Организационно-экономические и методические основы структурно-функциональных преобразований
Формы, методы и технологии структурно-функциональных преобразований
Цели, задачи и принципы структурно-функциональных преобразований
Тема 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИО-НАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Раздел 1. Научные основы организации и управления в высшей школе
ВВЕДЕНИЕ
Развитие системы образования зависит от образовательных технологий, методов, инструментальных форм, организационных структур, а так же эффективности управления в условиях социально-экономических преобразований в нашей стране.
В целях обеспечения конкурентоспособности, вузы нуждаются в решении задач организации и управления на качественно новом, системном уровне.
Учебная дисциплина «Организация и менеджмент в образовании» учитывает и отражает положения таких учебных курсов, как «Экономическая теория» и «Экономика в образовании», использует ряд принципов и категорий этих дисциплин для проектирования подсистем и обеспечении их функционирования.
Повышение эффективности работы образовательного учреждения во многом зависит от конкретных форм и методов организации работ в различных подразделениях.
Цели учебного курса «Организация и менеджмент в образовании» следующие:
§ обеспечить будущих инженеров знаниями в области организации и управления учебных процессов, а также научной деятельности, достаточными для квалифицированного решения задач, возникающих в процессе работы у специалистов технического профиля;
§ привить специалистам навыки в области организационного проектирования и совершенствованию организации труда и управления в образовательных учреждениях.
Основными предметами рассмотрения в данной работе стали организационно-управленческие процессы, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования.
Объектом изучения является высшая школа, выраженная в форме норм, методов и инструментария, посредством которых определяются цели и взаимно обуславливающие условия ее эффективного функционирования и развития.
Генеральная цель структурно-функциональных преобразований – формирование системы управления сферой образования, обеспечивающей сохранение культурного и образователь-ного национального потенциала, повышения уровня образованности населения, научно-техническое развитие страны за счет эффективного предоставления системой образования и составляющими ее образовательными учреждениями высококачественных образовательных услуг, отвечающих стратегическим целям и текущим задачам социально-экономического развития страны.
Генеральная цель оценивается двумя критериями: оптимальность и ограничивающие условия.
Первый критерий нацеливает на обеспечение качественного образования как системы знаний, умений, навыков, которые должны получить учащиеся в процессе обучения.
Второй критерий требует эффективного функционирования образовательных учреждений как составляющих сферы образования. При реализации этих критериев необходимо учитывать социально-экономическое состояние народного хозяйства.
Генеральная цель конкретизируется системой следующих частных целей:
1. Повышение эффективности использования научного и педагогического потенциала образовательных учреждений за счет интеграционных процессов разных форм и видов;
2. Создание условий, обеспечивающих реализацию принципа непрерывного образования;
3. Повышение компенсационных качеств сферы образования в условиях проявления экономических угроз ее финансовой устойчивости;
4. Совершенствование содержания образования в образовательных учреждениях всех уровней путем рационального сочетания федерального, регионального, муниципального компонентов государственного образовательного стандарта;
5. Повышение эффективности использования материально-технической базы образовательных учреждений за счет выбора рациональных вариантов структурно-функциональных преобразований;
6. Привлечение дополнительных финансовых потоков в сферу образования за счет внебюджетных источников;
7. Сохранение и развитие научно-педагогических школ в сфере образования;
8. Удовлетворение потребностей предприятий и организаций в подготовки квалифицированных специалистов.
Наиболее эффективные структурно-функциональные изменения в сфере образования могут быть осуществлены при соблюдении следующих основных принципов:
1. Обоснованность, т.е. проведение структурно-функциональных преобразований в соответствии с устоявшимися традициями и объективной инерционностью, затрагивающие интересы широких слоев населения;
2. Ограниченность и сбалансированность бюджетных средств, т.е. сохранение стабильного бюджетного финансирования образовательных учреждений и рациональное перераспределение средств, высвобождаемых в результате этих преобразований;
3. Добровольность, т.е. открытость и широкая информированность научно-педагогической общественности, обучающихся и родителей.
4. Учет региональных особенностей, т.е. экономических условий, национально-культурных традиций, обычаев населения и перспектив социально экономического развития регионов.