Общий взгляд на Древний Восток»

Повторительно-обобщающий урок

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научить выявлять общие

особенности, свойственные большинству стран – Египту, Междуречью,

Индии и Китаю.

В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научить объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира.

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя процессы взаимовлияния цивилизаций Древнего Востока, научить выявлять следствия для формирования общечеловеческой цивилизации.

Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое

самоопределение.

Анализируя исторические процессы цивилизаций Древнего Востока, научить давать и объяснять свои оценки их значимости для современной цивилизации.

Обязательный минимум содержания: цивилизация как ступень развития, как общность людей, Древний Восток, Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай.

Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. – Мы с вами изучили ещё один важный этап в истории Древнего мира. – Откройте схему на с. 280–281. Определите, какие цивилизации, существовавшие в Древнем мире, мы с вами изучили. – Давайте посмот-рим по карте на форзаце в начале учебника, где они возникли. – Итак, изучена история древних цивилизаций, которые образовались на Востоке. Каким общим названием можно объединить эти цивилизации? – Давайте вспомним по схеме на с. 280, какие важнейшие события произошли в этих странах в эпоху Древнего мира. – Мы видим, что каждая из цивилизаций Древнего Востока отличалась своеобразием. – И тем не менее тема сегодняш-него урока: Общий взгляд на Древний Восток. – У вас не возникает никакого вопроса в связи с этим названием? 1 По схеме перечисляют: Древний Египет, Древнее Междуречье и Западная Азия, Древняя Индия и Древний Китай. – На Востоке. – Древний Восток. Могут вспомнить пирамиды в Египте, зиккураты в Междуречье, Будду в Индии и т.д. Формулируют проблему: – Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своеобразием? 1 Регулятивные УУД 1.Определять цель – проблему в деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Оценивать цели и способ достижения цели.
II. Версии.   – Есть у вас версии, предположения? Выразите их одной краткой фразой. 2   – Общие особенности в хозяйстве, в обществе, управлении, культуре. 2  
III. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. В течение урока в диалоге заполняем таблицу из учебника на с. 120 – колонку Древний Восток. 1 2 3 4 Ученики заполняют таблицу в Рабочей тетради на с. 69–70. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию. 2. Анализировать и обобщать. 3. Представлять информацию в разных формах. 4. Делать выводы.

Далее приводится один из возможных вариантов заполнения таблицы.

Особенности цивилизаций Древний Восток
1. В каких природных условиях они возникли? реки
2. Главным занятием было … …орошаемое земледелие
3. Большинство земель и имущество было собственностью …, которое могло …, и было, и должно …. Большинство земель и имущество было собственностью государства, которое могло отобрать или подарить её своим подданным, а те должны были платить налоги.
4. Кто считался обладателем власти? царь (фараон)
5. Большинство должностных лиц назначалось или выбиралось? назначалось
6. Все свободные граждане государства были одинаково равны в основных правах или бесправны перед государством? бесправны
7. Место человека в обществе во многом определялось его происхождением или личными заслугами? происхождением
8. Люди ценили прежде всего общественный порядок или личную свободу? порядок
9. Что люди чаще всего приветствовали, не осуждали …? богатство, наличие рабов

При заполнении таблицы (при ответе на каждый вопрос) можно попросить привести примеры из истории древних цивилизаций Востока.

После заполнения таблицы предлагаем оценить степень правильности выполнения задания – ТОУУ. 3

Оценивание: необходимый уровень – правильно даны ответы на 1-й, 2-й,

4-й вопросы; повышенный уровень – правильно даны ответы на все вопросы.

Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
IV. Выражение решения. – А теперь пусть каждый внизу таблицы напишет ответ на вопрос, который мы задали в начале урока. Читаем ответы нескольких учеников. – Какой общий ответ мы можем дать? 4 Примерный вывод по проблеме: – Цивилизации Древнего Востока имеют много общих черт во всех сферах общества, и при этом каждая из них является своеобразной, необычной цивилизацией.  
V. Применение нового знания. – Предложить разработать проект: «Поездка в летний международный детский лагерь» (с. 120). 1 2 1 2 Все УУД Делятся на команды, разрабатывают проект. Коммуникативные УУД 1.Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами и фактами. 2.Организовывать работу в паре, группе. Личностные УУД 1.Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя. 2.Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах –объяснять взаимные интересы, ценности.
  VI. Домашнее задание. – На следующем уроке вам предстоит выполнить проверочную работу. – Дома вспомните главные даты и определения основных понятий, используя хронологическую таблицу в начале главы (с. 50) и словарь в конце учебника.    

Урок 24. Урок контроля по модулю 2. (См. Тетрадь для проверочных работ.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: