Структура законов Хаммурапи

Источники законов Хаммурапи.

Законы Хаммурапи.

Источники права.

Право в Месопотамии.

Закон как источник права играет важнейшую роль с глубочайшей древности. В III тысячелетии до нашей эры, во II – в различных государствах существовало законодательство.

1) В отличие от Древнего Египта в Месопотамию попадали завоеватели, следовательно, победители стали использовать закон, чтобы однозначно, авторитетно закрепить свое господство над подчиненным населением;

2) Достаточно рано стали развиваться рыночные отношения. Рыночные отношения нуждаются в регулировании. Закон – это то удобное средство, при помощи которого устанавливают правила для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

В 1901 году французская экспедиция, раскапывавшая Суздаль, обнаружила базальтовый столб, весь покрытый клинописью. Это закон царя Хаммурапи, созданный в XVIII веке до нашей эры (храниться в Лувре). Памятник перевели на современный язык.

Создаются в XVIII веке до нашей эры в Старовавилонском царстве во время правления Хаммурапи. Причины создания:

Æ Необходимость унифицировать действующее право, создание единого права, правосудие должно осуществляться по единым правилам;

Æ Желание укрепить государственность, отождествление с властью царя. Закрепление особого статуса царских воинов, забота об опоре своей власти. Закрепление общих правил способствовало наведению порядка в области судопроизводства. Поскольку волокита подрывает государственную власть и дискредитирует правительство. Важная статья – борьба со взяточничеством;

Æ Царь понимает, что хорошо организованный государственный аппарат – не единственная гарантия его правления. Желающие ослабить социальную напряженность, желание навести порядок.

Встречаются статьи, которые устанавливают проценты, взимаемые по договорам найма, чтобы ростовщики не взимали огромных процентов. Ограничение долговой кабалы 3 годами. Проблема долгового рабства являлась очень важной для общества.

Они не являлись первым писаным актом в этом регионе:

ü Правовые обычаи;

ü Судебная практика;

ü Законы, существовавшие в районе Месопотамии;

ü Религия;

Влияние религиозных норм не очень велико, но оно все же присутствует. Это влияние ощущается и в перечне доказательств преступления.

Законы были выбиты на плите.

1) Преамбула, в которой Хаммурапи представляет себя и заявляет о целях создания законов. Цель – желание заставить сиять справедливость, чтобы сильный не обижал слабого;

2) Сами правовые нормы, которые все должны знать;

3) Заключение;

Записаны исключительно в виде текста на столбе. С глубочайшей древности считали, что законы нужно выставлять в публичном месте, чтобы всякий их знал.

Статей не было. Но Шейл (первый переводчик) для удобства разбил текст на 282 статьи. 247 дошли до нас, остальные – пытались восстановить.

Нет деления норм по отраслям права и т.д., но тем не менее порядок рассмотрения норм достаточно логичен. Законодатель пытался группировать нормы по предметному принципу, исходя из своих ассоциаций.

С 1-5 статьи – процессуальные положения, 6-126 – нормы, регулирующие имущественные отношения, 127-195 – нормы семейного и наследственного права, 196-214 – защита личности, 215-до конца – положения о найме и некоторых иных договорах. Поэтому о полной бессистемности говорить нельзя.

ü Незавершенность памятника. Иногда называют судебником, так как он в первую очередь предназначен для судов. Кодекс;

ü Семейное право, имущественные отношения, уголовное право, но главным образом стремление урегулировать отношения, связанные с ведением царского хозяйства и закреплены иные положения, представляющие особый интерес для правителя»

ü Светский характер памятника. Влияние религии присутствует, но все же он светский. Вопросы религиозной жизни нормы закона не регулируют. Эта светскость не удивляет, потому, что положение религии в Древнем Вавилоне было не такое, как в Египте. Жители заботились о процветании в этом мире, а не в загробном. Выше этого они ставили лишь здоровье, жизнь детей;

ü Уровень юридической техники невысок (много пробелов, общие понятия отсутствуют, отсутствие норм общего значения, казуистичность). «Если кто украдет вола, свинью или ладью…» Описание конкретных случаев. Суд по аналогии;

ü Формализм;

Законы Хаммурапи повествуют нам о жизни Древнего Вавилона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: