Тема 4. Рынок, его структура и функции

Современный рынок – это любая система,

позволяющая производителям (продавцам)

и покупателям совершать свободную

куплю-продажу товаров и услуг.

Леонид Михайлович Куликов,

российский экономист, преподаватель.

Рынок – это специально отведённое место, где люди могут обманывать

друг друга.

Древнегреческое высказывание.

Каждый человек мыслит лишь о собственной

выгоде, но невидимая рука,которая его

направляет, как и во многом другом,

приведёт его к результату, о котором

он сам и не помышлял.

Адам Смит,

английский экономист и философ.

Понятие рынка. Рынок в широком и узком смысле

Производственные возможности человека ограничены, а потребности безграничны. Для удовлетворения своих потребностей люди объективно должны вступать в отношения обмена результатами своей деятельности. Обмен является связующим звеном между производством и потреблением. Обмен товаров по стоимости означает необходимость использования денег. Такая форма обмена, при которой продукт труда от производителя переходит к потребителю посредством денег, называется товарно-денежным обращением. Не всякий обмен порождает рынок.

Товарный обмен может осуществляться без посредства денег (в виде бартерных сделок, прямого товарообмена).

Условиями возникновения и формирования рыночных отношений являются:

ü Общественное разделение труда (выделение, обособление отдельного вида труда в самостоятельную отрасль производства);

ü Экономическое обособление производителей (обособление производственных факторов одного хозяйственного подразделения от другого, осуществление воспроизводства за счёт средств, полученных от реализации своей продукции, реализация общественных связей между производителями через товарный обмен продуктами своего труда);

ü Регулярность обмена.

Рыночные отношения формируются на следующих принципах:

ü Принцип свободы хозяйственной деятельности.

Сущность этого принципа состоит в том, что любой субъект хозяйствования вправе самостоятельно выбирать приемлемый для него вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в форме и на условиях, определяемых законодательством.

ü Принцип всеобщности рынка.

Заключается в превалировании товарно-денежных отношений, пронизывающих все сферы и секторы экономики.

ü Принцип равноправия субъектов с разными формами собственности.

Все субъекты хозяйствования имеют адекватные права, касающиеся возможностей осуществления экономической деятельности, налоговой системы и системы предоставляемых льгот, применяемых юридических и экономических санкций.

ü Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности.

Данный принцип проявляется в следующем:

- в нацеленности субъектов на рациональный, эффективный режим хозяйствования в условиях, которые диктует ситуация на рынке;

- в возможности свободного создания, реформирования и закрытия предприятий;

- в усилении финансово-экономических методов управления, нацеленных на достижение оптимального варианта управленческих решений, адекватного рыночной ситуации.

ü Принцип договорных отношений.

Взаимоотношения между субъектами хозяйствования определяются договорами, а не директивами органов государственного управления. Универсальность данного принципа заключается в том, что он распространяет своё действие на разные стороны экономических отношений.

ü Принцип свободного ценообразования.

Устанавливает, что цены на рынке формируются в результате взаимодействия спроса на товары со стороны потребителей и предложения товаров со стороны производителей на основании взаимоотношения между продавцом и покупателем. Принцип рыночного ценообразования не отрицает государственного влияния на формирование цен, которое проявляется в ограничении или установлении твёрдых цен на определённые товары и услуги, в определении условий ценообразования.

ü Принцип самообеспечения субъектов хозяйствования всеми необходимыми ресурсами.

Заключается в необходимости все финансовые расходы на обеспечение деятельности субъекта хозяйствования покрывать из собственного дохода.

ü Принцип соблюдения экономической ответственности.

Является проявлением действия экономических методов регулирования отношений между субъектами хозяйствования и заключается в необходимости возмещения ущерба лицами и организациями, виновными в его возникновении.

Что же такое рынок?

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в определённом месте при купле-продаже товаров.

Это значение рынка в узком смысле.

В широком смысле: рынокэто саморегулируемая система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения.

Рынок – одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само понятие «рынок».

Простейший рынок представлял собой не что иное, как место осуществления торговых операций. Такой рынок, где продают «из рук в руки» (всё, что продаётся, продаётся тут же; всё, что покупается, забирается тут же и оплачивается тут же) есть самая примитивная форма рынка. Этот тип обмена существовал уже в Древней Греции, Риме, Египте, Вавилоне. Исторически возникновение сколько-нибудь значимых рынков связано с возникновением городов и местечек. С развитием городов росли и рынки. Однако они не были постоянным явлением экономической жизни. Историки утверждают, что вначале городские базары функционировали один или два раза в неделю.

С углублением общественного разделения труда, расширением товарообмена формируются и новые рыночные институты: лавки, торговые палаты, ярмарки, биржи, банки. Сфера рыночных отношений расширяется. Рынок всё больше предстаёт не как конкретное место купли-продажи, а как совокупность всех сделок купли-продажи.

Дальнейшее развитие рыночных отношений связано с тем, что производители создают продукцию преимущественно с целью продажи её для приобретения необходимого им другого продукта.

Наивысшего развития рынок достигает тогда, когда он становится всеобщей формой реализации экономических процессов.

Основные признаки свободного рынка:

1. Определяющая роль частной собственности;

2. Свобода предпринимательского и потребительского выбора;

3. Неограниченное количество участников хозяйственной деятельности;

4. Свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;

5. Личный интерес как главный мотив деятельности;

6. Абсолютная мобильность факторов производства;

7. Свободный доступ к информации для всех субъектов рынка;

8. Невозможность ни одного из рыночных субъектов оказать влияние на решения, принимаемые другими;

9. Отсутствие какого-нибудь значительного воздействия государства на ход хозяйственных дел.

Структура рынка. Субъекты и объекты рыночного хозяйства

Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие субъектов.

Субъекты рынкаэто участники рыночных сделок (купли-продажи), покупатели, продавцы, предприниматели, предприятия, организации, государство и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: