Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное общечеловеческое в культуре

Понятие общественно-экономической формации. Теории формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов ко всеобщей истории.

Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии.

Общественно-экономическая формация(ОЭФ) — исторически определившийся тип общества,

представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ - социальная система, состоящая

из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его

целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация- целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения. которые и составляют се материальную основу; определённые

социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами. народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс вес

общества стремятся к единой цели-коммунизму.

Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и

решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц.-экономич. фактор как основной, но показать развитие обш-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. 4) предписывание истории однолинейный тилологич. характер- историч. процесс идет по одной линии и стремится к 1

цели- коммунизм: Цивилизация(Ц)- большие самодостаточные сообщества стран и народов,

выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность

на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым

они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории:

О. Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление

культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появление мегаполисов, научный атеизм демографический спад, культура замкнута внутри себя. Понять се может только тот кто в ней родился А.Тоинби - мировая истор-совокупность локальных цивилизации

Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая

цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей.для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подход: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То. что людей объединяет Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории.З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней.4.Соц-экономнч анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.

Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе од воздействием чела. Культура – всё созданное человеком. Культура предстаёт как сотворённая чел-ом 2-ая природа. Нужно различать материальн и духовн культуру. В материал культуре заключено её духовн начало – в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела. Мир культуры – мир материальн и идеальн духовн ценностей

Социальные функции культуры выражают субъективно –личностную сторону деятельности общества и человека, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности,

В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала. Но имеют глубокие корни и различия культур.

Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. В этом и заключается подобие всех культур.

Многообразие культур – к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Выделяют 3 ур-я взаимодействиякультур:

1) этнический:отношения между локальными этносами.

2) межнациональный:диалог различ госуд-полит структур,

3)цивилизационный: основан на встрече различ типов социальности

В каждом случае взаимодействия культур можно выделить несколько этапов:

1)Культурный шок- первонач реакция сознания на встречу с иной культ реальностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: