Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Каноническое проектирование основано на ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания". В соответствии с ГОСТ проект делится на стадии и этапы работ.
Стадия 1. Формирование требований к ИС.
На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:
· обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;
· формирование требований пользователей к ИС;
· оформление отчета о выполненной работе и тактико -технического задания на разработку.
Стадия 2. Разработка концепции ИС.
· изучение объекта автоматизации;
· проведение необходимых научно-исследовательских работ;
· разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
· оформление отчета и утверждение концепции.
Стадия 3. Техническое задание.
· разработка и утверждение технического задания на создание ИС.
Стадия 4. Эскизный проект.
· разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
· разработка эскизной документации на ИС и ее части.
Стадия 5. Технический проект.
· разработка проектных решений по системе и ее частям;
· разработка документации на ИС и ее части;
· разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
· разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.
Стадия 6. Рабочая документация (Рабочий прект).
· разработка рабочей документации на ИС и ее части;
· разработка и адаптация программ.
Стадия 7. Ввод в действие.
· подготовка объекта автоматизации;
· подготовка персонала;
· комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
· строительно-монтажные работы;
· пусконаладочные работы;
· проведение предварительных испытаний;
· проведение опытной эксплуатации;
· проведение приемочных испытаний.
Стадия 8. Сопровождение ИС.
· выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
· послегарантийное обслуживание.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей. ГОСТ допускает исключение стадии "Эскизный проект" и отдельных этапов на всех стадиях. Можно объединять стадии "Технический проект" и "Рабочий проект" в одну стадию "Технорабочий проект". Можно включать новые этапы.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.
Рассмотрим особенности важнейших этапов работ.
Обследование – это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:
· обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
· составления технического задания на разработку систем;
· разработки технического и рабочего проектов систем.
На этапе обследования целесообразно выделить два подэтапа:
– определение стратегии внедрения ИС;
– детальный анализ деятельности организации.
Основная задача первого подэтапа обследования – оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта. Этот подэтап может быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия – получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.
По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).
Результатом подэтапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).
Ориентировочное содержание технико-экономического обоснования проекта:
· ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
· совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
· сроки завершения отдельных этапов, стоимость этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы;
· описание выполняемых системой функций;
· возможности развития системы;
· информационные объекты системы;
· интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
· требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;
· меры по защите информации;
· ограничения системы (что не будет реализовано в рамках проекта).
На подэтапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом подэтапе должны быть выявлены:
· инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;
· возможности применения новых методов решения задач.
Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:
· функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в организации;
· сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.
При изучении каждой функции управления определяются:
· наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;
· степень формализуемости задачи;
· источники информации, необходимые для решения задачи;
· рассчитываемые показатели и их количественные характеристики;
· порядок корректировки информации;
· действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
· действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
· действующие средства связи;
· принятая точность решения задачи;
· трудоемкость решения задачи;
· действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
· потребители результатной информации по задаче.
Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:
· количество документов;
· места формирования показателей документа;
· взаимосвязь документов при их формировании;
· маршрут и длительность движения документа;
· место использования и хранения данного документа;
· внутренние и внешние информационные связи;
· объем документа в символах.
По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.
На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW.
Эта аббревиатура расшифровывается так:
– Must have – необходимые функции;
– Should have – желательные функции;
– Could have – возможные функции;
– Won't have – отсутствующие функции.
Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности.
Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.
Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.
В результате обследования строятся модели. Модели деятельности организации создаются в двух видах:
· модель "как есть"("as-is") – отражает существующие в организации бизнес-процессы;
· модель "как должно быть"("to-be") – отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.
На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:
· получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД, иного окружения;
· разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования.
Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или, что еще хуже, на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится очень дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в информационной системе, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.