Слово «принцип» в переводе с лат. означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления.
Л.В. Мардахаев их подразделяет на три вида:
- принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону: наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов: частное проявление закона. К ним относят научность, объективность историзм, связь с практикой и др.;
- принципы социальной педагогики как практики (принципы обуславливающие организацию и собственно социально –педпгогическую деятельность) Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики.
- принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, в их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.
|
|
Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. В социальной педагогике к таким факторам относят: объективный, субъективный, средовой и технологический
Объективный фактор – это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Субъективный фактор – это фактор, обуславливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Главными принципами являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.
Средовой фактор – это фактор, обуславливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Наиболее важными принципами являются: культуросообразность, социальная обусловленность, средовая обусловленность
Технологический фактор – это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности.
А.В. Мудрик
Социальная педагогика отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)