Зоны распределения давления и преобладающих ветров и погода в них

Из тесной связи между ветром и горизонтальным распределением атмосферного давления выведен барический закон ветра (закон Бсйс-Балло): если смотреть в направлении ветра, то область низкого давления будет слева и несколько впереди в северном полушарии, справа и несколько позади в южном полушарии, а область высокого давления, наоборот,– справа и несколько позади в северном полушарии, слева и несколько впереди в южном полушарии.

Неравномерное распределение суши и моря значительно влияет на распределение давления и ветров, указанное на приведенной выше схеме (рис.1, 2). Это видно из климатических карт мира, где зоны высокого давления в северном и южном полушариях разбиты на отдельные области высокого давления--субтропические антициклоны. Эти антициклоны хорошо выражены над океанами.

Аналогично зона низкого давления в северном полушарии в районе параллели 60распадается на отдельные области низкого давления---исландскую и алеутскую депрессии. В южном полушарии в районе параллели 60суши очень мало, поэтому зона низкого давления здесь почти непрерывна.

Зимой наиболее высокое давление наблюдается над сушей. Летом давление над ней относительно низкое. Такие сезонные изменения в распределении давления вызывают глобальные изменения направления ветра над соседними районами океана; ярким примером этого может служить муссонная циркуляция над северной частью Индийского океана.

Экваториальная депрессия – полоса пониженного давления вблизи экватора между зонами пассатов обоих полушарий или между зоной пассата и муссоном. В течение года экваториальная депрессия меняет свое положение, смещаясь от экватора в то полушарие, в котором в данное время лето, однако в Атлантическом океане н на востоке Тихого океана она остается в северном полушарии весь год. Положение ее меняется и ото дня ко дню, иногда значительно. В экваториальной депрессии расположена зона затишья, для которой характерны слабые переменные ветры и штили, высокая температура воздуха, мощная кучевая и кучево-дождевая облачность, обильные осадки и грозы, часто сопровождающиеся шквалами. Туманы здесь отсутствуют. Преобладающая видимость более 5 миль.

Зоны пассатов. Пассаты дуют в обоих полушариях на обращенных к экватору сторонах субтропических антициклонов, расположенных к северу и югу от экваториальной депрессии. Они отличаются большой устойчивостью в течение всего года и охватывают обширную зону над океанами шириной около 1200 миль. Преобладающее направление пассатов у поверхности земли в северном полушарии северо-восточное, в южном – юго-восточное, средняя скорость их 4–8 м/с. Не наблюдаются пассаты на востоке Атлантического океана, в северной части Индийского океана п на западе северной части Тихого океана.

Погода в зонах пассатов обычно сухая, малооблачная. Исключение составляют западные районы океанов, где облачность довольно велика и осадки выпадают сравнительно часто, особенно летом. Количество облачности, а также повторяемость и интенсивность осадков в зонах пассатов увеличиваются по направлению к экваториальной депрессии. Ухудшение видимости чаще наблюдается в восточных районах океанов как из-за дымки или туманов, образующихся над холодными течениями, так и из-за песка и пыли, приносимых сюда с берега. В зонах пассатов возникают тропические циклоны.

Зоны переменных ветров находятся между зонами пассатов и западных ветров. Ветры в зонах переменных ветров слабые, часты штили. Погода в зоне переменных ветров малооблачная, С редкими незначительными осадками.

Зоны западных ветров расположены в северном и южном полушариях на обращенных к полюсам сторонах субтропических антициклонов. Постоянный проход через эти зоны циклонов с запада на восток вызывает значительное изменение направления и скорости ветра. Штормы наблюдаются часто, особенно зимой. Наиболее сильны штормы в южном полушарии. Район, ограниченный параллелями 40–50 южн. шир., получил название «ревущие сороковые».

Погода в зонах западных ветров неустойчива. В северном полушарии в западных частях этих зон летом часты туманы.

Зона полярных восточных ветров в северном полушарии находится к северу от зоны западных ветров. Штормы в описываемой зоне наблюдаются обычно зимой.

Погода в зоне полярных восточных ветров облачная. Туманы часто бывают летом. Плавание судов в большей части зоны осложняется льдом.

Муссоны - это сезонные ветры, дующие зимой с суши на море, а летом – с моря на сушу. Зимой суша охлаждается сильнее моря, давление над ней увеличивается и барический градиент направлен в сторону моря. Под влиянием отклоняющей силы вращения Земли зимний муссон у восточных берегов Азии имеет северо-западное направление, у южных – северо-восточное. Летом суша нагревается сильнее моря, давление над ней понижается и барический градиент направлен в сторону суши. Под влиянием отклоняющей силы вращения Земли летний муссон у восточных берегов Азии приобретает юго-восточное направление, а у южных юго-западное направление.

Муссоны наблюдаются также в северной части Австралии, и районах Новой Гвинеи и Малайского архипелага, у восточных и западных берегов Африки (в северном полушарии).

В умеренных широтах на западных берегах материков муссоны, как правило, не наблюдаются.

3. Циклоны. Циклоном называется область низкого атмосферного

давления с замкнутыми изобарами (минимальное давление в центре) и циркуляцией воздуха вокруг центра против направления движения часовой стрелки в северном полушарии по направлению движения часовой стрелки в южном.

Циклоны бывают различны по размерам и глубине: диаметр одного может быть около 100 миль, другого – более 2000 миль. Давление в центре циклонов колеблется от 980 до 1025 мбар, чаще от 995 до 1005 мбар, однако в отдельных случаях давление падает до 935 мбар и ниже.

Циклоны могут передвигаться почти в любом направлении, но чаще всего они направлены к северо-востоку в северном полушарии и к юго-востоку – в южном; скорость их перемещения колеблется от 10 до 40 уз, иногда достигает 60 уз. При заполнении циклонов скорость их перемещения уменьшается.

Циклоны обычно проходят серией, в которой может быть до пяти циклонов; в среднем период прохождения серии 5,5 суток.

В атмосфере непрерывно происходит образование, развитие и затухание циклонов. Циклоны у поверхности земли возникают в основном на холодных и малоподвижных фронтах и вблизи точек окклюзии затухающих циклонов. Различают четыре стадии развития циклонов:

1. Стадия волны, или стадия возникновения циклона. Образование

ее связано с изгибом малоподвижного фронта, появлением теплого и холодного его участков. У поверхности земли циклон оформлен одной-двумя замкнутыми изобарами.

2. Молодой циклон, или стадия углубления циклона. В результате

проникания холодных масс воздуха в тыл циклона, выноса тепла в его переднюю часть и ряда других причин, связанных с процессами в средней тропосфере, происходит дальнейший волнообразный изгиб фронта, падение давления в центре циклона. У поверхности земли циклон уже оформлен несколькими замкнутыми изобарами. В этой стадии теплый и холодный участки сближены и у поверхности земли хорошо выражен теплый сектор циклона. Изобары в теплом секторе почти прямолинейны.

Схема молодого циклона в северном полушарии приведена на рис.3.

СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ

Рисунок 3.- Схема молодого циклона

В верхней части схемы в плане показано расположение воздушных масс, фронтов и линий токов у земной поверхности. Штриховкой отмечена область осадков. Ниже дан вертикальный разрез атмосферы по линии X – Y, проведенной параллельно пути перемещения циклона. Этот разрез позволяет составить представление о пространственной структуре циклона. Наиболее характерной особенностью циклона является облачная погода с обложными осадками. Мощная облачная система перед теплым фронтом занимает почти всю переднюю половину циклона. Вдоль теплого фронта лежит широкая полоса обложных осадков. Менее широкая полоса облаков с ливнями и шквалами расположена вдоль холодного фронта. В теплом секторе циклона безоблачную и малооблачную погоду можно встретить лишь на окраине циклона у основания теплого сектора. С приближением к вершине теплого сектора увеличивается облачность слоистых форм. Нередко здесь наблюдаются туманы и даже моросящие осадки.

Прохождение циклона вызывает значительные и резкие изменения погоды. Последовательную смену погоды можно представить себе, если двигаться вдоль липни разреза X – Y молодого циклона в северном полушарии, когда он захватывает данный пункт наблюдения своей правой частью. Первыми вестниками приближающегося циклона являются перистые облака, быстро несущиеся с западной половины горизонта. Они появляются примерно за I–1,5 суток до прохождения центральной части циклона. Вслед за перистыми облаками идут высоко-слоистые облака, постепенно уплотняющиеся и затягивающие все небо. Далее следуют слоисто-дождевые облака с обложными осадками. Одновременно с увеличением облачности наблюдается непрерывное падение давления и усиление ветра.

При прохождении теплого фронта обложные осадки прекращаются, температура воздуха возрастает, ветер резко поворачивает вправо (по направлению движения часовой стрелки). В теплом секторе наступает временное прояснение пли же наблюдается слоистая облачность с моросящими осадками и туманами. За 4–6 ч до наступления холодного фронта появляются его предвестники: чечевицеобразные облака на высоте 4 км и перисто-кучевые (мелкая рябь) на высоте 6 км.

Прохождение холодного фронта сопровождается повышением давления, быстрым похолоданием, ливневыми дождями и резким усилением ветра, приобретающего шквалистый характер. При этом наблюдается дальнейший поворот ветра вправо. Обычно южные и юго-западные ветры сменяются западными и северо-западными. Осадки холодного фронта сравнительно непродолжительны. Вскоре они прекращаются, появляются просветы голубого неба. Однако в тылу циклона погода бывает безоблачной только зимой или ночью. В тыловой части циклона днем нередко развиваются мощные кучевые облака, сопровождающиеся ливнями.

Аналогичная последовательность изменения погоды наблюдается в пункте, находящемся в южном полушарии к северу от центра циклопа, в левой его части.

3. Стадия окклюдирования циклона, или стадия максимального

развития циклона. В этой стадии происходит смыкание холодного фронта циклона с медленно движущимся теплым фронтом. При этом теплый сектор у поверхности земли ликвидируется, а теплый воздух все более вытесняется холодным в верхние слои тропосферы. Сложный фронт, образующийся от смыкания фронтов, называется фронтом окклюзии. Если циклон окклюдируется по типу теплого фронта, то фронту окклюзии предшествуют облака и осадки теплого фронта; возможен период обложных дождей, главным образом впереди и на линии фронта окклюзии. Если циклон окклюдируется по типу холодного фронта, то короткий период сильных дождей образуется в основном позади фронта окклюзии. На фронте окклюзии изменение направления ветра аналогично изменению его на холодном фронте (рис.4).

СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ

Рисунок 4.- Схема окклюднрования циклона (по типу холодного фронта)

Скорость ветра в циклоне и глубина его после начала окклюзии достигают максимума.

4. Стадия заполнения циклона. В этой стадии давление в центре циклона начинает расти, скорость ветра уменьшается и циклон постепенно затухает.

Продолжительность каждой стадии циклона колеблется от нескольких часов до нескольких суток. Наименее продолжительны начальные стадии его развития.

4. Тропические циклоны и правила расхождения судна с тропическим циклоном. Тропический циклон представляет собой

перемещающуюся обычно со скоростью от 70 до 240 миль в сутки область низкого атмосферного давления диаметром от 100 до 600 миль, в которой происходит интенсивное круговое движение воздушных масс против направления движения часовой стрелки в северном полушарии и по направлению движения часовой стрелки – в южном.

Тропические циклоны зарождаются над океанами в тропических широтах и от места зарождения движутся с постепенно возрастающей скоростью в область субтропических и умеренных широт; продолжительность их существования от 3–5 до 20 суток.

Атмосферное давление в тропическом циклоне от периферии к центру падает п в центре циклона составляет 950–970 мбар, а в отдельных случаях еще меньше; скорость ветра от периферии к центру возрастает и вблизи центра достигает ураганной силы.

Прохождение тропического циклона всегда сопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями и значительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне шириной не более 20 миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высоко-слоистыми облаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея, представляющая опасность для судов.

Тропические циклопы наблюдаются во всех океанах. Главнейшие очаги зарождения их следующие.

В Атлантическом океане:

Карибское море, район Малых Антильских островов и Мексиканский залив.

Район островов Зеленого Мыса.

В Атлантическом океане к югу от экватора тропические циклопы не возникают.

В Индийском океане:

Бенгальский залив и Аравийское море.

Район острова Мадагаскар и Маскаренских островов.

Район северо-западного побережья Австралии (Тиморское и Арафурское моря).

В Тихом океане:

Район Каролинских, Марианских и Маршалловых островов.

Юго-восточный район северной части океана.

Коралловое морс, район островов Фиджи и Самоа.

Тропические циклоны сначала движутся с востока на запад (в направлении общего переноса воздушных масс в тропиках). В дальнейшем они движутся в сторону высоких широт до точки поворота и далее отклоняются к северу и северо-востоку – в северном полушарии и к югу и юго-вocтoку -в южном. С выходом в умеренные широты или на материк тропический циклон постепенно заполняется и замедляет движение. Однако в случае проникновения в него более холодного воздуха он углубляется, увеличиваются скорость его перемещения и зона штормовых ветров.

Признаки приближения тропического циклона. Отдельные признаки приближающегося циклона можно наблюдать на значительном удалении от него. Так, например, ветры, связанные с тропическим циклоном, иногда распространяются на расстояние до 700 миль от его центра; зыбь отмечается на расстояниях до 400–500 миль, а в отдельных случаях до 1000 миль до центра циклона. На значительно больших удалениях от центра тропического циклона наблюдается ясное небо, высокая температура воздуха, духота, штиль или слабый ветер. Иногда отмечаются необычно окрашенные восходы и заходы солнца, при которых небо принимает огненный или медно-красный цвет с разнообразными оттенками, а также необычная флюоресценция моря и ореолы вокруг Солнца и Луны.

Важным признаком приближающегося тропического циклона на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появление перистых облаков в виде тонких полос, перьев и хлопьев, которые хорошо видны при восходе н заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимися в одной точке за горизонтом, то можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в направлении сходимости облаков расположен центр циклона. На расстоянии 300 миль от центра циклона полосы перистых облаков обычно вытянуты в направлении движения циклона. Однако на расстояниях, превышающих 250 миль от центра тропического циклона, признаки его приближения нельзя считать безусловными.

Более надежные признаки приближающегося тропического циклона представляется возможным установить с расстоянии порядка 200 миль. На этих расстояниях скорость ветра, связанного с тропическим циклоном, составляет 12–17 м/с; появляются разорванно-кучевые облака, которые приходят на смену перистым облакам; наблюдается значительная зыбь, идущая от центра циклона. Движение мелких одиночных кучевых облаков обычно надежно указывает на направление движения центра тропического циклона. Если стать навстречу движению кучевых облаков, то в северном полушарии центр тропического циклона будет расположен справа, а в южном полушарии – слева.

Так как зыбь распространяется по радиусам от центра циклона, то по направлению распространения зыби и можно судить о положении центра циклона, а по изменению этого направления составить представление о направлении движения циклона. При этом, однако, необходимо учитывать, что если между центром тропического циклона и судном имеются острова, то они могут изменить направление зыби.

С приближением тропического циклона происходит уплотнение облачности, усиление ветра и зыби. На расстояниях 100-150 миль от центра циклона наблюдается заметное падение атмосферного давления, хотя суточный ход его еще сохраняется. Скорость ветра в этой зоне достигает 17–24 м/с, кучевые облака заволакивают все небо и начинаются сильные ливневые дожди. Дождевые завесы обычно хорошо просматриваются на экране судового радиолокатора.

На расстояниях менее 100 миль от центра тропического циклона происходит резкое падение атмосферного давления и полностью нарушается его суточный ход. В 10–60 милях от центра циклона падение давления может достигать 10–-20 мбар в час. Ветер продолжает усиливаться: и 50–70 милях от центра циклона скорость его достигает 24– 28 м/с, а в 30–35 милях –33 м/с. Зыбь также усиливается и с приближением к центру циклона переходит в толчею.

Наиболее сильное волнение образуется: в северном полушарии в правой задней четверти циклона, а в южном полушарии – в левой задней четверти.

После прохождения центра тропического циклона наблюдаются те же метеорологические явления, какие наблюдались во время приближения центра циклона, однако в обратной последовательности и с большей скоростью их смены.

Правила для расхождения судна с центром тропического циклона. Попав в область действия приближающегося тропического циклона,

необходимо стремиться уйти с пути его движения и удалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона. В северном полушарии наиболее опасной является правая передняя четверть тропического циклона, а в южном полушарии левая передняя, так как в этих четвертях ветер сносит судно по направлению к центру тропического циклона и пути его движения.

Определение положения центра тропического циклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находится судно, выполняется по следующим правилам:

- Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будет находиться приблизительно на 60° влево, а в южном полушарии–вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна к центру тропического циклона этот угол увеличивается и достигает 90° и более.

Судно в северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки. Судно в южном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки.

Если направление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает,– значит судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.

Если давление повышается,– значит центр циклона миновал. Когда при этом ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки, то

в северном полушарии судно находится в правой (в южном полушарии – в левой) задней четверти циклона, а когда ветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки, то в северном полушарии судно находится в левой (в южном полушарии– в правой) задней четверти.

Применить на практике указанные правила не всегда представляется возможным, так как вследствие исключительной сложности гидрометеорологической обстановки в тропическом циклоне измерения значений гидрометеорологических элементов и наблюдения за их изменениями затруднены. Поэтому, если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то для большей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда судно находится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушарии рекомендуется изменить путь с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовых курсовых углов правого борта (в южном полушарии--левого борта). Если при дальнейшем уточнении окажется, что судно находится в левой передней четверти циклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых. Обычно сведения о зарождении и движении тропического циклона систематически передаются по радио. При получении этих сведений полезно следить за изменением траектории движения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центр циклона, а также сектор, в котором наиболее вероятно перемещение центра. Для получения упомянутого сектора следует из центра циклона проложить направление его движения в данный момент и под углом 40° в каждую сторону от этого направления– линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра за сутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24 ч центр тропического циклона окажется где-то в пределах указанного сектора.

Если через некоторое время поступят новые данные о местоположении центра циклона, следует снова вычертить такой же сектор и внести необходимые поправки в меры, принимаемые для расхождения с циклоном. Направление движения центра циклона будет определяться направлением отрезка, соединяющего центры двух последних секторов.

Особенно важен рекомендованный контроль за изменением траектории движения циклона в тех случаях, когда судно находится вблизи района поворота циклона.

Ниже приводятся правила маневрировании в частных случаях при встрече с тропическим циклоном.

А. Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии

Случай I. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т. е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был с правого борта. н по возможности держать путь перпендикулярно пути движения циклона. Это позволяет уйти в наименее опасную (левую переднюю) четверть циклона. Если пересечь путь движения циклона на значительном удалении от его центра не удается, то не следует пытаться выполнить этот маневр даже на судах с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы правого борта (вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами (вариант «б»).

Рисунок 5.- Схема маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии

Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны его наиболее опасной (правой передней) четверти, нужно изменить путь на обратный и поступить так, как указано в случае 2.

Случай 4. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона путем, перпендикулярным* пути его движения, приведя ветер по правому борту.

Случай 5. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона и не может держать путь перпендикулярно пути движения циклона, то следует привести ветер на кормовые курсовые углы правого борта и идти полным ходом.

Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужно уменьшить ход, приведя ветер по левому борту, и ожидать, пока циклон не удалится.

Б, Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в южном полушарии

Случай I, Если судно находится в наиболее опасной (левой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т. е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был с левого борта, и по возможности держать путь перпендикулярно пути движения циклона. Это позволит уйти в наименее опасную (правую переднюю) четверть циклона. Если пересечь путь движения тропического циклона на значительном удалении от его центра не удается, то не следует пытаться выполнить этот маневр даже на судах с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (левой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы левого борта (вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами (вариант «б»).

Рисунок 6.- Схема маневрирования судна в зоне тропического циклона в южном полушарии.

Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны его наиболее опасной (левой передней) четверти, нужно изменить путь на обратный и поступить так, как указано в случае 2.

Случай 4. Если судно находится в правой передней четверти тропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона путем, перпендикулярным пути его движения, приведя ветер по левому борту.

Случай 5. Если судно находится в правой передней четверти тропического циклона и не может держать путь перпендикулярно пути движения циклона, то следует привести ветер на кормовые курсовые углы левого борта и идти полным ходом.

Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужно уменьшить ход, приведя ветер по правому борту, и ожидать, пока циклоп не удалится.

5. Антициклоны. Антициклоном называется область высокого

атмосферного давления с замкнутыми изобарами (максимальное давление в центре) и циркуляцией воздуха по направлению движения часовой стрелки в северном полушарии и против направлении движения часовой стрелки в южном.

Диаметр антициклона может достигать нескольких тысяч километров. Давление в центре антициклона в основном 1020–1040 мбар, в отдельных случаях до 1070–1080 мбар.

Антициклоны формируются в однородных воздушных массах. Они часто возникают в холодном воздухе. Развитые антициклоны часто малоподвижны.

Перемещаются антициклоны в основном с запада на восток, но траектории их направлены в сторону низких широт. Над восточной стороной океанов движение антициклонов медленное и устойчивое, над западной – наоборот.

В центре антициклона, как правило, преобладает малооблачная сухая погода со слабыми ветрами. К периферии антициклона происходит увеличение облачности и усиление скорости ветра. Температура воздуха в западной части антициклона, где господствуют южные ветры (в северном полушарии), обычно выше, чем в восточной, где наблюдаются северные ветры. В антициклоне резко выражен суточный ход метеорологических элементов, особенно температуры и влажности воздуха. Летом при сильной конвекции иногда возникают грозы. В холодное время года и ночью вследствие охлаждения воздуха от земной поверхности в антициклоне возможно образование приземных инверсий, низких слоистых облаков н туманов.

Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит температура воздуха?

2. Какие Вы знаете физико-географические пояса и где они расположены?

3. Что такое туман и какие типы туманов Вы знаете?

4. Назовите устойчивые круглогодичные зоны повышенного и пониженного давления.

5. Назовите устойчивые сезонные зоны повышенного и пониженного давления.

6. Какую роль играет сила Кариолиса на изменение направления ветра и в чем ее суть?

7. Как влияет сила трения на изменение направления ветра?

8. Как изменяется направление ветров по зонам на земном шаре?

9. Каковы направления ветров в пассатах, антипассатах, муссонах и чем они обусловлены?

10. Что такое тропические циклоны и каково их влияние на волнение?

11. Каково влияние ветра на процессы волнения в океане?

12. Каковы основные особенности распределения направления ветра в Атлантическом океане?

13. Каковы основные особенности распределения направления ветра в Индийском океане?

14. Каковы основные особенности распределения направления ветра в Тихом океане?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: