Задачи школьной психодиагностики

Лекция 26. Психодиагностика в работе школьного психолога

Литература

Особенности тестирования

В психологии тестами называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные показатели степени развития изучаемых свойств.

1.Интеллектуальные тесты.

2.Межличностные тесты.

3.Практические тестовые задания.

4.Образные задания.

5.Вербальные тесты.

6.Процессуальные.

7.Достижения.

8.Психология состояний и свойств.

9.Проективные.

Особые требования к тестам:

1. Под их стандартизированностью понимается определенность ситуации, инструкции, способов вычисления и интерпретации результатов.

2. Социокультурная и возрастная адаптированность теста.

3. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий.

4. Ограниченное время выполнения тестового задания.

Норма теста – Это средний уровень психологического развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. Существует эмпирическое правило, согласно которому минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального должны пересматриваться. /Р.С. Немов., 1995/

Вопросы и задания

1. Что такое психодиагностика?

2. В чем заключаются нравственно-этические нормы при психологическом исследовании?

3. Дайте общую характеристику психодиагностике.

4. Проанализируйте классификацию методик.

5. Каковы требования, преьявляемые к психодиагностическим методикам?

6. В чем заключаются особенности тестирования?

1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П.Пузанов.- М., 1998

2. Немов Р.С. Психология.- М., 1995.

3. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н.Новгород,1999.- Т.8.

4. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н.Новгород, 2000

“Познай самого себя и ты познаешь весь мир” /Сократ/

В рамках диагностико-коррекционной работы педагога- психолога психодиагностика рассматривается как деятельность по выявлению причин трудностей в обучении и воспитании учащихся, особенностей развития их интересов и способностей. В обязанности школьного психолога входит:

1) выявление особенностей психического развития ребенка;

2) исследование сформированности у него определенных психологических новообразований;

3) изучения соответствия уровня развития, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным нормам.

Работа школьного психолога имеет ряд особенностей:

1. Обеспечивает контроль за динамикой психического развития детей в детских учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений начиналось возможно раньше.

2. Психологическая диагностика дает возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития, как для слабых так и для сильных учащихся.

3. Устанавливает направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности.

4. Проверяет, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая психологом.

5. Проводит сравнительный психологический анализ различных методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций.

6. Выбирает наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и т.д.

Поэтому в рамках школьной психологической службы не существует отдельно диагностики и коррекции, они составляют общую форму деятельности психолога – педагога. При этом он не только ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития определенных сторон личности учащегося, его способностей, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной степени сам осуществляет психологическую часть коррекционной, развивающей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: