Социальная работа — учебный предмет. Межпредметные связи социальной работы

Межпредметные связи в изучении проблем человека, об­щества и характера их взаимодействия реализуются через ком­плексные исследования. Социальная работа – это комплексно­интегративный учебный предмет, охватывающий различные взаимосвязанные компоненты.

Основу профессиональной подготовки социального работ­ника составляет комплекс современных научных знаний о че­ловеке, его становлении, развитии, особенностях.

Теоретико-методологические знания о человеке, его физи­ческом и психическом развитии, культуре, поведении, комму­никации и т. д. составляют содержание учебного плана профес­сиональной подготовки социальных работников, который вклю­чает общегуманитарные и социально-экономические дисципли­ны, общематематические и естественнонаучные, общепрофес­сиональные предметы и дисциплины специализации.

В качестве примера, отражающего интегративную основу в технологии профессиональной подготовки, может выступить учебный курс “Теория социальной работы”. Учебный предмет “Теория социальной работы” дает студентам возможность ос­воить такие фундаментальные проблемы бытия, как природа и сущность человека, его место в мире, смысл и цель жизни, пер­спективы развития человеческой цивилизации и культуры, межличностная коммуникация, морально-этические аспекты жизни и др.

Эта структурная взаимосвязь представлена на рис. 1, где элементы учебных предметов (философии, социологии, психоло­гии, педагогики, теории социальной работы) вступают в интегра­ционное “поле” — межпредметную связь; в свою очередь, обра­зуется вновь сформированное знание об изучаемом явлении (в данном случае — учебный предмет “Теория социальной работы”), межсистемная конструкция, являющаяся новым целостным об­разованием в профессиональной компетентности социального работника, в профессионально-личностном его развитии.

Рис. 1. Межпредметные связи в социальной работе

Соотношение теории социальной работы с другими теори­ями опирается на традиционные модели системного подхода, выявление взаимодействия социальной работы с другими на­уками показало ее междисциплинарный характер, а также от­личие от таких смежных областей знания, как социология, пси­хология, этика и т. д. Общее между социальной работой как на­укой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социоло­гов, психологов, педагогов ставших классиками для наук об об­ществе и человеке, в том числе и для социальной работы. Среди них А. Маслоу, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Фрейд, К. Роджерс, М. Шедер, И. Кант, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, А. А. Ухтомский, П. П. Блон­ский и др.

Философия выступает методологической основой социаль­ной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравствен­ное и эстетическое отношение человека к миру, тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся де­ятельность социального работника связана с человеком, его вза­имоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на со­вершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная фи­лософия. Для социальной работы актуальны такие универсаль­ные социокультурные категории, как человек, социум, конф­ликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д.

Понятийный аппарат философии включает универсальные категории, которыми апеллирует теория и практика социаль­ной работы: человек, личность, культура, социум, гуманизм, свобода, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни и т. д.

Социальная работа применяет и принципы социально-фи­лософского осмысления бытия — антропологизм, аксеологизм, гуманизм, нравственность, системность, цикличность и др.

Социология занимает ведущие позиции как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая обще­ство в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать, прежде всего, социальные аспекты об­щественных процессов, социальные явления и социальные от­ношения. Социология позволяет социальным работникам ори­ентироваться в социуме, т. е. помогает понять, что собой пред­ставляет конкретное общество и те группы, которые слабо со­циально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методи- ческое.

Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, ко­торые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, по­вышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.

Познания в области социологии позволяют расширить ди­апазон действий и анализа различных общественных явлений, состояния и отношения человека, группы, их оценки происхо­дящих событий в окружающей среде. Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. Так, при написании социальных биографий клиентов, относящихся к группе риска, обычно используются данные интервью, анкет, документов ар­хивов, экспертные оценки и т. д. Знание социологии, особенно прикладной, важно и широко включено в деятельность социаль­ного работника.

Социальная работа как глубоко интегрированный вид че­ловеческой деятельности имеет самые разнообразные связи со многими профессиями и научными дисциплинами, в том числе и с такой важнейшей, интенсивно развивающейся гуманитар­ной дисциплиной, как антропология, точнее, социальная ант­ропология.

Характеризуя функциональные особенности современной социальной антропологии отмечается, что знания, которые дает социальная антропология, могут быть использованы при рабо­те с кадрами, в ходе деловых контактов с представителями раз­личных культур, при решении вопросов национальной и куль­турной политики государства, в СМИ, а также в сфере соци­альной поддержки человека, т. е. в социальной работе.

Диалектические взаимосвязи между социальной работой и социальной антропологией, антропологические основания соци­альной работы сводятся к следующим основным моментам.

1. Социальная работа в своем научно-теоретическом выра­жении, т. е. теория социальной работы, имеет множество точек пересечения с социальной антропологией в системно-структур­ном отношении. В частности, в структуре современной социаль­ной антропологии четко выделяются философско-методологи­ческий, этико-коммуникативный и психолого-педагогический уровни, которые имеют не меньшее значение в структуре тео­рии социальной работы. Так, философские обоснования и трак­товки сложнейших антропологических проблем находят самое непосредственное преломление в теории социальной работы, служат методологическим ориентиром в практической деятель­ности социальных работников на микро- и макроуровне. Разра­ботка в социальной антропологии вопросов общей этики, меж­личностного и межгруппового общения содействует решению проблем профессиональной этики и этикета в социальной рабо­те. Социально-антропологические исследования культурологи­ческих параметров личности и ее среды, “структур повседнев­ности” в жизни отдельных людей и социальных групп суще­ственно помогают психолого-педагогической составляющей в теории и практике социальной работы.

2. Социальной антропологии с момента ее возникновения в начале XX в., начиная с теоретической и практической деятель­ности ее основоположников Боаса, Малиновского, Леви-Брюля, Леви-Стросса и др., свойствен глубоко гуманистический, пози­тивный подход к человеку с акцентом на его сильные и светлые стороны и с преимущественно оптимистическим взглядом на будущее человечества. Такой подход чрезвычайно важен для методологической и практической поддержки социальной ра­боты, поскольку противостоит отдельным человеконенавистни­ческим течениям в науке и идеологии, типа социал-дарвиниз- ма, мальтузианства и новейших экстремистских взглядов, ко­торые, по сути, отрицают необходимость самого существования института социальной работы, призванного не просто помогать людям, но помогать прежде всего слабозащищенным, социаль­но уязвимым слоям и группам населения. В этом проявляется глубокая нравственно-гуманистическая сущность социальной работы, которая в полной мере отвечает таковым же гуманис­тическим установкам социальной антропологии.

3. Социальная антропология существенно помогает социаль­ной работе в решении многих конкретных проблем, возникаю­щих в процессе осуществления социальной защиты, поддерж­ки и помощи социально нуждающимся людям и группам лиц.

Проиллюстрируем это положение следующими приме­рами.

Большое значение для социальной работы имеют и антро­пологические разработки проблем мотивационной сферы чело­века. Они помогают как в осуществлении важнейшей функции социальной работы — активизации потенциала самопомощи нуждающихся лиц и групп, так и в плане стимулирования профессионально-личностного роста самих социальных работников.

Еще один блок проблем, являющихся традиционным пред­метом изучения этнографии и этнологии, входящих в современ­ную физическую антропологию и тесно связанных с антропо­логией социальной, касается особенностей бытия, культуры и взаимосвязи различных этносов и сообществ. Именно здесь ле­жат истоки столь острой и актуальной для нашего общества проблемы межнациональных отношений, занимающей важное место в теории и практике социальной работы.

Психология, ее различные отрасли являются базовой ос­новой профессионального обучения социальной работе. Различ­ные направления психологии как науки изучаются социальны­ми работниками как в средних, так и высших учебных заведе­ниях: социальная психология, психология личности, возрастная психология, психодиагностика и др.

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии со­циальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них — о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущ­ность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во вза­имодействии со своим окружением.

Социальная работа и психология имеют прикладной харак­тер, и для практики социальной работы особое значение приоб­ретают следующие направления:

- психодиагностика — отрасль психического знания, свя­занная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования, психотера­певтической помощи и др.);

- психологическое консультирование — оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких- либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология предоставляет большие возмож­ности для использования в социальной работе различных спо­собов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.

Педагогика, ее отрасли (социальная педагогика, семейная педагогика, возрастная педагогика и др.) выступают как бы оп­ределенным стержнем социальной работы. Педагогика как тео­рия и практика всегда направлена на человека, имеющего пси­хологические, биолого-социальные возможности развития, фор­мирования, обучения, воспитания, образования. В теории и прак­тике социальной работы широко использованы методологичес­кие принципы и подходы, а также педагогические методы, фор­мы, средства, технологии в организации социальной помощи, под­держки, коррекции, адаптации, реабилитации как отдельной личности, так и различных групп и категорий граждан.

Обратившись к идеям, книгам, опыту известных российс­ких педагогов XX в. (Б. 3. Вульфов, П. Ф. Каптерев, В. А. Караковский, В. В. Краевский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин, Б. Т. Лихачев, С. Т. Шац­кий и др.), можно отчетливо понять взаимосвязь педагогики с теорией и практикой социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы и педагогики трактуется по-разному. Ведущий специалист в области социальной педа­гогики в России А. В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог — это социальный работник, но не всякий социальный работник — социальный педагог. Под этим подра­зумевается, что социальная работа — это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (ме­дицинских, правовых, экономических, психологических, воспи­тательных и т. Д.), в то время как социальная педагогика — это социальная работа, приоритетом которой служат педагогичес­кие цели и задачи, т. Е. все то, что направлено на развитие лич­ностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа — это понятие с более широким объемом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика — это самостоятельные обра­зовательные и научные программы. Социальная педагогика мо­жет рассматриваться как одна из важнейших основ социаль­ной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.

Педагогика в социальной работе выступает в роли опреде­ленного стержня. В связи с этим педагогические основы соци­альной работы должны включать элементы педагогической те­ории о принципах, содержании, методах, путях и средствах со­циальной работы. Педагогика наряду с психологией в структу­ре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом зависит и определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогности­ческие функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в оп­ределении способов, путей и средств развития личности, субъек­тов и объектов социальной работы.

Важным составным компонентом формирования профессио­нально-личностной компетентности социального работника выс­тупает медицинский блок предметов, ибо знания в этой области позволяют ставить более правильный диагноз социального небла­гополучия человека или группы лиц, выявлять состояние здоро­вья, причины и последствия и находить оптимальные методы, фор­мы и приемы работы с клиентами. Теоретические и практические занятия формируют адекватную позицию у студентов—будущих социальных работников, представления, знания и умения дают возможность выявлять различные отклонения у человека, в его поведении и состоянии с учетом биологических, методологических аспектов в постановке социального диагноза, прогнозирования, реабилитации, консультирования и т. Д.

Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, следует назвать пра­воведение, так как оно исследует право как систему обязатель­ных социальных норм, охраняемых силой государства, и дру­гие общественные науки. Уровень профессиональной подготов­ки специалистов социальной работы в немалой степени опреде­ляется знанием норм права, поскольку оно ориентировано на все население страны, а в основу положены такие события, как рож­дение человека, болезнь, старость, безработица, нуждаемость в социальной помощи и защите, смерть. Специалисты по социаль­ной работе наиболее часто вынуждены сталкиваться с пробле­мами оказания консультативно-правовой помощи молодым се­мьям в области семейного, гражданского, трудового законода­тельства; оказания юридической помощи в оформлении доку­ментов для получения предусмотренных законом льгот, посо­бий, субсидий, алиментов и других выплат. Пенсионное обеспе­чение относится к исключительной компетенции специалистов данной области деятельности. В сфере пенсионного обеспече­ния и частично социального обслуживания существует доста­точно детальная регламентация прав граждан всех возрастных категорий, что углубляет данный вопрос.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте зарубежный опыт идей, научно-теоре­тических подходов, позиций известных исследователей прошлого.

2. Назовите методологические составляющие основы соци­альной работы как теории научного направления.

3. Кто стоял у истоков теории и методологии социальной работы?

4. Какие научные школы теории социальной работы в Рос­сии вы можете назвать?

5. Какова взаимосвязь социальной работы в системе дру­гих наук?

6. Оформите схему-рисунок междисциплинарных связей социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: