Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона

Лица, виновные в несоблюдении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Введение. Законодательство Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

Развитие научно-технического прогресса, наряду с позитивными явлениями принесло человечеству и ряд негативных: истощение природных ресурсов, загрязнение биосферы, усиление техногенной, природной и экологической опасности. Эти отрицательные явления породили многие проблемы безопасности жизнедеятельности населения: возникновение аварий и катастроф в строительстве, промышленности, жилищной и коммунальной сферах, на транспорте, в сельском и лесном хозяйствах. В этой связи актуальной становится задача по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Для решения этих задач необходимы теоретические знания и практические навыки, и умения по предупреждению опасных ситуаций, а при их возникновении – действия по ликвидации последствий с наименьшими социальными, экономическими и моральными затратами.

Основными целями дисциплины “Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций” являются:

-- усвоение знаний о чрезвычайных ситуациях различного характера: о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о структурах Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; о правах и обязанностях граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи;

-- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; осознанно выполнять требования, предъявляемые гражданину Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуаций;

-- воспитание ответственного отношения к охране окружающей среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

-- развитие умений распознавать возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа соответствующей информации, получаемой из различных источников;

-- принимать обоснованные решения и предпринимать действия в конкретной чрезвычайной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Основные задачи программы дисциплины:

-- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях;

-- формирование умений распознавать чрезвычайные ситуации и адекватно реагировать на них;

-- формирование у студентов навыков безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать обоснованные решения и предпринимать действия в конкретной ситуации с учетом своих возможностей;

-- обосновывать проектирование новой техники, технологических процессов и реконструкцию действующих объектов связи в соответствии с современными требованиями безопасностями эксплуатации и с учетом устойчивости функционирования объектов связи;

-- привитие навыков по прогнозированию и принятию грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения и обслуживающего персонала объектов связи от возможных последствий аварий, стихийных бедствий, диверсионных актов, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения;

-- формирование знаний по повышению психологической устойчивости населения и персонала объектов связи на случай чрезвычайных ситуации.

Президентом Республики Беларусь, Советом Министров и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработан и принят ряд нормативных правовых актов в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.

Законодательство Республики Беларусь

Законы:
«О пожарной безопасности» от 15.06.1993 года № 2403-XII.

«О радиационной безопасности населения» от 05.01.1998 года № 122-3.

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 05.05.1998 года № 141-3.

«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.06.2001 года № 39-3.

«О гражданской обороне» от 27.11.2006 года № 183-3.

Указы Президента:

«О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям» от 29 декабря 2006 г. № 576.

Постановления Совета Министров:

«О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена этой информацией» от23.08.2001г.№1280.

«Об утверждении Перечня аварийно-спасательных работ» от 21.11.2001 года №1692.

«Об утверждении Положения о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»от 04.07.2003№905.

«Об утверждении Положения и порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы» от 25 апреля 2008г. № 610.

Права, обязанности и ответственность граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защите пострадавших отражен в Законе Республики Беларусь от 05.05.1998 г. № 141-3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 20).

Граждане Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

использовать в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при исполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при исполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с перечисленными в настоящей статье правами, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:

соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

оказывать при необходимости содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане Республики Беларусь в области гражданской обороны имеют право на:

защиту жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих(возникших) при ведении военных действий;

получение полной, достоверной и своевременной информации об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;

обращение в государственные органы, иные организации по вопросам гражданской обороны.

Граждане Республики Беларусь в области гражданской обороны

обязаны:

соблюдать законодательство Республики Беларусь о гражданской

обороне;

проходить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

оказывать при необходимости содействие государственным органам иным организациям в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

принимать участие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в выполнении мероприятий гражданской обороны.

За нарушение законодательства Республики Беларусь о гражданской обороне должностные лица государственных органов, иных организаций и граждане несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура, цели и задачи.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) - это система, объединяющая республиканский орган государственного управления, осуществляющий управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны, другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

Основу структуры ГСЧС составляют:

- Комиссии по ЧС (правительственные, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые);

- Министерство по ЧС;

- силы наблюдения и контроля природной среды и объектов;

- силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

Целью ГСЧС является регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности.

Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: