Культура и коммуникация

Приложение

Вопросы для самостоятельной работы

1. Множественность культур и универсализм культуры.

2. Две тенденции культурно-исторического пути развития.

3. Теория осевого времени К. Ясперса.

4. Поворотные оси времени по А. Н.Чумакову.

5. Концепция универсализма культуры и ее конкретные региональные проявления.

6. Прогноз мега тенденций развития человечества в 21 веке (Нэсбитт, Эбурдин).

7. Глобализм и его связь с универсализацией культуры.

8. Глобальные проблемы современности: экологический коллапс; вектор разрушения культурного разнообразия и вектор вырождения культуры (в том числе подавление базовых ценностей культуры - моральных, религиозных, этических регуляторов).

9. Распространение массовой культуры и индустрии удовольствий, культурной вестернизации как признаков вырождения культуры.

Практическое задание:

Подберите аргументы, подтверждающие или отвергающие следующие представления:

1. О возможности реализации концепции «золотого миллиарда» и бесправной периферии как проявления социал-дарвинизма.

2. Мировые технологические, финансовые корпорации как «кочевники глобализма» - воплощение отраслевого принципа вертикали в организации жизни на Земле.

3. Территориальная доминанта как генератор горизонтальных связей и проблемы выживания человечества в условиях экологического коллапса.

В новых пространственно-временных координатах современного мира активный процесс взаимодействия культур в различных областях деятельности человечества охватывает не только культурные обмены и прямые контакты между государственными структурами, социальными группами, общественными движениями, но и взаимодействия между отдельными индивидами.

Возрастает интерес к общению с другими народами и их культурами: он формируется не только в результате непосредственных социальных контактов, но и в процессе восприятия событий, явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации, а также через воздействие культурных артефактов в диахронном или синхронном срезах культур.

Эти типы коммуникативных потребностей общества можно обозначить, как

- контактоустанавливающие, т.е. как средства связи любых объектов материального и духовного мира;

- информационные, т.е. общение, в результате которого люди обмениваются информацией;

- воздействующие, т.е. передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составляющие.

Актуализируется вопрос о культурной унификации мира и вместе с тем о культурной самобытности и целостности, культурных различиях и разнообразии.

В современном мире ни одна культура не существует изолированно, обращение к опыту других культур получило название «взаимодействие культур», которое всегда связано с декодированием знаковых систем, созданных конкретной культурой, а также освоенных ею в процессе исторического пути развития. Между культурами существуют различия, определяемые (А) особенностями этнической культуры, (Б) психологией народов, (В) доминирующей системой ценностей, которые в совокупности осложняют непосредственное восприятие культурных кодов другой культуры.

В культурной антропологии взаимоотношения разных культур называются межкультурной коммуникацией (МКК), которая подразумевает обмен между различными культурами продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах.

Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Взаимодействие с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга в языке, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношения к выполняемой работе, может быть затруднено или даже невозможно. Но это лишь частные проявления проблем межкультурных контактов, основные различия лежат в области мироощущения, то есть в своеобразии отношения человека к окружающему миру и другим людям, свойственном конкретной культуре.

Как известно, каждый индивидуум бессознательно воспринимает окружающий мир и другие культуры через призму своей культуры. Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации показывают, что процесс ее осуществления и результаты во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Так, например, для коллективистских культур восточного типа информационные контакты определяются имплицитной, неявно выраженной составляющей: контекстом[96] сообщения, с кем и в какой ситуации происходит общение. Так японцы в деловых встречах ведут длительные разговоры «вокруг да около», стратегическое построение их взаимодействия основано на узнавании намерений другой стороны для возможного противостояния (без умаления достоинства партнера). В то время как в индивидуалистских культурах западного типа большее внимание обращается на содержание сообщения, их коммуникация мало зависит от контекста, важной является активизация (провокация) ответной реакции противоположной стороны.

Отсюда следует вывод, что эффективная МКК не может возникнуть сама по себе, ей нужно целенаправленно учиться, а для этого необходимо разобраться или получить определенные представления о сущностных (онтологических) и феноменологических процессах, лежащих в основе коммуникации вообще и социальной в частности.

Коммуникация (лат. communicatio от communicare- делать общим, связывать; форма связи, путь сообщения) в рамках нашего предмета может быть охарактеризована как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности, позволяющая передавать и принимать разнообразнейшую информацию с помощью языка или других сигнальных средств связи.

Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника, и наш внешний облик, и публицистическая статья и т.п.

Если обратиться к представлениям о коммуникации как о явлении, то коммуникацией является социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений. Рассматривая коммуникацию с позиций протекания процесс, мы говорим о передаче информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (группы) к другому или другим главным образом посредством символов. Если мы полагаем, что под коммуникацией следует понимать способ ее реализации, то в этом случае мы полагаем, что это способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию.

Для осуществления любого рода коммуникации необходимы следующие условия:

· наличие определенных элементов (отправитель и получатель, сообщение)

· возможность реализации механизмов ее функционирования (канал связи, определенные отношения между передающей и принимающей сторонами).

Структурирование коммуникативного акта (КА)как процесса и способа позволяет выделить основные составляющие в известной формуле модели КА Гарольда Лассуэла(1948г):

Who says what to whom in which channel with what effect

Кто что сообщает кому каким способом зачем

В настоящее время при структурировании КА выделяют следующие элементы:

· Источники и потребители. (Кто и кому передает информацию?)

· Функции и цели. (Почему осуществляется коммуникация?)

· Каналы, язык, коды. (Как происходит коммуникация?)

· Объекты сообщения. (В чем состоит содержание коммуникации?)

· Эффекты планируемые и непланируемые. (Каковы последствия коммуникации?).

Изначально теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление, находящееся на стыке таких наук:

· как семиотика (знаковые системы, естественные и искусственные языки);

· лингвистика (проблемы вербальной коммуникации);

· паралингвистика (невербальное общение);

· социология (функциональные особенности общения социальных групп, уровни, виды, цели коммуникации);

· этнография (бытовые и культурологические особенности общения в этнических сообществах);

· социолингвистика (социальная природа языка и особенности);

· психология и психолингвистика (факторы способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие этот процесс, мотивацию);

· кибернетика (общие принципы создания систем управления, информационная теория, теория распознавания объектов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: