Лекция 1. Микроскоп и окрашивание нервных тканей

Химические методы

Микроскоп и окрашивание нервных тканей

Дальнейший прогресс в развитии методов изучения центральной нервной системы был связан с созданием микроскопа (светового; электронного - в 30-х гг. нашего столетия; в наиболее совершенном электронном микроскопе можно различать структуры размером 0,2 нм, т.е. 0,0000002 мм) и открытием в конце XIX в. метода приготовления и окрашивания срезов нервных тканей.

Нейроны хорошо видны под обычным световым микроскопом только при условии их предварительного окрашивания. Особого внимания заслуживают эксперименты английского анатома Августа фон Валлера (1816-1870). Он разработал метод химической окраски, позволивший выделять пучки отмирающих нервных волокон. Окрашивание нервных волокон по этому методу позволило уточнить центральную локализацию периферических нервов и изучить отдельные нервные клетки с помощью микроскопа.

Итальянец Эмилио Гольджи (1844-1926) и испанец, гистолог Сантьяго Рамон-и-Кахал (1852-1934) на основе химического и микроскопического методов выделили в нервных структурах клетки разных типов (нейроны и нейроглии). Наилучший метод, позволяющий видеть нейрон целиком - это окраска по Гольджи, при которой срез нервной ткани окрашивается солями серебра. Иной метод окрашивания серебром предложил Р.Кахал. Он добился окрашивания всех нейронов на срезе, включая тело, дендриты и немиелинизированные аксоны. Этот метод получил различные модификации: метод Вейгерта - окрашивание липидных мембран гематоксилином; метод Марки - окрашивание остатков поврежденных клеток с помощью осмия. С тех пор микроскопический анализ мозга и его частей стал третьим важным инструментом в стандартном наборе исследователя физиолога.

К этому моменту стало ясно, что нервные ткани состоят из отдельных клеток. Все это позволило немецкому анатому и гистологу Вильгельму Вальдейеру (1836-1921) выдвинуть "нейронную теорию", в которой такие клетки названы "нейронами" и соединены между собой отростками. От одной клетки к другой проводится "нервная энергия".

Последующие годы ученые физиологи были сконцентрированы на решении проблемы о способе передачи возбуждения между нейронами. Одна часть ученых отдавала предпочтение химическому способу передачи возбуждения, а другая - электрическому. К середине 20-х гг. XIX в. большинство ученых склонялись к химической природе передачи возбуждения в нервных структурах.

Тема лекции: Методология военной гигиены. Основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск.

План лекции:

1. Военная гигиена как наука и область практической деятельности врачей. Цели и задачи военной гигиены, объект и предмет ее изучения. История развития военной гигиены.

2. Социальные и гигиенические аспекты охраны здоровья военнослужащих. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное время.

3. Особенности санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

4. Силы и средства медицинской службы, используемые при организации и проведении санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

Текстовый материал лекции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: