Понятие дефекта развития

Тенденции развития специальной психологии

- в настоящее время 45% детей с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных школах, что определяет приоритеты специального образования;

- активно развивается специальная система домашнего обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и школы надомного обучения (особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- внедряются формы постинтернатной адаптации выпускников (умственно отсталых, слепых, глухих и др.), обеспечивается их профессиональное образование;

- создаются дошкольные варианты компенсирующего обучения для ранней коррекции и адекватной подготовки детей группы риска к общеобразовательной школе;

- отмечается смещение акцента в научных исследованиях и методологии образовательных учреждений с познавательной сферы в сторону развития эмоционально-личностной сферы детей с ограниченными возможностями;

- предполагается обязательное включение родителей в процесс коррекции отклонений в развитии;

- расширение образовательного пространства от рождения до пожилого возраста;

- создание системы психологического, трудового, социального сопровождения после окончания специальных школ; предлагается современная модель социализации выпускников;

- организация учреждений комбинированного типа, когда одновременно учатся дети с несколькими формами отклонений в развитии), особенно в небольшим городах;

- предлагается в рамках деятельности ПМПК и консилиумов школ комплексная технология диагностики отклонений в развитии (педагогическая, психологическая, медицинская, нейропсихологическая и т.д.);

- новый подход к коррекции детей со сложными дефектами (слепоглухонемые, имбецилы, умственноотсталые с двигательными нарушениями и др.);

- предлагается современный коммуникативно-деятельностный подход к образованию детей с отклонениями в развитии; в частности, разрабатывается направление специальной психологии коммуникации;

- это предполагает переход от освоения ЗУН к общению, социальной адаптации при сохранении индивидуальности учащегося; формирование индивидуального мира детей – индивидуально-центрированный подход;

Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигательные нарушения (ДЦП, полиомиелит, нарушения осанки), интеллектуальные нарушения (олигофрения, ЗПР), нарушения речи (дислалия, алалия, афазия и др.), сложные дефекты (глухонемота, слепоглухонемота.).

В структуре дефекта различают его отрицательные признаки, как недостаточность определенной функции пораженной системы, нарушающей развитие; положительные признаки как заместительное или компенсаторное усиление функции непораженной системы, связанной с первой. Положительные тенденции являются результатом приспособления или адаптации ребенка к окружающей среде для выполнения в ней адекватной деятельности. Степень их развития зависит от соответствующих условий воспитания и обучения ребенка. При использовании целенаправленной опоры на сохраненные функции, их дополнительном развитии за счет специальных методов воспитания и обучения компенсируются их биологически обусловленная недостаточность.

В результате у слепого ребенка обостряется слух, осязание, обонятельная и температурная чувствительность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем пространстве. Глухой ребенок может воспринимать движение, музыку с помощью вибрационных ощущений. Это способствует не только компенсации утраченной функции, но обеспечивает особые (в том числе, профессиональные) свойства личности, специальные способности.

Особенности нарушения физического и психического развития влияют на весь процесс познавательной деятельности, придавая ему специальный психологический характер, который учитывается в их обучении. Аномальная форма психофизического развития ведет и к формированию особого типа личности, требующего специальной воспитательной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: