Принцип действия АГБ-3К.
Технические данные.
Авиагоризонт АГБ-3К
Авиагоризонт АГБ-3К предназначен для:
определения и индикации пространственного положения вертолета относительно истинного горизонта;
выдачи электрических сигналов, пропорциональных углам крена и тангажа в каналы крена и тангажа автопилота АП-34Б и в систему САРПП-12Д 1М);
указания наличия и направления скольжения.
Авиагоризонты АГБ-3К установлены на левой и правой приборных досках (вертолет Ми-8Т, вертолет МИ-8МТВ), средней приборной доске с-та АН-24/26.
Диапазон измерения углов тангажа ±80º
Диапазон измерения углов крена ± 360º
Время готовности не более 1.5мин.
Скорость прецессии гироскопа по осям
крена и тангажа под действием коррекции от 1.8 до 6º/мин
Уход гироскопа на качающемся основании
за 5 мин при выключенной коррекции
не превышает по крену и тангажу ± 2.5º
Погрешность измерения углов
крена и тангажа:
в диапазоне от 0 до 30º ±1º
на углах свыше 30º ±2º
Напряжение питания:
- постоянный ток 27 в
- переменный ток, трехфазный 36в 400 Гц 3-хфазное
Основан на свойстве гироскопа с 3 степенями свободы сохранять неизменным относительно мирового пространства положение его главной оси и возможности совмещения ее с вертикалью места с помощью корректирующего устройства.
Для определения пространственного положения самолета относительно плоскости истинного горизонта используется 3-х степенной гироскоп с вертикально расположенной осью.
Основные узлы АГБ-3К:
- гироузел;
- система маятниковой коррекции;
- указатель углов крена и тангажа;
- система передачи углов тангажа;
- сигнализатор отказа питания;
- система выдачи сигналов крена и тангажа в АП-34Б и САРПП-12Д1М;
- арретир;
- указатель скольжения.
Рис. Внешний вид авиагоризонта АГБ-3К
Гиромотор типа ГМА-4П – 3-х фазный асинхронный двигатель с одной парой полюсов статора и К3 ротором. Гиромотор закреплен в корпусе (внутренняя рама) с помощью резьбовых втулок. Кожух крепится в карданной раме с помощью радиальных подшипников.
В нижней части кожуха (внутренней рамы) закреплены 2 жидкостных маятника.
На внешней раме находятся моментный двигатель поперечной коррекции и сельсин-датчик тангажа.
Внешняя рама на радиальных подшипниках подвешена в корпусе прибора. На ее оси находится ротор сельсин-датчика крена, ротор моментного двигателя продольной коррекции. Их статоры закреплены в корпусе АГ.
Как известно, главная ось некорректируемого трехстепенного гироскопа вследствие суточного вращения Земли и перемещения самолета в полете относительно Земли, а также под влиянием трения в опорах карданова подвеса и остаточной несбалансированности гироскопа будет отклоняться от вертикального положения.
Система маятниковой коррекции предназначена для удержания главной оси гироскопа в вертикальном положении. Чувствительным элементом системы коррекции являются два однокоординатных жидкостных маятника типа ДЖМ-9Б.
Жидкостные маятники располагаются таким образом, что ось датчика 1 параллельна поперечной оси гироузла (оси измерения тангажа), а ось датчика 2 параллельна продольной оси (оси измерения крена).
Исполнительными элементами системы маятниковой коррекции являются два коррекционных двигателя – продольной и поперечной коррекции.
При отклонении главной оси гироскопа от вертикального положения относительно оси крена или тангажа управляющий сигнал с жидкостного маятника поступает на соответствующий коррекционный двигатель. Вращающий момент двигателя воздействует на внешнюю или внутреннюю раму гироскопа, вызывая прецессионное движение гироскопа к вертикальному положению.
Выключение поперечной коррекции при разворотах производится выключателем коррекции ВК-53РШ.