Понятие общественно-экономической формации. Теории формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов ко всеобщей истории.
Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии.
Общественно-экономическая формация(ОЭФ) — исторически определившийся тип общества,
представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ - социальная система, состоящая
из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его
целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация- целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения. которые и составляют се материальную основу; определённые
|
|
социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами. народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс вес
общества стремятся к единой цели-коммунизму.
Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и
решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц.-экономич. фактор как основной, но показать развитие обш-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. 4) предписывание истории однолинейный тилологич. характер- историч. процесс идет по одной линии и стремится к 1
цели- коммунизм: Цивилизация(Ц)- большие самодостаточные сообщества стран и народов,
выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность
на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым
они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории:
О. Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление
культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появление мегаполисов, научный атеизм демографический спад, культура замкнута внутри себя. Понять се может только тот кто в ней родился А.Тоинби - мировая истор-совокупность локальных цивилизации
|
|
Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая
цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей.для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подход: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То. что людей объединяет Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории.З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней.4.Соц-экономнч анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.
Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе од воздействием чела. Культура – всё созданное человеком. Культура предстаёт как сотворённая чел-ом 2-ая природа. Нужно различать материальн и духовн культуру. В материал культуре заключено её духовн начало – в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела. Мир культуры – мир материальн и идеальн духовн ценностей
Социальные функции культуры выражают субъективно –личностную сторону деятельности общества и человека, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности,
В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала. Но имеют глубокие корни и различия культур.
Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. В этом и заключается подобие всех культур.
Многообразие культур – к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Выделяют 3 ур-я взаимодействиякультур:
1) этнический:отношения между локальными этносами.
2) межнациональный:диалог различ госуд-полит структур,
3)цивилизационный: основан на встрече различ типов социальности
В каждом случае взаимодействия культур можно выделить несколько этапов:
1)Культурный шок- первонач реакция сознания на встречу с иной культ реальностью.