефтяных пятен»

на акватории и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

- колоссальный материальный урон морскому, речному и

промысловому флоту.

К тяжёлым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. Одна из самых больших трагедий на море произошла 6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) в результате взрыва французского судна «Монблан», имевшего на борту тысячи тонн пикриновой кислоты, тринитротолуола, пороха и бензола. Погибли 1963 человека, около 9 тысяч получили ранения, 25 тыс. жителей города лишились крова.

За последние 20 лет вследствие роста танкерного флота резко возросло количество аварий и катастроф на нефтеналивных судах. Особенно опасны столкновения танкерных судов, вызывающие взрывы, гигантские пожары и разлив десятков и сотен тысяч тонн нефти и других нефтепродуктов.

Аварии (катастрофы) могут произойти в порту (на пристани) или при передвижении судов по реке, акватории озера или водохранилища. Так, например, 5 июня 1983 г. на Волге, вблизи Ульяновска на пассажирском теплоходе «Александр Суворов» произошла тяжёлая катастрофа с человеческими жертвами – погибло 175 человек.

Кстати, протяжённость речных судоходных путей по территории Республики Беларусь составляет 2,6 тыс. км.





Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 3580; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 - | 7824 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.240.143 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.