Игра как средство воспитания

Благодаря тому, что у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания. Например, дежурство в летнем лагере расценивается детьми как важная, но скучная деятельность, сопряженная с рядом неприятных обстоятельств (все уходят купаться, а дежурный остается). Но если вводятся некоторые игровые атрибуты (особая шапочка и эмблема, пост снабжен телефоном и т. д.), а дежурный ставится в позицию ответственного за порядок в лагере, то дежурство теряет свои непривлекательные черты и даже его трудности начинают доставлять удовольствие. При этом младшие школьники добровольно, без указаний со стороны взрослых, выполняют правила поведения. Исполнение роли делает их способными к волевым усилиям. Однако следует помнить, что руководство ролевой игрой требует большого такта. Необходимо заботиться о сохранении самодеятельности и творчества школьников, а самое главное, сохранить у них веру в правду игры.

Наиболее эффективным способом руководства игровой деятельностью младших школьников является раскрытие перед детьми романтики жизни. Очень важно показать им красоту повседневных дел в свете целей и задач, которые стоят перед нашим обществом.

Большое значение для развития ролевой игры младших школьников имеет наличие интереса к ней взрослых: учителя, воспитателя, членов семьи. Например, игру учеников I—II классов с родителями в театр можно организовать следующим образом. Дети рисуют театральные билеты, которые продает кассир, расставляют стулья, как в зрительном зале, разыгрывают небольшие сценки, сочиненные ими, или декламируют, поют. Взрослые — мама, папа и бабушка — театральные зрители. Они покупают билеты, занимают свои места в зале смотрят представление

Основой ролевой игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой нужна согласованность детских усилий. К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» вспоминает о том, как он, его братья и сестры играли в цирк: «В свободные от уроков часы и вечера нам стало много дела... Надо подумать и о костюмах... и о веревках, и о палках, которые должны служить барьерами для дрессированных лошадей; надо подумать и о музыке. Это самая больная часть представления. Дело в том, что брат, который один мог заменить оркестр... не смотрел на наше дело серьезно... Бывало, играет, а потом, вдруг, при всей публике — возьмет, да и ляжет на пол посреди зала, задерет ноги кверху и начинает орать: «Не хочу больше играть!»...Спектакль уже испорчен этой глупой выходкой, потеряна его «всамделишность». А это для нас — самое важное»

В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. В конфликтной ситуации у детей проявляется умение проанализировать свою деятельность в предыдущих ролях, правильно оценить собственные возможности, соотнести свои поступки в привлекательной роли с действиями товарищей по игре и разрешить спор с помощью обобщенных способов, как - то: очередности, считалок и др. Таким образом, для того чтобы получить наибольший эффект от игры, учителю необходимо фиксировать внимание младших школьников не только на изображаемых игровых действиях, но также и на способах решения конфликтных ситуаций, применение которых детьми очень важно сделать осознанным. В этом случае у школьников возникает потребность переносить их в различные жизненные ситуации.

Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми. Приведем примеры таких игр.

Берется какая - либо из общеизвестных сказок: «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Крокодил Гена и Чебурашка» и т. д. Каждому дается определенная роль. Лучше всего, если руководитель разрешает отклонение в игре героев от известного сюжета.

Проигрывание сюжета может идти несколькими путями.

Проигрывание на куклах (бумажных фигурах). Характерно, что очень стеснительные дети, которые не могут сами играть в сценах из - за своей скованности, неловкости, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах - петрушках.

Проигрывание самим ролей сказочных персонажей в виде конкурса. Руководитель разбивает детей на группы. Каждая группа получает задание разыграть определенную сказку (все группы работают над разными сказками). В течение 3—5 минут каждая группа должна наметить основной сюжет сказки (традиционный или вымышленный), а затем в течение отведенного времени разыграть ее перед всеми другими участниками занятия. Затем идет коллективное обсуждение: чья группа сыграла всех дружнее, выбрала сюжет наиболее интересный, гуманный и т. д. В этих обсуждениях руководитель обязательно на каждом занятии должен найти повод похвалить какие - то детали в поведении тех детей, ради которых эти занятия прежде всего и должны организовываться.

Дидактические игры. В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также в дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Рассмотрим это на примере. Школьники играют в дидактическую игру «Мы туристы». Она заключается в том, чтобы научить детей намечать маршрут пути туристской группы по карте. За его правильное прокладывание каждый получает значок туриста. Задача, которую ученики ставят перед собой, — поиграть в туристов. Игровой мотив — правильно проложить маршрут для того, чтобы получить значок туриста. Такая игра характеризуется тем, что формы ее активности определяются взрослыми и предъявляются детям в виде игровых правил. Вот основное правило игры «Мы туристы»: «Внимательно слушай учителя, который диктует маршрут, и прокладывай его на своей карте. После того как он проложен, сверь его с образцом».

Следует отметить, что в игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные. Так, после игры «Мы туристы» школьники стали обращаться с многочисленными вопросами к учителю и другим взрослым, искать соответствующие сведения в книгах, т. е. у них игровая задача трансформировалась в учебную. Интерес учеников к познавательному содержанию игры теперь уже начинает преобладать над интересом к ней самой. Дети уже не ограничиваются сведениями о круге явлений, с которыми можно познакомиться в процессе игры, они стремятся активно овладеть новыми понятиями, связанными с игровой деятельностью (компас, топографический знак и др.). Накопленные знания систематизируются и происходит перестройка деятельности младших школьников. Теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений, но и учебно - познавательных интересов, которые возникли и развились в ходе игры. Д. Б. Эльконин пишет по этому поводу: «Центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности... В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что служило лишь условием игры и второстепенным элементом деятельности, приобретает для ребенка более содержательное значение, все более и более не зависящее от игры»

Следовательно, дидактические игры создают благоприятные условия для усвоения детьми знаний и способствуют развитию познавательных интересов.

Подвижные игры. Значительное место в младшем школьном возрасте занимают подвижные игры. Растущий организм ребенка требует движений. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, прыгают. Разнообразные движения способствуют обмену веществ, кровообращению, дыханию. Подвижные игры оказывают влияние и на формирование качеств личности: в них развивается воля, сообразительность, смелость, появляется возможность померяться с товарищами ловкостью, силой, сметкой. Коллективные спортивные игры и соревнования развивают умение действовать в коллективе, поддерживать товарища, стремление бороться за честь класса, школы.

Однако учителю, воспитателю следует помнить, что соревнование, хотя и является эффективным средством организации игровой деятельности детей, повышает ее продуктивность, вносит оживление, задор, но требует особой подготовки. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы соревнование становилось самоцелью, вызывало только одно желание—занять первое место, получить награду. В этом случае оно способствует формированию отрицательных черт: тщеславия, зависти и др. Важными условиями эффективности проведения соревнований школьников являются: их организация как коллективной деятельности; для этого задача соревнования (например, научиться хорошо ориентироваться на местности) должна ставиться не перед отдельными детьми, а перед всеми участниками октябрятской звездочки, звена пионеров и т. д.; правильный учет достигнутых результатов: следует оценивать общие успехи звездочки, звена, поощряя при этом тех детей, которые раз от разу улучшают свои результаты; оценка воспитательного эффекта — тех навыков, умений и форм взаимоотношений, которые освоили ученики в процессе соревнования; при такой оценке победителями могут быть все участники игры.

Итак, в младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер (например, тимуровскую работу). Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.

Важная воспитательная функция игр младших школьников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и. труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5—7-летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.

Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня воспитанности или уровня личностного разбития достигнутого ребенком. В качестве примера такого использования игры приведем опыт, проведенный В. И. Асниным. Испытуемыми были дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследования состояла в следующем. В центре большого по площади стола на его поверхности лежала конфета или какая-либо другая очень привлекательная для ребенка вещь. Дотянуться и достать ее рукой, стоя у края стола, было практически невозможно. Ребенку, если бы ему удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Недалеко от положенной на столе вещи находилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, т. е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытуемыми и в разных ситуациях.

Первая, серия. Испытуемый — ученик IV класса, возраст 10 лет. В течение почти 20 мин ребенок руками безуспешно пытается достать конфету, но у него ничего не получается. В ходе опыта он случайно задевает лежащую на столе палочку, сдвигает ее, но, не воспользовавшись ею, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: «Можно ли достать конфету другим способом, не руками?» — ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же серии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте 4 лет. Он сразу же, не раздумывая, берет со стола палочку и с ее помощью придвигает к себе конфету на расстояние вытянутой руки. Затем спокойно берет ее, не испытывая при этом ни тени смущения. Большинство детей в возрасте от 3 до 6 лет успешно справляются с заданием первой серии при помощи палочки, в то время как более старшие дети не пользуются палочкой и задачу не решают.

Вторая серия. На этот раз экспериментатор выходит из комнаты и оставляет в ней старших детей в присутствии младших с заданием старшим во что бы то ни стало в его отсутствие решить задачу. Теперь более старшие дети справляются с задачей как бы с подсказки младших, которые в отсутствие экспериментатора побуждают их воспользоваться палочкой. В первый раз на предложение младшего ребенка взять палочку старший отвечает отказом, заявляя при этом: «Так каждый умеет». Из этого заявления очевидно, что способ доставания предмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им сознательно не пользуется, так как воспринимает данный способ, по-видимому, как слишком простой и запрещенный.

Третья серия. Испытуемого — младшего школьника — оставляют одного в комнате, скрытно наблюдая за тем, что он будет делать. Здесь еще более наглядно выступает то, что решение задачи при помощи палочки ребенку хорошо известно. Оставшись один, он берет палочку, подвигает ею желаемую конфету на несколько сантиметров к себе, затем кладет палочку и снова пытается достать конфету рукой. У него ничего не получается, так как конфета еще очень далеко Ребенок вновь вынужден воспользоваться палочкой, но, сделав ею неосторожное движение, он случайно подвигает к себе конфету слишком близко. Тогда он вновь отталкивает конфету к середине стола но не так далеко, оставляя ее в пределах досягаемости руки. После этого он кладет палочку на место и с трудом, но все же рукой достает конфету. Так полученное решение задачи его, по-видимому, морально устраивает, и он не испытывает угрызений совести.

Описанный эксперимент свидетельствует о том, что в возрасте соответствующем примерно времени обучения в начальных классах школы, младшие школьники, опираясь на усвоенные социальные нормы, могут произвольно регулировать свое поведение в отсутствие взрослого. Детям дошкольного возраста это еще недоступно.

В. И. Аснин отмечает, что старшие дети, которые приложили усилия для того, чтобы достать желаемую конфету руками, потом с радостью принимали ее в подарок от взрослого. Те же из них, кто с точки зрения существующих нравственных норм сделал это незаконно, т. е. добыл конфету «запрещенным» способом с помощью палочки, или вообще отказывались от награды, или же принимали ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста в достаточной степени развита самооценка и они в состоянии самостоятельно следовать определенным требованиям, оценивая свои поступки как хорошие или плохие в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они самооценке.

В младшем школьном возрасте, кроме того, мы встречаемся с. достаточно развитым рефлексивным чувством, со способностью ребенка правильно оценивать и понимать, как он выглядит со стороны, судить о своем поведении с точки зрения социальных норм как о достойном или недостойном. Можно предполагать, что детям младшего школьного возраста хорошо известно, что такое совесть, честность, порядочность, а также другие нравственные качества личности, причем в определенной степени эти качества представлены и у них самих.

Психодиагностические игры, подобные описанной, можно организовывать и проводить с детьми в школе и дома. Они служат хорошим подспорьем в воспитании детей, так как позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: