Русская церковь в первой половине XVI века

КОНСПЕКТ 13

Великий князь Василий III, сын греческой царевны Софьи Палеолог, воспринял с детства византийский идеал царской власти, который шел в разрез с русской исторической традицией, когда великие князья советовались обо всем с «Землею» (духовенством и боярами). Он стал править без согласия советников, самовластно, и начал вмешиваться в церковные дела, не считаясь с церковными канонами.

Митрополиты Годы правления Князья и цари Годы правления  
Симон 1495-1511 Иван III Васильевич 1462-1505  
Василий III Иванович 1505-1533  
Варлаам (+1533) 1511-1521  
Даниил (+1547) 1522-1539  
Иван IV Васильевич 1533-1584  
Иоасаф (+1555) 1539-1542  
Макарий 1542-1563  

В самом начале XVI века в московской митрополии боролись два церковных течения. Одно – «стяжатели», поддерживало великого князя в его укреплении полноты власти и возглавлялось преподобным Иосифом Волоцким и его учениками. В церковном отношении оно ограничивало свои интересы московской митрополией. Второе – «нестяжатели», во главе которого стоял преподобный Нил Сорский, а впоследствии преподобный Максим Грек, ратовало за вселенскость Православия и независимость Церкви. Оно полагало, что Россия должна быть защитницей православных во всем мире и не ограничивать своих церковных интересов московским царством. Нил Сорский и его ближайший помощник Вассиан Патрикеев, боролись против вмешательства светской власти в церковные дела.

1502 год – Преподобный Иосиф Волоцкий составляет книгу «Просветитель».

1503 год – Собор в Москве отменяет ставленнические пошлины, запрещает вдовым священнослужителям служить в миру, а также монахам жить с монахинями в одном монастыре. По ереси жидовствующих вынесены мягкие приговоры. На Соборе присутствуют архиепископ Новгородский Геннадий и старцы Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

1504 год – Собор в Москве против жидовствующих. Еретики преданы церковному проклятию. Последующие казни еретиков в Москве и Новгороде.

На Соборе решается вопрос: могут ли монастыри владеть вотчинными владениями. Спор между преподобным Нилом Сорским (и другими белозерскими пустынниками) и преподобным Иосифом Волоцким ("нестяжатели" и "стяжатели"). Победила точка зрения "стяжателей".

1508 год – Преставление преподобного Нила Сорского (день памяти 7 мая). Основание Троицкой Александро-Свирской обители преподобным Александром.

1514 год – Перенесение из Смоленска в Москву чудотворной Смоленской иконы Пресвятой Богородицы "Одигитрия".

1515 год – Преставление преподобного Иосифа Волоцкого (день памяти 9 сентября).

1519 год – Максим Грек с помощью русских толмачей заканчивает перевод с греческого на славянский толковой Псалтыри. По поручению митрополита он приступает к исправлению богослужебных книг.

1521 год – Установление празднования (21 мая) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Махмет Гирея.

Василий III смещает митрополита Варлаама.

1523 год – Основание в Москве Новодевичьего монастыря.

1525 год – Развод Василия III с супругой Соломонией и насильственный её постриг. Противники это беззакония понесли жестокое наказание: Максим Грек несправедливо обвинен в преступлениях против государя и России, духовенства и Русской Церкви, против православной веры заключен в темницу, осуждены и его единомышленники.

1526 год – После 17 лет отсутствия архиерея в Новгороде на кафедру архиепископа Новгородского назначен святитель Макарий. При нем успешно осуществляется миссионерская деятельность в северных уездах, населенных финнами, где сохранялись остатки языческого культа.

1531 год – Второй суд над Максимом Греком. Он признан виновным в намеренном искажении при переводе святых книг и сослан в Отрочь-монастырь. Осужден и старец Вассиан Патрикеев.

1533 год – Преставление преподобного Александра Свирского (день памяти 30 августа). Основание преподобным Трифоном Печенгским (день памяти 15 декабря) Кольского монастыря.

1535 год – Первый опыт секуляризации в России осуществлен в Новгородской земле.

Секуляризация – изъятие государством у Церкви её земельной и иной собственности.

1539 год – Во время боярской смуты митрополита Даниила отстраняют от управления Русской Церковью, ссылают в Волоколамский монастырь и заставляют отречься от митрополии.

1542 год – Сторонники князя Ивана Шуйского ссылают преемника Даниила – митрополита Иоасафа в Кириллов монастырь. Митрополитом избран и поставлен архиепископ Новгородский Макарий.

16 января 1547 – Венчание на Царство Ивана IV Васильевича «Грозного».

1547 год – Собор в Москве, установивший для двенадцати святых праздники, отмечаемые всей Русской Церковью и для девяти святых праздники местные.

1549 год – Собор в Москве, продолживший канонизацию новых русских святых.

1551 год – Стоглавый Собор в Москве, подвергший пересмотру все стороны церковной жизни с целью исправления существующих недостатков. Составлен ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашества и мирян. Узаконено заведение училищ и распространение просвещения, как в духовенстве, так и в народе. Подтверждено закрепление вотчин за монастырями.

К сожалению, некоторые ошибки Стоглавого Собора были внесены в богослужебные книги и сделались главными поводами для последующего церковного раскола. В частности: утверждено двуперстие для крестного знамения.

1551 год – освобождение из заточения Максима Грека (день памяти 21 января).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: