На что, согласно Канту, может надеяться человек в пограничной ситуации

Задания для СРС

Студент должен уметь

Методические рекомендации к лекции

Выводы

В своей философии этики Кант утверждает, что моральный закон – внутри человека. Согласно Канту, различие между теоретическим разумом и практическим разумом состоит в том, что если первый определяет предмет мысли, то практический разум производит нравственный предмет и его понятие. Поэтому сфера морали является областью деятельности практического разума. Мораль невыводима из эмпирического опыта человека, поэтому Кант обосновывает абсолютный характер морали.

Обратите внимание на основные понятия этической философии И. Канта. Уясните суть категорического императива, проследите его связь с этическими постановками вопроса долга в истории человеческой культуры. Акцентируйте внимание на природе человека и на том, какие вопросы ставит человек перед собой. Проанализируйте, как бы вы ответили на кантовские вопросы: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

E Методическая разработка активного семинара «Категорический императив и этика долга как условия человеческой свободы»

Цель: рассмотреть и обсудить основные проблемы философии этики И. Канта.

Форма занятия: дискуссия

??? Вопросы для дискуссионного обсуждения на семинаре

1. Почему И. Кант полагает, что мораль обладает относительным характером?

2. Прав ли Кант, утверждая, что мораль нельзя вывести из опыта или эмпирии?

3. В чём смысл кантианского понимания чувства долга?

4. Почему философия этики И. Канта отвечает на извечный вопрос «Что я должен делать?»?

5. Почему согласно Канту мораль должна носить императивный характер?

6. Почему понятие «категорический императив» по своей сути обладает гуманистической направленностью?

7. В чём значение философии этики И. Канта?

8. Верил ли Кант в Бога? Были ли основания полагать, что у Канта были особенные отношения с Богом? Какую веру признавал Кант?

9.При каких условиях категорический императив имеет метафизический смысл?

Для активной работы на семинаре студент должен знать

1. Основные понятия философии этики И. Канта: категорический императив, долг, свобода, совесть и др.

2. Содержание работы И. Канта «Критика практического разума».

1. Пользоваться указанной литературой.

2. Использовать основные понятия по изучаемой теме.

3. Уметь сравнивать этические учения разных философов.

4. Прийти к самостоятельным выводам, уметь творчески их осмыслить и выработать собственную позицию.

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать основные выводы по изученной теме.

& Литература

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 4. – М., 1965. – С. 313-318, 345-347, 396-403, 413-416, 499-501.

Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия. Трактаты и письма. – М., 1980.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 808-819.

Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2-х частях. – М., 1989. – Т.1. – С. 175 –177.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С. 224-227.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 175-176.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Назовите основные черты этического учения Канта.

2. Какова формулировка категорического императива И.Канта?

3. В чем Кант проводит различие между церковной и религиозной верами?

«Потому что твоя самость действует как барьер между тобой и Задания на установление соответствия:

Репродуктивно-практический уровень:

1. Интерпретируйте слова И.Канта: «Две вещи наполняют мое сердце все новым и постоянно возрастающим трепетом и восхищением: это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня».

2.Прав ли Кант, так объясняющий веру и знание: «Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной сторо­ны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в тоже время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание».

3. О чем говорят эти слова Канта: «Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность».

Творческий уровень:

1. Когда и как в истории человеческой культуры звучали требования категорического императива И.Канта?

2. В чем сила и слабость категорического императива Канта?

3. Какова степень вашей готовности реализовать кантовский принцип: «Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой. Законспектируйте основные положения философии этики И.Канта.

2. Что хотел выразить Кант, говоря: «Совершая какой-то поступок, человек ответствен не только за себя, но и за все человечество...»

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Составьте таблицу по основным понятиям философии этики И.Канта:

Понятие Основное содержание понятия
Мораль  
Совесть  
Долг  
Категорический императив  

2. Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта по проблемам философии этики:

· «Совесть действу­ет в человеке, побуждая к определенным, поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести».

· «Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный посту­пок, и уклоняясь от какого-то действия».

· «Многие вещи способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное»

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите аргументированное эссе на тему: «Человеческое, слишком человеческое…».

2. Проанализируйте позицию И. Канта: «…подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Центральная идея философии этики И. Канта:

A) гипотетический императив C) категорический императив

B) принцип индивидуальной пользы

2. Исходный принцип поведения человека согласно философии И. Канта:

A) гедонизм C) прагматизм

B) категорический императив

А) на разум D) на другого человека

В) на Бога Е) на общество

С) на чувства

4. Категорический императив Канта – это...

A) причинно-следственная связь D) субъективный взгляд человека

B) моральный закон E) эстетическое восприятие мира.

C) закон природы

Открытые задания со свободно конструируемым ответом. Дополните:

1. Известные слова Канта: «Две вещи наполняют мою душу священным трепетом и благоговением – звездное небо надо мной и.....».

2. В своей философии этики И. Кант ввел такое понятие как категорический …

3. Проблеме морали посвящена такая работа И. Канта, как «Критика…».

Восстановите высказывания И.Канта:

4. «Мораль — сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека…».

5. «Категорический императив есть идея воли каждого существа, как воли, уста­навливающей всеобщие…».

4 Тема: Принцип тождества бытия и мышления как основа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: