При изъятии кассет с магнитной лентой, аудио- и видеоаппаратуры необходимо соблюдать предосторожности, обеспечивающие сохранность следов, которые могут оказаться на поверхностях этих объектов и даже непосредственно на магнитной ленте. Поэтому их рекомендуется брать только за торцы, не касаясь магнитной ленты. Наиболее часто на кассетах и аппаратуре обнаруживаются следы рук, которые выявляются и исследуются в ходе дактилоскопического исследования. Кроме того, на поверхностях могут быть обнаружены микрочастицы и микроследы (биологического происхождения, пыль, волокна, волосы и пр.).
В протоколе осмотра кассеты следует отразить маркировочные обозначения, имеющиеся на кассете: фирменные знаки, тип ленты и пр. Если тип ленты не обозначен, описывается ее цвет, характер основы (блестящая или матовая). Фиксируются надписи и обозначения на ракорде (цветная полоска в конце ленты). С помощью увеличительных приборов выявляются и фиксируются в протоколе все дефекты и повреждения на кассете, катушке или ленте.
|
|
Затем запись прослушивается и в протоколе фиксируется ее характер (речь, музыка, иная звуковая информация). Для речи фиксируется ее содержание, для музыки — характер, для другой звуковой информации — ее природа. Проверяется и отмечается в протоколе целостность ленты. По окончании прослушивания лента перематывается в исходное состояние, упаковывается и снабжается пояснительной надписью. Далее магнитные носители хранятся в полиэтиленовых пакетах и картонных коробках в вертикальном положении вдали от металлических предметов и электромагнитных полей при температуре +10 —+ 20°С.
Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лингвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка. Для успешного решения экспертных задач желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится;
|
|
окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала.
Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо соблюдать те же условия записи, использовать ту же (или по крайней мере, аналогичную) аппаратуру, которая использовалась при получении исследуемой фонограммы.
При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бесед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи; такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий.
Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использовалось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.
К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.
На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:
1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?
2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?
3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т. д.)?
4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?
5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?
6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, диктофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) использовалось для осуществления данной магнитной записи? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?
7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которого записана?
8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?