Повторительно-обобщающий урок
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научить выявлять общие
особенности, свойственные большинству стран – Египту, Междуречью,
Индии и Китаю.
В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научить объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира.
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя процессы взаимовлияния цивилизаций Древнего Востока, научить выявлять следствия для формирования общечеловеческой цивилизации.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
Анализируя исторические процессы цивилизаций Древнего Востока, научить давать и объяснять свои оценки их значимости для современной цивилизации.
Обязательный минимум содержания: цивилизация как ступень развития, как общность людей, Древний Восток, Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай.
|
|
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Мы с вами изучили ещё один важный этап в истории Древнего мира. – Откройте схему на с. 280–281. Определите, какие цивилизации, существовавшие в Древнем мире, мы с вами изучили. – Давайте посмот-рим по карте на форзаце в начале учебника, где они возникли. – Итак, изучена история древних цивилизаций, которые образовались на Востоке. Каким общим названием можно объединить эти цивилизации? – Давайте вспомним по схеме на с. 280, какие важнейшие события произошли в этих странах в эпоху Древнего мира. – Мы видим, что каждая из цивилизаций Древнего Востока отличалась своеобразием. – И тем не менее тема сегодняш-него урока: Общий взгляд на Древний Восток. – У вас не возникает никакого вопроса в связи с этим названием? 1 | По схеме перечисляют: Древний Египет, Древнее Междуречье и Западная Азия, Древняя Индия и Древний Китай. – На Востоке. – Древний Восток. Могут вспомнить пирамиды в Египте, зиккураты в Междуречье, Будду в Индии и т.д. Формулируют проблему: – Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своеобразием? 1 | Регулятивные УУД 1.Определять цель – проблему в деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Оценивать цели и способ достижения цели. |
II. Версии. | – Есть у вас версии, предположения? Выразите их одной краткой фразой. 2 | – Общие особенности в хозяйстве, в обществе, управлении, культуре. 2 | |
III. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. | В течение урока в диалоге заполняем таблицу из учебника на с. 120 – колонку Древний Восток. 1 2 3 4 | Ученики заполняют таблицу в Рабочей тетради на с. 69–70. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию. 2. Анализировать и обобщать. 3. Представлять информацию в разных формах. 4. Делать выводы. |
Далее приводится один из возможных вариантов заполнения таблицы.
|
|
Особенности цивилизаций | Древний Восток |
1. В каких природных условиях они возникли? | реки |
2. Главным занятием было … | …орошаемое земледелие |
3. Большинство земель и имущество было собственностью …, которое могло …, и было, и должно …. | Большинство земель и имущество было собственностью государства, которое могло отобрать или подарить её своим подданным, а те должны были платить налоги. |
4. Кто считался обладателем власти? | царь (фараон) |
5. Большинство должностных лиц назначалось или выбиралось? | назначалось |
6. Все свободные граждане государства были одинаково равны в основных правах или бесправны перед государством? | бесправны |
7. Место человека в обществе во многом определялось его происхождением или личными заслугами? | происхождением |
8. Люди ценили прежде всего общественный порядок или личную свободу? | порядок |
9. Что люди чаще всего приветствовали, не осуждали …? | богатство, наличие рабов |
При заполнении таблицы (при ответе на каждый вопрос) можно попросить привести примеры из истории древних цивилизаций Востока.
После заполнения таблицы предлагаем оценить степень правильности выполнения задания – ТОУУ. 3
Оценивание: необходимый уровень – правильно даны ответы на 1-й, 2-й,
4-й вопросы; повышенный уровень – правильно даны ответы на все вопросы.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
IV. Выражение решения. | – А теперь пусть каждый внизу таблицы напишет ответ на вопрос, который мы задали в начале урока. Читаем ответы нескольких учеников. – Какой общий ответ мы можем дать? 4 | Примерный вывод по проблеме: – Цивилизации Древнего Востока имеют много общих черт во всех сферах общества, и при этом каждая из них является своеобразной, необычной цивилизацией. | |
V. Применение нового знания. | – Предложить разработать проект: «Поездка в летний международный детский лагерь» (с. 120). 1 2 1 2 Все УУД | Делятся на команды, разрабатывают проект. | Коммуникативные УУД 1.Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами и фактами. 2.Организовывать работу в паре, группе. Личностные УУД 1.Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя. 2.Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах –объяснять взаимные интересы, ценности. |
VI. Домашнее задание. | – На следующем уроке вам предстоит выполнить проверочную работу. – Дома вспомните главные даты и определения основных понятий, используя хронологическую таблицу в начале главы (с. 50) и словарь в конце учебника. |
Урок 24. Урок контроля по модулю 2. (См. Тетрадь для проверочных работ.)