Межпредметные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Социальная работа – это комплексноинтегративный учебный предмет, охватывающий различные взаимосвязанные компоненты.
Основу профессиональной подготовки социального работника составляет комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении, развитии, особенностях.
Теоретико-методологические знания о человеке, его физическом и психическом развитии, культуре, поведении, коммуникации и т. д. составляют содержание учебного плана профессиональной подготовки социальных работников, который включает общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, общематематические и естественнонаучные, общепрофессиональные предметы и дисциплины специализации.
В качестве примера, отражающего интегративную основу в технологии профессиональной подготовки, может выступить учебный курс “Теория социальной работы”. Учебный предмет “Теория социальной работы” дает студентам возможность освоить такие фундаментальные проблемы бытия, как природа и сущность человека, его место в мире, смысл и цель жизни, перспективы развития человеческой цивилизации и культуры, межличностная коммуникация, морально-этические аспекты жизни и др.
Эта структурная взаимосвязь представлена на рис. 1, где элементы учебных предметов (философии, социологии, психологии, педагогики, теории социальной работы) вступают в интеграционное “поле” — межпредметную связь; в свою очередь, образуется вновь сформированное знание об изучаемом явлении (в данном случае — учебный предмет “Теория социальной работы”), межсистемная конструкция, являющаяся новым целостным образованием в профессиональной компетентности социального работника, в профессионально-личностном его развитии.
Рис. 1. Межпредметные связи в социальной работе
Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода, выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало ее междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания, как социология, психология, этика и т. д. Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, педагогов ставших классиками для наук об обществе и человеке, в том числе и для социальной работы. Среди них А. Маслоу, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Фрейд, К. Роджерс, М. Шедер, И. Кант, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, А. А. Ухтомский, П. П. Блонский и др.
Философия выступает методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории, как человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д.
Понятийный аппарат философии включает универсальные категории, которыми апеллирует теория и практика социальной работы: человек, личность, культура, социум, гуманизм, свобода, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни и т. д.
Социальная работа применяет и принципы социально-философского осмысления бытия — антропологизм, аксеологизм, гуманизм, нравственность, системность, цикличность и др.
Социология занимает ведущие позиции как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т. е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методи- ческое.
Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.
Познания в области социологии позволяют расширить диапазон действий и анализа различных общественных явлений, состояния и отношения человека, группы, их оценки происходящих событий в окружающей среде. Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. Так, при написании социальных биографий клиентов, относящихся к группе риска, обычно используются данные интервью, анкет, документов архивов, экспертные оценки и т. д. Знание социологии, особенно прикладной, важно и широко включено в деятельность социального работника.
Социальная работа как глубоко интегрированный вид человеческой деятельности имеет самые разнообразные связи со многими профессиями и научными дисциплинами, в том числе и с такой важнейшей, интенсивно развивающейся гуманитарной дисциплиной, как антропология, точнее, социальная антропология.
Характеризуя функциональные особенности современной социальной антропологии отмечается, что знания, которые дает социальная антропология, могут быть использованы при работе с кадрами, в ходе деловых контактов с представителями различных культур, при решении вопросов национальной и культурной политики государства, в СМИ, а также в сфере социальной поддержки человека, т. е. в социальной работе.
Диалектические взаимосвязи между социальной работой и социальной антропологией, антропологические основания социальной работы сводятся к следующим основным моментам.
1. Социальная работа в своем научно-теоретическом выражении, т. е. теория социальной работы, имеет множество точек пересечения с социальной антропологией в системно-структурном отношении. В частности, в структуре современной социальной антропологии четко выделяются философско-методологический, этико-коммуникативный и психолого-педагогический уровни, которые имеют не меньшее значение в структуре теории социальной работы. Так, философские обоснования и трактовки сложнейших антропологических проблем находят самое непосредственное преломление в теории социальной работы, служат методологическим ориентиром в практической деятельности социальных работников на микро- и макроуровне. Разработка в социальной антропологии вопросов общей этики, межличностного и межгруппового общения содействует решению проблем профессиональной этики и этикета в социальной работе. Социально-антропологические исследования культурологических параметров личности и ее среды, “структур повседневности” в жизни отдельных людей и социальных групп существенно помогают психолого-педагогической составляющей в теории и практике социальной работы.
2. Социальной антропологии с момента ее возникновения в начале XX в., начиная с теоретической и практической деятельности ее основоположников Боаса, Малиновского, Леви-Брюля, Леви-Стросса и др., свойствен глубоко гуманистический, позитивный подход к человеку с акцентом на его сильные и светлые стороны и с преимущественно оптимистическим взглядом на будущее человечества. Такой подход чрезвычайно важен для методологической и практической поддержки социальной работы, поскольку противостоит отдельным человеконенавистническим течениям в науке и идеологии, типа социал-дарвиниз- ма, мальтузианства и новейших экстремистских взглядов, которые, по сути, отрицают необходимость самого существования института социальной работы, призванного не просто помогать людям, но помогать прежде всего слабозащищенным, социально уязвимым слоям и группам населения. В этом проявляется глубокая нравственно-гуманистическая сущность социальной работы, которая в полной мере отвечает таковым же гуманистическим установкам социальной антропологии.
3. Социальная антропология существенно помогает социальной работе в решении многих конкретных проблем, возникающих в процессе осуществления социальной защиты, поддержки и помощи социально нуждающимся людям и группам лиц.
Проиллюстрируем это положение следующими примерами.
Большое значение для социальной работы имеют и антропологические разработки проблем мотивационной сферы человека. Они помогают как в осуществлении важнейшей функции социальной работы — активизации потенциала самопомощи нуждающихся лиц и групп, так и в плане стимулирования профессионально-личностного роста самих социальных работников.
Еще один блок проблем, являющихся традиционным предметом изучения этнографии и этнологии, входящих в современную физическую антропологию и тесно связанных с антропологией социальной, касается особенностей бытия, культуры и взаимосвязи различных этносов и сообществ. Именно здесь лежат истоки столь острой и актуальной для нашего общества проблемы межнациональных отношений, занимающей важное место в теории и практике социальной работы.
Психология, ее различные отрасли являются базовой основой профессионального обучения социальной работе. Различные направления психологии как науки изучаются социальными работниками как в средних, так и высших учебных заведениях: социальная психология, психология личности, возрастная психология, психодиагностика и др.
Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них — о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
Социальная работа и психология имеют прикладной характер, и для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:
- психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования, психотерапевтической помощи и др.);
- психологическое консультирование — оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких- либо целей, более эффективной организации поведения.
Современная психология предоставляет большие возможности для использования в социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.
Педагогика, ее отрасли (социальная педагогика, семейная педагогика, возрастная педагогика и др.) выступают как бы определенным стержнем социальной работы. Педагогика как теория и практика всегда направлена на человека, имеющего психологические, биолого-социальные возможности развития, формирования, обучения, воспитания, образования. В теории и практике социальной работы широко использованы методологические принципы и подходы, а также педагогические методы, формы, средства, технологии в организации социальной помощи, поддержки, коррекции, адаптации, реабилитации как отдельной личности, так и различных групп и категорий граждан.
Обратившись к идеям, книгам, опыту известных российских педагогов XX в. (Б. 3. Вульфов, П. Ф. Каптерев, В. А. Караковский, В. В. Краевский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин, Б. Т. Лихачев, С. Т. Шацкий и др.), можно отчетливо понять взаимосвязь педагогики с теорией и практикой социальной работы.
Взаимосвязь социальной работы и педагогики трактуется по-разному. Ведущий специалист в области социальной педагогики в России А. В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог — это социальный работник, но не всякий социальный работник — социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа — это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т. Д.), в то время как социальная педагогика — это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, т. Е. все то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа — это понятие с более широким объемом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика — это самостоятельные образовательные и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.
Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом зависит и определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.
Важным составным компонентом формирования профессионально-личностной компетентности социального работника выступает медицинский блок предметов, ибо знания в этой области позволяют ставить более правильный диагноз социального неблагополучия человека или группы лиц, выявлять состояние здоровья, причины и последствия и находить оптимальные методы, формы и приемы работы с клиентами. Теоретические и практические занятия формируют адекватную позицию у студентов—будущих социальных работников, представления, знания и умения дают возможность выявлять различные отклонения у человека, в его поведении и состоянии с учетом биологических, методологических аспектов в постановке социального диагноза, прогнозирования, реабилитации, консультирования и т. Д.
Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, следует назвать правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства, и другие общественные науки. Уровень профессиональной подготовки специалистов социальной работы в немалой степени определяется знанием норм права, поскольку оно ориентировано на все население страны, а в основу положены такие события, как рождение человека, болезнь, старость, безработица, нуждаемость в социальной помощи и защите, смерть. Специалисты по социальной работе наиболее часто вынуждены сталкиваться с проблемами оказания консультативно-правовой помощи молодым семьям в области семейного, гражданского, трудового законодательства; оказания юридической помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом льгот, пособий, субсидий, алиментов и других выплат. Пенсионное обеспечение относится к исключительной компетенции специалистов данной области деятельности. В сфере пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан всех возрастных категорий, что углубляет данный вопрос.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте зарубежный опыт идей, научно-теоретических подходов, позиций известных исследователей прошлого.
2. Назовите методологические составляющие основы социальной работы как теории научного направления.
3. Кто стоял у истоков теории и методологии социальной работы?
4. Какие научные школы теории социальной работы в России вы можете назвать?
5. Какова взаимосвязь социальной работы в системе других наук?
6. Оформите схему-рисунок междисциплинарных связей социальной работы.