Третий период гонений

Это был самый тяжелый период гонений. Государство теперь само берет на себя инициативу разыскивать христиан и преследовать их. При этом особый упор гонители делали на преследовании служителей Церкви, а также на уничтожение христианских книг и прежде всего Священного Писания. Христианская вера была объявлена опасным движением, угрожавшим самому существованию Римской Империи.

Деций (Декий), царствовавший с 249 по 251 год, был смущен натиском варварских народов. Он решил возродить древний дух Рима и его языческой веры. Он решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 года, превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

В это жестокое гонение многие отпали от христианства.

Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей. Предстоятели Римской, Антиохийской, Иерусалимской и других Церквей приняли мученический венец. Святой мученик Трифон также пострадал в это время (день его памяти 1 февраля). Гонение продолжалось только около двух лет.

Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили святые Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский. А святой Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.

Валериан (годы царствования: 253-260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, возобновил преследования.

Эдиктом 257 года он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.

В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, святой Киприан, епископ Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы.

Император Галлиен (правил с 260 по 268 год) объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество. Для христиан надолго наступило спокойное время.

Диоклетиан (годы правления: 284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием своего зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры.

Начались самые страшные гонения.

Мученические венцы приняли многие христиане. Отметим из них святых великомучеников Георгия (день памяти 23 апреля), Пантелеимона (день памяти 27 июля), Димитрия Солунского (день памяти 26 октября), великомученицу Екатерину (день памяти 24 ноября).

Галерий, став императором в 305 году, усилил гонения. Соправитель Максимин его в этом всячески поддерживал. Однако эти гонения так и не привели к уничтожению Церкви Христовой. И в апреле 311 года незадолго до своей смерти от рака Галерий подписал эдикт, которым впервые в отношении христиан объявлялась веротерпимость. Но на востоке империи, Максимин еще в течение двух лет продолжал гонения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: