Роль В.П. Кащенко

В начале 20 века в Европе стало развиваться движение за организацию специальных приютов, сочетающих в себе методы обучения, воспитания и лечения детей с аномалиями в развитии. Основоположником этой системы в России явился Всеволод Петрович Кащенко.

Он родился в 1870 г. в городе Ейске Кубанской губернии в Многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. По окончании Ставропольской гимназии Всеволод Петрович поступает на медицинский факультет Московского университета. В 1897 году он получает медицинский диплом, а в 1904 г. уже становится главным врачом больницы в Московской губернии.

После участия в революции 1905 г. он лишается права государственной службы и планирует создать частное лечебно-педагогическое учреждение для «дефективных, нервных и трудных детей». В этом его поддерживает приват-доцент Московского университета Григорий Иванович Россолимо, который имел в то время известность крупного специалиста по неврологии и психиатрии. Кащенко глубоко изучает детскую психологию и психопатологию под руководством А.Н. Берштейна, ученика знаменитого профессора психиатрии С.С. Корсакова. По рекомендации Россолимо он входит в Московское общество экспериментальной психологии.

В 1907 г. в Петербурге Кащенко знакомится с современными педагогическими работами профессоров А.Н. Нечаева и А.Ф. Лазурского. участвует в деятельности неврологической клиники профессора А.С. Грибоедова. В 1908 г. он изучает работу в спец.учреждений различного профиля в Европе. Вернувшись в Россию арендует в Москве небольшой дом и организует в нем первый санаторий-школу для дефективных детей. Она сочетала в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели, не имевший по его комплексному подходу аналогов не только в стране, но и в мире.

До этого времени работа с аномальными детьми сводилась к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и школ для умственно отсталых и к разрозненным усилиям по обеспечению их призрения и воспитания (Е.В. Гёрье, М.П. Постовский, О.Б. Фельцман и др.). Однако это не находило поддержки со стороны государства и осуществлялось за счет частного финансирования.

Впервые с докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступает на состоявшемся в 1909 г. Ш съезде психиатров: "...о необходимости организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей." В 1910 г. он также призывает объединить усилия медицины, педагогики и общественности для оказания помощи дефективным детям (на ХП съезде естествоиспытателей и врачей). В 1911 г. на съезде по обучению глухонемых он представил "Методику изучения и воспитания дефективных детей''. На 1 съезде по экспериментальной психологии он сделал сообщения: 'Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона", "Высоко даровитые дети и их обучение".

Санаторий-школа Кащенко вскоре обрела широкую известность. Принципы ее работы легли в основе созданной Всеволодом Петровичем лечебной педагогики, которую он понимал как синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью исправление характера и личности в целом.

После революции 1918 г. вместо частных благотворительных учреждений для аномальных детей, была создана общегосударственная система народного образования. В этом году санаторий-школа Кащенко превращается в государственное учреждение и на его основе организуется Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь возник Музей детской дефектологии, подобных которому не было ли в одной стране.

Идеи Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Декретов Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 г. определены функции наркоматов просвещения, здравоохранения и юстиции в отношении глухих, слепых, умственно отсталых и психически больных детей. На 1 Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностъю, преступностью и беспризорностью в 1920 г. нарком просвещения А.В. Луначарский сказал, что "в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства".

Всеволод Петрович сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения ребенка были организованы курсы по обучению работников-дефектологов.

По поручению Наркомпроса Кащенко в 1920 г. создает Педагогический институт детской дефективности. Он был его ректором до 1924 г., пока институт не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский гос. университет. В 1924 г. отделение преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А.С. Бубнова, где Всеволод Петрович до 1931 заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник в Петербурге и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А.С. Грибоедовым.

В.П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии "Дефективные дети и школа" (1912); фундаментального труда "Проблемы изучения и воспитания ребенка" (1926); монографии ''Исключительные дети. Их изучение и воспитание" (1929). Однако, с 1926 г. Кащенко начинает подвергаться преследованию со стороны нового направления в советской дефектологии, к 1931 вытесняется со всех занимаемых должностей и отстраняется от руководства работой Медико-педагогической станции, будучи обвиненным в приверженности идеалистическим и биологическим теориям. В.П. Кащенко скончался в Москве 30 ноября 1943 г. К сожалению, в канонических дефектологических трудах роль опального основоположника отечественной дефектологии забыта. Его место заняли приверженцы новой, государственной идеологии, с материалистических и грубо социальных позиций трактовавшие обучение и развитие аномальных детей.

7. Роль В.М. Бехтерева

Важную роль в интеграции нескольких научных подходов в специальной психологии сыграл В.М. Бехтерев, всемирно известный невропатолог, нейрофизиолог, психиатр, психотерапевт. Основал первый в стране психоневрологический институт в Петербурге (1909). Он сформулировал новое направление в психологии - рефлексологию, основанную на объективном, экспериментальном изучении психических процессов человека. В последующей работе осуществлена интеграция данных дисциплин с педагогикой ("Педология"), которая явилась основой для многочисленных исследований в дефектологии, когда ребенок изучался всесторонне.

Известно, что основоположником экспериментальной социальной психологии в России по праву является В.М. Бехтерев. В 1885 г. в г.Казани он создает лабораторию экспериментальной психологии. В 1907 г. при созданном им Психоневрологическом институте он открыл первые в стране лаборатории коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп, экспериментальной педагогики, детской психологии. В них развивалась интегральная концепция различных уровней учебной деятельности, воплощенных в труде «Коллективная рефлексология» (1921).

В частности, В.М. Бехтерев установил, что группа способствует увеличению обьема знаний своих членов, исправлению ошибок, позволяет выдержать более сильные раздражители. В поисках «единых принципов мирового процесса» В.М. Бехтерев обратился к законам механики, рассматривая их в качестве универсальных оснований, действующих на всех уровнях живой и неживой природы. В «Коллективной рефлексологии» он выделил 23 универсальных закона психологии человека, действующих, в том числе, в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, изменчивости и др. На их основании Вадимир Михайлович пытался дать обоснование таким сложным социальным явлениям как развитие и приемственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений.

Сама идея выделения общих законов, лежащих в основе развития природных, социальных и психических систем, придающих целостный характер всему мировоззданию, уникальна. При этом определение общего универсального основания не исключает необходимости выделения и специфических законов, которые отражают качественные характеристики различных уровней эволюции мира.

В.М. Бехтерев (1911) писал, что «предметом общественной психологии является изучение психологической деятельности собраний, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря общению друг с другом». В результате возникает «общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия».

Он подчеркивал, что необходимо изучать «условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями в процессе соотносительной деятельности». Причем коллектив рассматривался Владимиром Михайловичем как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от составляющих ее лиц. «Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности» (Бехтерев В.М., 1921).

Однако, с 1927 г. его деятельность также стала подвергаться резкой критике сталинских ученых и имя Бехтерева было в дефектологии вытеснено другими. В 1929 г. на смену направления дефектологии, которое возглавляли В.П. Кащенко в Москве и В.М. Бехтерев в Петербурге, пришло идеалогизированное понимание психологии и педагогики. Был организован Экспериментально-дефектологический институт, который возглавили советские ученые И.И. Данюшевский (директор) и Л.С. Выготский (научный руководитель). Имя последнего и стало лейб-мотивом всего 70 летнего периода социалистической дефектологии. Основоположники же отечественной дефектологии (B.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, А.С. Грибоедов, В.М. Бехтерев и др.) были репрессированы; они обвинялись в чрезмерном применении зарубежных тестов, и их работа рассматривалась как педологическое уклонение от государственной идеологии. В результате дефектология приняла субъективный, недостаточно научный характер, отрицающий достижения генетики, кибернетики, экспериментальной психологии.

В настоящее время наблюдаются обратные тенденции, с глубоким изучением опыта зарубежных дефектологических школ, синтезом их достижений. На этом фоне реабилитируются забытые имена, а чрезмерно прославленные вскоре займут подобающее им место. К сожалению, современное положение отечественной дефектологии характеризуется отсутствием единой интегральной теоретической, научной и мировоззренческой базы в связи с уходом советской идеологии. На пороге Ш тысячелетия ожидается формирование новых синтетических основ специальной психологии и педагогики.

Вопросы и задания

1. Дайте определение специальной психологии и коррекционной педагогике.

2. Чем отличается специальное образование от общего образования?

3. Сформулируйте задачи специальной психологии.

4. Обоснуйте особенности задач коррекционной педагогики.

5. Проанализируйте начальные этапы становления данной сферы знаний.

6. Дайте краткую характеристику научного периода становления специальной психологии и коррекционной педагогики.

7. Каков вклад В.П. Кащенко?

8. Проанализируйте роль В.М. Бехтерева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: