double arrow

Социалистическая идеология. Идеология консерватизма и неоконсерватизма


Идеология консерватизма и неоконсерватизма

Консерватизм (от латинского слова охраняю, сохраняю) – это идеология ориентированная на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Особенно важными консерваторы считают защиту таких нравственных устоев общества как семья, церковь, школа, армия, государство. Консерваторы отрицают идею социального равенства и считают, что частная собственность не только основа свободы личности, но и опора общественного порядка. Консерватизм – вторичная идеология, т.е. то, что было новое для консерваторов, но сумело закрепиться, устояться, будет для следующего поколения консерваторов достойно защиты.

Во второй половине 20 века формируется неоконсерватизм. Он стал порождением мощного структурного кризиса западного общества 70-х годов. Этот кризис заставил консерваторов многие идеи сформулировать по-новому:

1. Всеми силами отстаивать приоритеты семьи и религии.

2. Социальная стабильность в государстве должна быть основана на моральной ответственности гражданина перед государством и государства перед гражданином.




3. Неоконсерваторы недоверчиво относились к чрезмерной демократии и утверждали, что государством должна управлять профессиональная элита. Рыночная экономика должна функционировать при крепком государственном порядке на основе четких законов.

4. Государство должно обеспечить молодым людям жизненные условия для становления, но человек должен рассчитывать в дальнейшем только на свои силы.

Неоконсервативная программа была использована в деятельности Маргарет Тэтчер, Рональда Рейганом.

Идеология социализма представляет собой совокупность теорий о преобразовании основанного на частной собственности, эксплуатации и классовом неравенстве капиталистического общества более рациональное справедливое общественное устройство. В основе которого:

1. Общественная собственность на средства производства;

2. Социальное равенство;

3. Справедливое распределение общественных благ;

4. Социально обеспеченная свобода личности.

Идеи мечты о справедливом обществе известны тысячи лет. В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс теоретически обосновали возможность построения социалистического общества. Но Карл Маркс считал, что социализм только первый пазл отдаленного будущего коммунистического общества. Поэтому учение Карла Маркса называют научным социализмом или научным коммунизмом. Но в начале 20 века последователи Карла Маркса разделились на два лагеря: первый – радикально революционный, представленный коммунистическими партиями, второй – эволюционно-реформистский, представленный социал-демократическими партиями. Разница между ними заключалась в том, что они по-разному понимали способы построения социализма.

Коммунисты настаивали на революции, а социал-демократы считали, что с помощью реформ парламентской демократии, с помощью профсоюзов, можно добиться уступок от капитализма. Программа социал-демократов выражается формулой Бернштейна «Конечная цель – ничто, движение – все».







Сейчас читают про: