Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден французскими археологами в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб.

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Месопотамия в виду политических переворотов к концу XIX в. до н. э. стало раздробленным, она оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне – аккадской) династиями во главе. Хаммурапи, талантливый вавилонский царь, решив объединить под своим началом раздробленные земли, возложил на себя обязанность упорядочить государственный строй вновь объединенной страны, наладить экономику и жизни граждан после междоусобных войн. Хаммурапи создал Вавилонскую империю на обломках прежнего государства. Так, усовершенствовав все сферы жизни своих подданных, он добился небывалых результатов. Царская власть имела характер патриархального абсолютизма. Царь был ограничен сверху — он лишь наместник и служитель божества. Он стеснен и снизу сильным духовенством и богатыми торговыми и священными городами. «Я – Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!» - так говорит о себе вавилонский император.

Законы Хаммурапи представляют из себя судебник, содержащий в себе главным образом гражданские и уголовные законы, а если точнее, то перечень случаев из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в достаточно произвольном порядке. Здесь нет ни общих принципов, ни отвлечений, ни строгой системы, зато случаи предусматриваются и разбираются с большой обстоятельностью. Начиная с преступлений против судопроизводства — клеветы, лжесвидетельства, подкупа судей, свидетелей, неправого суда, — кодекс переходит к различного рода преступлениям против собственности. Затем следуют постановления из области аграрных отношений и торгового права, законы, относящиеся к семейному праву, наказания за причинение личного ущерба, гонорары врачам, архитекторам, постановления о судостроительстве, найме судов и т. п., законы о животных (найме их, о вреде, причиняемом ими, и др.), наконец, о рабах. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»).

В этом отношении вавилонский свод законов резко отличается от законодательства Моисея, которое выстроено на религиозной основе. Еврейские законы были внесены в священную книгу, Библию, тогда как вавилонские были высечены на камне, обелиске. У Хаммурапи также все посвящено исключительно потребностям гражданского населения, а Моисей упоминает и о потребностях храма. Но в обоих сводах законов есть сходство в некоторых формулировках, в принципах наказаний (за увечия, за кровосмешение, в постановлениях против имущественного вреда).

Хаммурапи считал, что, поскольку Боги наградили его правом править Вавилонской империей, он должен был установить порядок на своей земле. Чтобы править справедливо, эти законы как бы посланы ему сверху, да бы править людьми в согласии с Богами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: