Лекция 26. Психодиагностика в работе школьного психолога
Литература
Особенности тестирования
В психологии тестами называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные показатели степени развития изучаемых свойств.
1.Интеллектуальные тесты.
2.Межличностные тесты.
3.Практические тестовые задания.
4.Образные задания.
5.Вербальные тесты.
6.Процессуальные.
7.Достижения.
8.Психология состояний и свойств.
9.Проективные.
Особые требования к тестам:
1. Под их стандартизированностью понимается определенность ситуации, инструкции, способов вычисления и интерпретации результатов.
2. Социокультурная и возрастная адаптированность теста.
3. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий.
4. Ограниченное время выполнения тестового задания.
Норма теста – Это средний уровень психологического развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. Существует эмпирическое правило, согласно которому минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального должны пересматриваться. /Р.С. Немов., 1995/
|
|
Вопросы и задания
1. Что такое психодиагностика?
2. В чем заключаются нравственно-этические нормы при психологическом исследовании?
3. Дайте общую характеристику психодиагностике.
4. Проанализируйте классификацию методик.
5. Каковы требования, преьявляемые к психодиагностическим методикам?
6. В чем заключаются особенности тестирования?
1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П.Пузанов.- М., 1998
2. Немов Р.С. Психология.- М., 1995.
3. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н.Новгород,1999.- Т.8.
4. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н.Новгород, 2000
“Познай самого себя и ты познаешь весь мир” /Сократ/
В рамках диагностико-коррекционной работы педагога- психолога психодиагностика рассматривается как деятельность по выявлению причин трудностей в обучении и воспитании учащихся, особенностей развития их интересов и способностей. В обязанности школьного психолога входит:
1) выявление особенностей психического развития ребенка;
2) исследование сформированности у него определенных психологических новообразований;
3) изучения соответствия уровня развития, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным нормам.
Работа школьного психолога имеет ряд особенностей:
1. Обеспечивает контроль за динамикой психического развития детей в детских учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений начиналось возможно раньше.
|
|
2. Психологическая диагностика дает возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития, как для слабых так и для сильных учащихся.
3. Устанавливает направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности.
4. Проверяет, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая психологом.
5. Проводит сравнительный психологический анализ различных методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций.
6. Выбирает наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и т.д.
Поэтому в рамках школьной психологической службы не существует отдельно диагностики и коррекции, они составляют общую форму деятельности психолога – педагога. При этом он не только ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития определенных сторон личности учащегося, его способностей, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной степени сам осуществляет психологическую часть коррекционной, развивающей работы.