Развитие понятия модели

Итак, первоначально модель – это некое вспомогательное средство, объект, заменяющий в определенной ситуации другой объект. При этом античные философы полагали, что моделирование естественных процессов невозможно, что отобразить природу можно только с помощью логики, рассуждения, описания. Через несколько столетий девизом английского Королевского научного общества стал лозунг “Ничего словами!”, в котором содержалась суть принципов естествознания: признавались только выводы, подкрепленные экспериментально или математическими выкладками и доказательствами.

В английском языке слово science (наука) не включает области знания, которые у нас называются гуманитарными науками - там они отнесены к категории art (искусство). (Классификация наук по Л.Д.Ландау + Резерфорд.)

Долгое время понятие модель относилось только к материальным объектам специального вида (манекен, уменьшенные копии машин, судов, чучела животных и т.д.) т.е. модель здесь - это некий объект заместителя, воспроизводящий интересующие нас свойства и характеристики оригинала и имеющие существенные удобства (наглядность, легкость оперирования, обозримость). Затем к категории моделей были отнесены также чертежи, рисунки, карты, воплощающие абстракции довольно высокого уровня, но по-прежнему реальные объекты.

Следующий шаг - признание, что моделями могут быть не только реальные объекты, но и абстрактные идеальные построения. Типичный пример - математические модели. Таким образом, происходило постепенное расширение понятия модели.

Сейчас понятие “модель” относят уже к любым знаниям и представлениям о мире. (Хотя эта точка зрения и не является совершенно общепринятой среди специалистов, философов, логиков). При этом модели могут быть качественно различными, они образуют иерархию, в которой модель более высокого уровня (теория) содержит модели нижних уровней (например, гипотезы или постулаты) в качестве своих частей, элементов.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Моделирование – одна из основных категорий теории познания, на нем основан любой метод научного исследования и теоретический и экспериментальный.

Моделирование - неотъемлемая составляющая целенаправленной деятельности. Трудовая деятельность человека есть процесс, направленный на достижение определенной цели. Целевой характер имеют также и другие виды деятельности человека (отдых, физкультура, развлечения и т.д.). Организующим элементом всякой такой деятельности является цель - образ желаемого будущего, т.е. модель состояния, на реализацию которого и направлена деятельность. Деятельность осуществляется по определенному плану (в чем проявляется ее системность), по алгоритму. Такой алгоритм - это образ будущей деятельности, т.е. тоже модель. Алгоритм деятельности редко является жестко заданным, необходим учет того, что происходит на промежуточных этапах, оценка текущих результатов деятельности, и выбор следующего шага из числа возможных. Для этого необходимо сравнивать последствия всех возможных шагов, т.е. не выполняя их реально, как бы “проигрывать” их на модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: