«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
1.Что такое объект и система управления? Назовите характеристики объекта управления.
Современные информационные системы (ИС) - предназначены для повышения эффективности управления бизнес-систем с помощью информационных технологий подготовки и принятия управленческих решений.
Предприятие1 как объект компьютеризации имеет ряд характеристик:
- отраслевая принадлежность;
- тип и характер производства;
- технологические процессы производства продукции, работ и услуг;
- организационная структура управления;
- методы управления;
- производственные ресурсы предприятия.
Отрасли народного хозяйства делятся на сферы материального и нематериального производства.
К сфере материального производства относятся:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- транспорт,
- связь,
- строительство,
- водное хозяйство (собирательная отрасль),
- геология и разведка недр (собирательная отрасль),
|
|
- торговля и общественное питание,
- материально-техническое снабжение и сбыт,
- заготовки,
- информационно-вычислительное обслуживание,
- прочие виды деятельности сферы материального производства
К сфере нематериального производства относятся:
- жилищно-коммунальное хозяйство,
- непроизводственные виды бытового обслуживания населения,
- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение,
- народное образование,
- культура и искусство,
- наука и научное обслуживание,
- кредитование и государственное страхование,
- управление,
- бытовое обслуживание населения (собирательная отрасль)
Классификация типа производства (табл 1 1)
2.Назовите виды документов, обрабатываемые Microsoft Word, форматы файлов для хранения документов.
Формат файла | Примечание |
HTML | Преобразует документы в формат HTML (2.0) |
Lotus 1-2-3 | Версии 2.x, 3.x и 4.0 |
Lotus Notes | Word 6.0, Word 95 и Word 97/2000 (данный конвертор применяется в версиях Lotus Notes 3.x— 4.x для импорта документов Word; он не применяется в Word). |
Microsoft Excel | Версии 2.x, 3.0—5.0, 95 и 97/2000 (можно только открывать документы) |
Microsoft Word | Открывает документы Word 97/2000 в приложениях Word 6.0, Word 95, PowerPoint, Works и Publisher |
Microsoft Word для Macintosh | Версии 4.x и 5.x (для сохранения файлов; для открытия документа в Word 2000 не требуется программа преобразования) |
Microsoft Word для Windows | Версии 2.x |
Microsoft Works | Версии 3.0 и 4.0 для Windows |
Microsoft Works 4.0 для Windows | Открывает и сохраняет документы в формате версии 4.0 для Windows 95 |
Word 6.0/95, 97, RTF | Сохраняет файл Word 6.0/95 двоичного формата с расширением.doc. и в формате RTF с расширением.doc. |
WordPerfect для MS-DOS | Версии 5.x и 6.0 |
WordPerfect для Windows | Версии 5.x и 6.0 |
Текст MS-DOS с сохранением макета | Разбиение на строки сохраняется. Для эмуляции отступов, таблиц, интервалов между абзацами и табуляции используется проблемы. Разрывы страниц и разделов преобразуются в символы конца абзаца. |
Текст в формате RTF | Все форматирование сохраняется, преобразуется в команды, которые позволяют открывать и просматривать документ в других программах. |
Текст с разбиением на строки, текст MS-DOS с разбиением на строки | Сохранение текста без форматирования Все символы конца строки, разрывы страниц и разделов преобразуются в символы конца абзаца. |
Только текст | Сохранение текста без форматирования Все разрывы страниц, разделов и строк преобразуются в символы конца абзаца Текст записывается в кодировке ANSI |
Только текст MS-DOS | Текст записывается в кодировке ASCII, которая является стандартной для npoipaMM MS-DOS, возможен обмен текстами между Word и программами, не предназначенными для Windows |
Файл автосохранения | Восстанавливает текст поврежденных документов |
3.Какие типы данных можно хранить в ячейках электронной таблицы Microsoft Excel?
|
|
Все числовые файлы: числа, картинки, аудио и т.д.
Внешнее представление данных в ячейках определяется их форматами. Размер ячеек по горизонтали и вертикали электронной таблицы задается с помощью команд меню Формат > Строка > Высота и Формат > Столбец > Ширина. Команды меню Формат > Столбец > Автоподбор ширины и Формат > Строка > Автоподбор высоты автоматически изменяют размеры ячеек с учетом их содержимого.
По умолчанию для ячеек электронной таблицы действует формат Общий, который распознает тип вводимых данных:
- Формула — ввод начинается со знака = (равно).
- Дата/Время — используются стандартные разделители даты/времени или допустимые форматы этих типов.
- Число — первый вводимый символ цифра, запятая или знак (±), а последующие символы только цифры, запятая.
- Текст — вводимое значение содержит буквы или специальные символы.
Для ячеек можно выбрать формат представления, размер и цветовое оформление шрифта, рамки, закраску фона, содержимое ячеек защитить от внесения изменений и просмотра формул.
Форматирование ячеек выполняется с помощью команды меню Формат > Ячейки. Выводится диалоговое окно Формат ячеек, содержащее ряд вкладок: для задания составляющих формата ячеек.
4.Что такое организационная структура управления? Назовите типы организационных структур.
Организационная структура управления предприятия определяет состав и функции управления структурных подразделений. Организационная структура регламентирует схему информационных потоков системы управления, уровни принятия управленческих решений.
Типовыми организационными структурами управления являются:
- линейно-функциональная структура, закрепляющая за подразделением ограниченные функции управления;
- дивизиональная структура на основе бизнес-единиц, закрепляющая за подразделением функции полного управленческого цикла;
- матричная структура, сочетающая функции линейно-функциональной и дивизиональной структур.
Дивизиональные структуры — результат развития предприятий и появления самостоятельных подразделений, расположенных в различных географических регионах, как следствие диверсификации бизнеса.
На предприятиях с линейно-функциональной организационной структурой применяются административно-централизованные методы управления.
Управленческий персонал использует функционально-ориентированные информационные системы сбора и обработки информации
Матричная организационная структура управления является симбиозом двух организационных структур и может быть эффективной лишь в условиях хорошо функционирующих организационных единиц и использования современных информационных технологий.
|
|
Наряду с организационной существует и «финансовая структура» предприятия, образованная центрами финансового учета и ответственности. Эта структура является основой финансового планирования предприятия.
В составе финансовой структуры выделяют:
- центр финансового учета — подразделение, функции которого оказывают непосредственное воздействие на прибыльность определенного вида деятельности;
- центр финансовой ответственности — подразделение, конечная цель деятельности которого — максимизация прибыли; такое подразделение наделяется определенными ресурсами и несет ответственность за их расходование;
- профит-центр — подразделение, деятельность которого направлена на реализацию бизнес-проекта и получение прибыли;
- венчур-центр — подразделение, организующее новый бизнес-проект, прибыль от которого ожидается в будущем;
- центр-затрат — подразделение, обеспечивающее поддержку и обслуживание венчур-центров и профит-центров (хотя само подразделение и не приносит прибыли).
5.Дайте определение шаблона документа. Как создаются и модифицируются шаблоны и их компоненты?
Шаблон – это своего рода готовый «костяк» типового документа, на который вам остается только нарастить подходящую для данного случая «словесную плоть».
Шаблон как основа создания текстовых документов объединяет в себе стили, макросы, панели инструментов, элементы автотекста. Наличие шаблонов экономит время на подготовку текстовых документов и их обработку, обеспечивает стандартизацию работы с документами. В комплект поставки Microsoft Word входят готовые шаблоны, которые обеспечивают создание стилизованных документов различного назначения.
Можно создавать новые пользовательские шаблоны, вносить изменения в стандартные шаблоны. Наиболее просто создавать шаблоны путем сохранения готовых текстовых документов. При выполнении команды меню Файл > Сохранить как указывается Шаблон документа, создается файл с расширением.dot. Созданный таким образом шаблон будет содержать, кроме стилей, макросов, панелей инструментов, элементов автотекста, текст и графику исходного документа, которые будут воспроизводиться в новых документах.
|
|
Другой способ создания нового «нулевого» шаблона — команда меню Файл > Создать с указанием типа создаваемого документа — Шаблон.
Работа с шаблонами осуществляется с помощью команды меню Сервис > Шаблоны и надстройки, которая позволяет:
- присоединить к активному документу любые шаблоны — кнопка Присоединить, флажок Автоматически обновлять стили документа;
- добавить шаблоны для использования в течение сеанса работы всеми документами — кнопка Добавить;
- реорганизовать базовый шаблон — кнопка Организатор. Можно копировать, переименовывать или удалять элементы шаблона.
6.Укажите предельные размеры листа электронных таблиц Microsoft Excel.
Предельный размер листа электронной таблицы: 256 столбцов и 65 536 строк, максимальное число ячеек на одном листе — 16777 216 (65536 строк х 256 столбцов). Максимальная ширина столбца — 255 символов, максимальная высота строки — 409 точек. Максимальная длина записи ячейки (текст, формула) — 32 767 символов, при этом отображаются только первые 1024 символа для текста и все символы для формулы в строке формулы.
7.Какие методологии управления предприятием существуют в мире? В чем отличие методологии ERP от MRP?
В мировой практике самыми популярными методологиями управления являются: MRP, JIT, SCM, ERP.
MRP (Manufacturing Resource Planning), «Планирование производственных ресурсов» — методы управления промышленным предприятием в условиях конкурентной рыночной экономики. Метод MRP (MRPI и MRPII) обеспечивает формирование производственных планов на основании портфеля заказов и прогнозирования сбыта готовой продукции по периодам. Выполняется предварительная оценка плана производсва по потребностям в ключевых производственных ресурсах предприятия (оборудование, трудовые ресурсы, материалы, электроэнергия и т. п.) на производственную программу.
Для реалистичности выполнения производственной программы осуществляется:
- балансировка графика использования ресурсов («планирование мощности»);
- корректировка планов производства;
- переход на новые технологии производства, работ и услуг;
- изменение нормативов расхода ресурсов;
- пополнение дефицитных/реализация избыточных ресурсов и т. п.
JIT (Just in time) — управление, основанное на высочайшей организации бездефектного производства, синхронизации производственных процессов, включая операции с поставками комплектующих и материалов, выполнением субподрядных работ. Применяется в основном на предприятиях с массовым характером производства.
SCM (Supply Chain Management) — управление расширенной производственной цепочкой. Метод SCM основан на стандарте CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). При данном подходе осуществляется поддержка полного управленческого цикла выпуска продукции — от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Стандарт CSRP ориентирован на управление внешними по отношению к предприятию элементами производственной цепочки.
ERP (Enterprise Resource Planning) — управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми) в рамках единой корпорации. Эта методология полностью базируется на MRPII и отличается еще большим масштабом предприятий, которые становятся корпорациями.
Согласно концепциям ассоциации APICS (Американское общество управления производством и запасами), современная система управления предприятием ERP должна включать:
- управление цепочкой поставок (Supply Chain Management — SCM);
- усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling — APS);
- модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation — SFA);
- модуль конфигурирования системы (Stand Alone Configuration Engine — SCE);
- окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning — FRP);
- интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence — BI);
Отличие между MRP и ERP заключается в том что:
Метод MRP использует развитый управленческий учёт и систему бухгалтерского учёта международного класса (GAAP, IAS), а ERP-системы – согласованное функционирование всех компонентов системы, оптимизация по времени выполнения и потребляемым ресурсам.
8.Какие виды документов оформляются с использованием «тем»? В чем отличие темы от шаблона?
Тема — набор унифицированных стилей и дополнительных элементов оформления документа (рисунки, цветовые схемы, маркеры, линии, графические объекты и т. п.). Подготовленные тематические оформления можно просматривать как в Microsoft Word, так и в программах электронной почты, редакторах Web-страниц.
Диалоговое окно для выбора темы вызывается командой Формат > Тема.
Темы связаны с библиотеками стилей, которые вызываются при нажатии кнопки Библиотека стилей в диалоговом окне Тема. На экран выводится список шаблонов, стили которых можно просмотреть и применить к активному документу.
Команда меню Формат > Фон используется для оформления Web-документов и сообщений электронной почты. Можно красочно оформить фон документа, выбрав соответствующий цвет. Для фона электронного документа используются одноцветные, текстурные и градиентные заливки — формат JPEG, узорные заливки — формат GIF.
Для оформления документов, выводимых на печать, обеспечения идентификации и защиты документов от подделок создается подложка документа. Подложка представляет собой текст, рисунок, цветовое оформление, она может размещаться под основным текстом документа или над текстом документа. Подложки отображаются на экране в режиме разметки и в напечатанном документе.
Отличие тем от шаблонов состоит в следующим:
-тема – это яркий и красивый текст, уместен в поздравительной открытке, объявлении, презентации, но никак не в деловом документе, а с помощью шаблона создать деловой документ (резюме, записку, отчет и т.д.), а письмо с помощью шаблонов не создашь.
9.Что такое формат, стиль, автоформат ячеек электронной таблицы Microsoft Excel?
Стиль — именованный формат шрифтов (символов) или абзацев. Стили сохраняются на уровне шаблонов, тем или отдельных документов. В оформлении документа может использоваться множество различных стилей, которые заимствуются из шаблона, темы или специально создаются для документа. Принято различать используемые в документеи специальные стили, созданные только для текущего документа.
Команда меню Формат > Стиль предназначена для создания, изменения и удаления стилей, реорганизации стиля, приписывания стиля выделенному фрагменту документа.
Кнопка Формат по образцу панели инструментов Стандартная позволяет переносить форматы одних фрагментов документа на другие фрагменты. Выделяется фрагмент — «источник стиля», нажимается кнопка Формат по образцу, выделяется фрагмент — «приемник стиля», которому приписывается формат по образцу.
Для выполнения сохранения рабочей книги как файла определенного формата, который выбирается в диалоговом окне Сохранение документа при выполнении команды меню Файл > Сохранить. Выбор формата, в свою очередь, зависит от типа листа рабочей книги, и, как правило, преобразование листов рабочей книги Microsoft Excel в форматы хранимых файлов выполняется для каждого листа отдельно.
Команда меню Файл > Открыть обеспечивает преобразование в формат рабочей книги различных файлов. Команда меню Файл > Сохранить как позволяет сохранять данные листов рабочей книги во внешних форматах.
Для ускорения форматирования диапазона ячеек служит команда меню Формат > Автоформат, которая позволяет дополнительно настроить выбранный стандартный формат таблицы
Автоформат не применяется к отдельной ячейке таблицы.
Дополнительная настройка выбранного автоформата выполняется путем нажатия кнопки Параметры и изменения составляющих автоформата (число, рамка, шрифт, узор и т. п.).
Microsoft Excel позволяет применять именованные форматы — стили к выделенным диапазонам ячеек.
10.Дайте определение ИС предприятия, назовите ее составные части, виды организационных единиц. Что такое АРМ?
Информационная система(ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления. Другими словами ИС – это упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
Можно выделить базовые компоненты компьютерной информационной системы (ИС) (рис. 1.1):
- информация;
- информационные технологии;
- организационные единицы управления;
- функциональные компоненты.
Организационные единицы управления — это структурные подразделения, управленческий персонал (пользователи), выполняющие функции управления с использованием средств информационных технологий ИС. На рис. 1.3 приведены организационные структуры управления:
- иерархического типа, соответствуют линейно-функциональной организационной структуре, охватывающей функциональные подразделения («службы» — С) и структурные подразделения (П);
- сетевого типа, соответствуют дивизиональной структуре, построенной на основе бизнес-единиц (БЕ), за которыми закрепляются функции полного управленческого цикла.
Различают ИС следующих видов:
- локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) — программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ);
- комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;
- компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия или группы бизнес - единиц;
- корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием (понятие КИС тождественно определению ERP-системы).
Отличительной особенностью этого класса ИС является:
- создание хранилищ данных большой емкости путем интеграции разнородных источников, находящихся в OLTP-системах;
- использование методов и средств аналитической обработки данных (On* Line Analytical Processing — OLAP-технологий),
- интеллектуальный анализ данных, обеспечивающий формирование новых знаний (Data Mining — DM технологий)
11.Что является объектом поиска или замены в текстовом документе?
Для поиска и замены текста, форматов и спецсимволов в текстовых документах используется команда меню Правка > Найти.
Объектом поиска является:
- строка символов — задается образец текста для поиска;
- форматные характеристики элементов текста (шрифт, абзац, табуляция, язык, рамка, стиль и т. п.);
- специальные символы (разделители абзацев, страниц, разделов, колонок и т. п.).
Настройка команды выполняется в диалоговом окне Найти и заменить
- Направление поиска указывается от текущей позиции курсора в тексте документа (вперед, назад, везде);
- Учитывать регистр — различие строчных и прописных букв в поисковом образце;
- Только слова целиком,
- Подстановочные знаки — для сложных условий поиска;
- Произносится как — поиск слов, одинаково произносимых с указанной строкой символов, но имеющих другое написание,
- Все словоформы — для замены всех форм слова в поле Найти, соответствующими формами слова в поле Заменить на, при этом оба слова относятся к одной и той же части речи.
Если вы часто создаете в Word однотипные тексты, содержащие большое число повторяющихся фраз, названий и формулировок, вам стоит прибегнуть к помощи – Автозамены.
Автозамена позволит вам присвоить словам, сочетанием слов и даже целым фразам буквенные индексы. Наткнувшись на такой индекс, Word автоматически заменит его на нужное вам словосочетание.
Разумеется все слова и фразы, подлежащие автозамене, необходимо внести в ее базу данных. Для этого зайдем в меню «Сервис» (Tools) и выберите пункт «Параметры Автозамены» (AutoCorrect).
12.Как задать условный формат ячеек Microsoft Excel?
Внешнее представление данных в ячейках определяется их форматами. Размер ячеек по горизонтали и вертикали электронной таблицы задается с помощью команд меню Формат > Строка > Высота и Формат > Столбец > Ширина. Команды меню Формат > Столбец > Автоподбор ширины и Формат > Строка > Автоподбор высоты автоматически изменяют размеры ячеек с учетом их содержимого.
13.Дайте определение «информации» и ее потребительских свойств. Каковы формы представления информации в ИС? Что такое «документ» и БД? В чем специфика электронных документов?
Информация — это сведения, представленные в документах и массивах информации на машинных носителях. Как предмет труда информация является объектом сбора, регистрации, обработки, хранения, передачи. Как средство труда управляющая информация воздействует на объект управления. Информация может рассматриваться на синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях представления.
Синтаксический уровень информации связан с внешней формой и структурой информационных сообщений. Это касается формата бланков документов, форматов значений реквизитов, структуры хранения данных на машинном носителе, протоколов обмена данными и т. п. Семантический уровень информации определяет смысловое содержание информации. Этот уровень связан с построением технико-экономических показателей, проектированием реквизитного состава документов, разработкой логической структуры базы данных, созданием системы классификации и кодирования. Прагматический уровень отражает ценность информации для системы управления, ее полезность для выработки управленческих решений. Информация как продукт ИС обладает набором потребительских свойств, которые превращают ее в средство труда и товар.
В современном индустриальном информационном обществе информация — это важнейший стратегический ресурс системы управления. ИС должна разрабатываться с учетом заданных потребительских свойств информации:
Полнота информации определяется применительно к управленческим функциям. Информация может быть неполной как по составу, так и по объему сведений. В любом случае дефицит информации приводит к невозможности выполнения функций управления в нужное время, в указанном месте, в соответствующем виде.
Потребительские свойства информации:
- полнота информации для реализации управляющего воздействия;
- точность и достоверность информации;
- актуальность, своевременность и оперативность получения информации.
Точность информации — это заданная степень приближения информации к истинному значению показателя. В практике управления определены необходимые уровни точности информации для различных функций управления, отдельных технико-экономических показателей.
Достоверность является вероятностной оценкой точности (безошибочности) информации, зависящей от используемых информационных технологий.
Актуальность информации — это степень соответствия отражения реального состояния системы и объекта управления.
Докумен т является основным носителем информации в ИС, состоит из логически связанных реквизитов. Форма документа определяет расположение и формат значений реквизитов. Типовая форма документа содержит части:
- заголовочную;
- содержательную;
- оформляющую.
Заголовочная часть формы документа включает постоянные реквизиты, идентифицирующие форму и отдельный экземпляр документа. К ним относятся: наименование ИС, название документа, код формы, код документа или другой идентификатор экземпляра документа.
Содержательная часть формы документа может иметь различное представление:
- сплошной текст;
- таблица простой или сложной структуры данных, содержит детальные и итоговые строки;
- комбинированная форма.
Оформляющая часть формы документа содержит реквизиты, придающие ему правовую силу: дата составления документа, подписи лиц, удостоверяющих документ.
Наиболее традиционным в ИС является деление документов на документы ручного заполнения и документы машинного заполнения с помощью средств вычислительной техники и программ.
Жизненный цикл документа — это интервал времени от момента создания (ручным или машинным способом) до момента сдачи документа в архив или уничтожения.
Между этими моментами осуществляется движение документа — документооборот, происходит обработка и использование документа для целей управления. Согласно длительности жизненного цикла различают:
- документы длительного срока пользования;
- документы короткого срока пользования;
Основной формой организации информации на машинных носителях является база данных (БД) под управлением системы управления базой данных (СУБД).
БД является интегрированным представлением данных многоцелевого использования, хранит данные, которые обеспечивают решение комплекса взаимосвязанных задач. В отдельных случаях используются «изолированные» массивы информации на машинных носителях, которые создаются и обслуживаются вне СУБД в прикладных программах. Все операции с данными БД выполняет СУБД (объявление структуры базы данных, ввод, поиск, корректировка, удаление данных). БД может быть централизованной (храниться на одном компьютере) или распределенной в сети (храниться на нескольких компьютерах). В настоящее время получили наибольшее применение следующие СУБД:
- БД масштаба крупных предприятий (корпоративные БД): Oracle, Informix, S-L-Server, DB2 и другие;
- БД масштаба функциональных подсистем, комплексов задач, создания промежуточного уровня обработки в больших ИС: Access, dBase, Paradox, FoxPro, Clipper и другие;
- БД отдельных задач ИС.
Развитие ИС связано с внедрением в управленческую деятельность новой формы представления информации — электронных документов на машинных носителях. Электронные документы обладают всеми свойствами и юридической силой документов управления. В электронных документах содержатся информационные сообщения, имеющие различное представление: текст, графика, звук, изображение в коммуникационных форматах. Электронные документы хранятся как файлы на машинном носителе.
Юридическая сила электронных документов обеспечена с помощью следующих реквизитов:
- идентификационный код источника;
- электронная подпись автора документа;
- код формы документа;
- номер документа;
- дата, время создания или модификации документа.
14.Как быстро сменить стиль в тексте документа? Можно ли найти и заменить спецсимволы, например «короткое тире» на «длинное тире»?
Существуют два режима форматирования документов Microsoft:
Команда меню Формат > Шрифт позволяет изменить параметры шрифтов для символов выделенного фрагмента и набора нового текста, а именно: рисунок шрифта, стиль начертания, размер, цвет, эффекты, плотность символов, смещение относительно базовой линии строки (вверх, вниз), анимация для просмотра документа на экране. Для приписывания готового стиля к выделенному фрагменту текста следует выполнить команду меню Формат > Стиль, в диалоговом окне выбрать соответствующий стиль и нажать кнопку Применить. Другой способ скоростного приписывания стиля выделенному фрагменту документа осуществляется с помощью кнопки Стиль панели инструментов Форматирование. Кнопка Формат по образцу панели инструментов Стандартная позволяет переносить форматы одних фрагментов документа на другие фрагменты. Выделяется фрагмент — «источник стиля», нажимается кнопка Формат по образцу, выделяется фрагмент — «приемник стиля», которому приписывается формат по образцу.
- автоформатирование Microsoft Word;
- пользовательское форматирование.
Таблица 4.9. Специальные символы для поиска
Символ | Назначение | Использование | |
Найти | Заменить | ||
лр | Знак абзаца | Да | Да |
At | Знак табуляции | Да | Да |
Л0япп | Символ ANSI или ASCII (nnn — код символа) | Да | Да |
^+ | Длинное тире (—) | Да | Да |
^= | Короткое тире (-) | Да | Да |
ЛЛ | Знак крышки | Да | Да |
Л1 | Разрыв строки | Да | Да |
лп | Разрыв колонки | Да | Да |
лт | Принудительный разрыв страницы, вставляемый нажатием клавиш Ctrl + Enter | Да | Да |
Л5 | Неразрывный пробел, вставляемый при нажатии клавиш Ctrl + Shift + Space (пробел) | Да | Да |
л_ | Неразрывный дефис, вставляемый при нажатии клавиш Ctrl + Shift + - (дефис) | Да | Да |
л_ | Мягкий перенос, вставляемый при нажатии клавиш Ctrl + - (дефис) | Да | Да |
Для удаления образцов поиска или специальных символов в текстовом документе в диалоговом окне Поиск и замена поле Заменить остается пустым.
Проверить различные виды поиска в документе Example.doc с использованием подстановочных знаков специальных символов.
15.Дайте определение блока ячеек. Объясните порядок создания именованных блоков ячеек.
Для быстрого поиска диапазона ячеек, построения формул, использующих ссылки на диапазон ячеек, построения указателя с помощью гиперссылок, форматирования ячеек и т. п. удобно пользоваться именованными диапазонами — блоками ячеек. Блок — область ячеек рабочего листа произвольной конфигурации.
Именованные блоки ячеек одного листа создаются несколькими способами:
1. Использование окна имен ячеек:
- Выделить блок ячеек одного листа;
- Ввести имя блока в окне имен ячеек (слева от строки формул);
- Нажать клавишу Enter.
2.Предварительное выделение блока ячеек:
- Выделить блок ячеек одного листа;
- Выбрать команду меню Вставка > Имя > Присвоить;
- Ввести произвольное имя блока в поле Имя;
- Нажать кнопку О К.
3. Блок ячеек одной строки или одною столбца:
- Выделить блок ячеек одного столбца/строки, включая в выделение ячей-ку, содержащую название столбца (строки), которое может стать именем блока;
- Выбрать команду меню Вставка > Имя > Создать;
- Указать По тексту в строке выше/ниже — для столбца или По тексту в столбце слева/справа для строки;
- Нажать кнопку ОК.
16. Дайте определение информационных технологий. Назовите типовые технологические процессы обработки информации в ИС.
Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, оброботку, хранение, распределение и отражение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Тип операционной системы учитывает процессор компьютера, масштабы компьютерных сетей. К наиболее популярным операционным системам в мире относятся операционная система Windows (95/98/NT/2000), Unix, Solans, OS/2, Linux и др.
Другая часть базового программного обеспечения относится к сервисным средствам, используемым для расширения функций операционных систем, обеспечения надежной работы технических средств и выполнения процедур обслуживания информационной системы и ее компонентов:
- антивирусные программы;
- архиваторы файлов;
- утилиты для тестирования компьютеров, сетей, операционных систем, обслуживания файлов, дисков и т. п.
К числу наиболее популярных в настоящее время антивирусных программ относятся: DrWeb, AVP (антивирус Касперского), Norton Antivims и другие.
Архиваторы обеспечивают компактное представление файлов и дисков для целей передачи данных на другие компьютеры, создания страховых копий. Наиболее популярны архиваторы: WinZip, WinRAR, WinARJ.
Утилиты делятся по объектам: тестирование функциональных блоков компьютера, обслуживание машинных носителей, обслуживание файловой системы, администрирование компьютерных сетей. К числу наиболее популярных утилит относятся: SiSoft Sandra for Windows, Norton Utilities, Quarterdeck WinProbe/ Manifest и другие.
Информационные технологии используют программное обеспечение общего назначения, не зависящее от типа ИС и содержания обрабатываемой информации.
В первую очередь, это офисные программы, включающие:
- СУБД для организации и управления БД;
- текстовый процессор для работы с текстовыми документами;
- процессор электронных таблиц для выполнения расчетов;
- пакет презентационной графики;
- Интернет-обозреватель для работы с информационными ресурсами глобальной сети и другие.
Технологический процесс обработки информации ИС состоит из отдельных операций, реализуемых с использованием комплекса технических и программных средств.
Программное обеспечение информационных технологий неоднородно, часть программных средств относится к базовому программному обеспечению, без которого невозможна работа технических средств, другая часть — к прикладному программному обеспечению.
17.В чем отличие сносок от примечаний? Как сделать примечания и сноски в текстовом документе?
Различают обычные сноски (внизу каждой страницы) и концевые сноски (в конце текста документа). Сноска содержит значок и поясняющий текст.
Для создания сноски следует:
- установить курсор за словом, к которому относится сноска;
- выбрать команду меню Вставка * Сноска;
- в диалоговом окне Сноски можно выбирать тип и символ сноски, задавать параметры сноски (положение сноски в документе, формат и начальный номер сноски).
Примечания вводятся рецензентом как скрытый текст, который доступен для просмотра и редактирования. В месте вставки примечания изменяются цветовые установки текста. Каждое примечание имеет инициалы рецензента.
Для создания примечания следует:
- установить курсор в место вставки примечания;
- выполнить команду меню Вставка > Примечание;
- в окне Примечание в нижней части экрана выбрать или ввести инициалы рецензента, текст примечания, звуковое оформление примечания;
- нажать кнопку Закрыть.
При подведении курсора к месту вставки примечания курсор изменяет форму, и на экран выводится специальное окно, содержащее текст примечания.
Для примечаний существует контекстное меню, содержащее команды:
- Изменить примечание - открыть окно примечаний для редактирования;
- Удалить примечание.
18.Как использовать именованные блоки ячеек Microsoft Excel?
Для контроля созданных блоков используется кнопка Все имена диалогового окна Вставка имени. По месту установки курсора выводится список имен блоков и соответствующих им диапазонов ячеек.
Для быстрого перехода к блоку ячеек используется команда меню Правка > Перейти, которая выводит диалоговое окно Переход. В этом окне представлен список имен блоков для выбора. После нажатия кнопки ОК для выбранного блока курсор устанавливается в выделенную область ячеек. При этом местоположение курсора до выполнения команды — произвольное, поиск блока выполняется по всей рабочей книге.
19.Каково назначение и характер использования технических средств различных классов в ИС?
Технические средства для информационных технологий ИС делятся на классы:
1. Средства сбора и регистрации информации:
- сканеры для автоматического считывания информации документов в виде графических символов, распознавания графических образов и преобразования в текст;
- автоматические датчики информации для формирования сигналов наступления контролируемых событий и их преобразования в цифровое представление.
2. Комплекс средств передачи информации (технические и программные средства компьютерных сетей):
-локальные вычислительные сети (ЛВС) ограниченного масштаба, с большими скоростями передачи данных, ограничением количества и местоположения пользователей;
- региональные вычислительные сети (РВС) расширенного масштаба, специализированного назначения, с относительно высокими скоростями передачи данных, расширением количества пользователей сети;
-глобальные вычислительные сети (ГВС), в том числе сеть Интернет, для всемирных коммуникаций и создания информационных сообществ (например, пользователей информационных ресурсов Web, участников электронной коммерции, пользователей электронной почты, IP-телефонии и др.), с неограниченным кругом пользователей;
-intranet (интранет) сети корпораций, предназначенные для использования в масштабе предприятий эффективных информационных технологий Интернета.
3. Средства хранения данных. Базы данных ИС хранятся на серверах БД, файловых серверах, локальных компьютерах. В качестве носителей информации используются; магнитные диски (съемные, стационарные, переносные диски большой емкости), оптические диски (лазерные диски), магнитооптические диски, диски DVD (цифровые видеодиски).
4. Средства обработки данных. Обработка информации в ИС выполняется с помощью компьютеров, которые делятся на классы:
- микрокомпьютеры — используются автономно в виде персональных компьютеров либо в сети в качестве рабочих станций, оснащены современными микропроцессорами (Intel, AMD, Cyrix и другие), имеют различную архитектуру (ряд IBM PC, Macintosh, DEC и другие). В эту же группу входят портативные компьютеры, которые приближаются по своим техническим характеристикам к «настольным» (Desk Top) персональным компьютерам;
-мини-компьютеры — машины среднего уровня по производительности и серверным возможностям (ряд машин PDP и другие);
- большие и сверхбольшие компьютеры — машины специального применения в крупномасштабных ИС (ряд SUN и другие).
5. Средства вывода информации. Для отображения и вывода информации используются видеомониторы, принтеры, графопостроители.
20.Как организовать быстрый переход в документе? Назовите типовые объекты перехода.
- Переход на новую строку или новую страницу внутри одного абзаца при наборе текста выполняется автоматически и не требует нажатия клавиши Enter.
- Для принудительного перехода на новую страницу нужно выполнить команду меню Вставка > Разрыв > Начать новую страницу либо нажать клавиши Ctrl+Enter.
- Для перехода на новую строку в пределах одного абзаца нажимаются клавиши Shift+Enter.
Объектами перехода могут являться – поля, концевые сноски, сноски, примечания, разделы, страницы, заголовки, рисунки, таблицы.
21.Как обеспечить контроль ввода данных в ячейки электронной таблицы?
Контроль данных при вводе в ячейки может выполняться Microsoft Excel программным способом. Доступны следующие методы контроля достоверности вводимой информации:
- контроль формата вводимых данных целые, действительные числа, дата/время, текст;
- контроль диапазона значений вводимых данных числового типа, даты/времени;
- контроль длины вводимого текста;
- контроль по списку значений различных типов данных;
-логический контроль вводимых данных.
Условия проверки вводимых данных можно задавать в виде формул логического типа, в которых используются ссылки на ячейки.
Для организации проверки вводимых данных первоначально выделяется диапазон ячеек, а затем выполняется команда меню Данные > Проверка (рис. 5.15). Команда вызывает диалоговое окно Проверка вводимых значений, содержащее вкладки Параметры, Сообщения для ввода, Сообщения об ошибке.
22.Каково назначение и характер использования технических средств различных классов в ИС?
Технические средства для информационных технологий ИС делятся на классы:
1. Средства сбора и регистрации информации:
- сканеры для автоматического считывания информации документов в виде графических символов, распознавания графических образов и преобразования в текст;
- автоматические датчики информации для формирования сигналов наступления контролируемых событий и их преобразования в цифровое представление.
2. Комплекс средств передачи информации (технические и программные средства компьютерных сетей):
-локальные вычислительные сети (ЛВС) ограниченного масштаба, с большими скоростями передачи данных, ограничением количества и местоположения пользователей;
- региональные вычислительные сети (РВС) расширенного масштаба, специализированного назначения, с относительно высокими скоростями передачи данных, расширением количества пользователей сети;
-глобальные вычислительные сети (ГВС), в том числе сеть Интернет, для всемирных коммуникаций и создания информационных сообществ (например, пользователей информационных ресурсов Web, участников электронной коммерции, пользователей электронной почты, IP-телефонии и др.), с неограниченным кругом пользователей;
-intranet (интранет) сети корпораций, предназначенные для использования в масштабе предприятий эффективных информационных технологий Интернета.
3. Средства хранения данных. Базы данных ИС хранятся на серверах БД, файловых серверах, локальных компьютерах. В качестве носителей информации используются; магнитные диски (съемные, стационарные, переносные диски большой емкости), оптические диски (лазерные диски), магнитооптические диски, диски DVD (цифровые видеодиски).
4. Средства обработки данных. Обработка информации в ИС выполняется с помощью компьютеров, которые делятся на классы:
- микрокомпьютеры — используются автономно в виде персональных компьютеров либо в сети в качестве рабочих станций, оснащены современными микропроцессорами (Intel, AMD, Cyrix и другие), имеют различную архитектуру (ряд IBM PC, Macintosh, DEC и другие). В эту же группу входят портативные компьютеры, которые приближаются по своим техническим характеристикам к «настольным» (Desk Top) персональным компьютерам;
-мини-компьютеры — машины среднего уровня по производительности и серверным возможностям (ряд машин PDP и другие);
- большие и сверхбольшие компьютеры — машины специального применения в крупномасштабных ИС (ряд SUN и другие).
5. Средства вывода информации. Для отображения и вывода информации используются видеомониторы, принтеры, графопостроители.
23.Что такое гиперссылка и перекрестная ссылка? В чем их отличие?
Гиперссылка — поле, содержащее адрес источника (рисунка, фрагмента документа и т. д.). Свойства гиперссылки можно присвоить любому фрагменту документа, например автофигуре или рисунку, или части текста. Гиперссылки обеспечивают самый удобный переход к источнику — двойным щелчком левой кнопки мыши на гиперссылке. Местоположение источника может быть произвольным: внутри текстового документа, в другом файле, включая и сеть Интернет.
Перекрестные ссылки предназначены для связи объекта ссылки с абзацем, заголовком структурной части документа, закладкой, сноской, рисунком, таблицей, формулой. В зависимости от типа объекта изменяется содержание ссылки.
24.Назовите уровни защиты информации рабочих книг Microsoft Excel?
Microsoft Excel предоставляет различные методы защиты данных от несанкционированного доступа и изменения состава, структуры и содержимого рабочих книг, листов и ячеек. Существуют разные уровни защиты данных:
- рабочая книга;
- лист;
- ячейка.
Защита рабочей книги от чтения и записи изменений
Файлу рабочей книги можно приписать два пароля:
- пароль на открытие;
- пароль на запись.
Пароли создаются с помощью команды меню Файл > Сохранить как, В диалоговом окне Сохранение документа выполняется команда Сервис > Общие параметры, которая выводит новое диалоговое окно Параметры сохранения. Пароли на чтение и запись изменений в файл имеют максимальную длину — 15 символов, различаются строчные и прописные буквы. Новые пароли вводятся дважды, периодически должны обновляться.
При открытии файла рабочей книги с помощью команды меню Файл > Открыть выводится диалоговое окно Введите пароль для ввода паролей. Если пароль не известен, доступ к файлу книги блокируется.
Защита рабочей книги от структурных изменений
Структурные изменения рабочей книги связаны с перемещением, удалением, скрытием, отображением, переименованием или вставкой листов, перемещением, изменением размеров, скрытием, показом и закрытием окон. С помощью команды меню Сервис > Защита > Защитить книгу устанавливается защита книги (рис 5.16), при необходимости задается пароль длиною до 255 символов. В пароле различаются строчные и прописные буквы. Для внесения изменений в структуру рабочей книги следует сначала снять защиту с помощью команды меню Сервис > Защита > Снять защиту книги (с вводом пароля, если он был установлен).
Защита листа рабочей книги от структурных изменений
Команда меню Сервис > Защита > Защитить лист обеспечивает блокировку изменений содержимого ячеек и элементов диаграмм, защиту от удаления, переноса, изменения значений или размеров графических объектов, изменения сценариев листа (рис. 5.16). Пароль может содержать до 255 символов, различаются строчные и прописные буквы. Снять защиту листа можно командой Сервис > Защита > Снять защиту листа (с вводом пароля, если он был установлен
Настройка защиты книги и листа
Защита ячеек листа и скрытие формул
По умолчанию все ячейки листа автоматически защищены, если установлена защита листа с помощью команды меню Сервис > Защита >• Защитить лист. Защита ячеек перестает действовать после выполнения команды меню Сервис > Защита > Снять защиту с листа.
Для снятия защиты с отдельных ячеек при установке общей защиты листа следует:
1. Выполнить команду меню Сервис > Защита > Снять защиту листа, ввести па-роль, если необходимо.
2. Выделить ячейки таблицы, в которые разрешен ввод данных.
3. Выполнить команду меню Формат > Ячейки, на вкладке Защита отменить установку Защищаемая ячейка.
4. Выполнить команду меню Сервис > Защита > Защитить лист, ввести пароль, если необходимо, указать объект защиты — Содержимое листа.
Microsoft Excel позволяет скрыть формулы в ячейках защищенных листов.
1. Выполнить команду меню Сервис > Защита > Снять защиту листа, ввести пароль, если необходимо.
2. Выделить ячейки, содержащие формулы, которые следует защитить от изменения и скрыть от просмотра.
3. Выполнить команду меню Формат > Ячейки, на вкладке Защита указать Защищаемая ячейка и Скрыть формулы.
4. Выполнить команду меню Сервис > Защита > Защитить лист, ввести пароль, если необходимо, указать объект защиты — Содержимое листа.
25.Приведите классификацию программных средств информационных технологий ИС. Каково назначение сервисных программных средств?
Тип операционной системы учитывает процессор компьютера, масштабы компьютерных сетей. К наиболее популярным операционным системам в мире относятся операционная система Windows (95/98/NT/2000), Unix, Solans, OS/2, Linux и др.
Другая часть базового программного обеспечения относится к сервисным средствам, используемым для расширения функций операционных систем, обеспечения надежной работы технических средств и выполнения процедур обслуживания информационной системы и ее компонентов:
- антивирусные программы;
- архиваторы файлов;
- утилиты для тестирования компьютеров, сетей, операционных систем, обслуживания файлов, дисков и т. п.
К числу наиболее популярных в настоящее время антивирусных программ относятся: DrWeb, AVP (антивирус Касперского), Norton Antivims и другие.
Архиваторы обеспечивают компактное представление файлов и дисков для целей передачи данных на другие компьютеры, создания страховых копий. Наиболее популярны архиваторы: WinZip, WinRAR, WinARJ.
Утилиты делятся по объектам: тестирование функциональных блоков компьютера, обслуживание машинных носителей, обслуживание файловой системы, администрирование компьютерных сетей. К числу наиболее популярных утилит относятся: SiSoft Sandra for Windows, Norton Utilities, Quarterdeck WinProbe/ Manifest и другие.
Информационные технологии используют программное обеспечение общего назначения, не зависящее от типа И С и содержания обрабатываемой информации.
В первую очередь, это офисные программы, включающие:
- СУБД для организации и управления БД;
- текстовый процессор для работы с текстовыми документами;
- процессор электронных таблиц для выполнения расчетов;
- пакет презентационной графики;
- Интернет-обозреватель для работы с информационными ресурсами глобальной сети и другие.