Урок 27

Литературное чтение

Тема раздела: УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ

Тема: Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Цели:

развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развитие умений вести диалог с автором.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. 1. Проверка домашнего задания. - Краткий рассказ о прочитанных книгах на каникулах 2. Введение в новый раздел. – Как называется следующий раздел нашего учебника? – Рассмотрите иллюстрацию к разделу. Какими по характеру будут произведения? О чём будем читать? Кто будут герои произведений? – Чему будут отдавать предпочтение авторы – описанию или повествованию? Почему? – Перелистайте страницы раздела. Какие по жанру произведения собраны в нём? (Проза и стихи. Отрывки из повестей.) – Прочитайте названия произведений в «Содержании». Есть ли среди них знакомые вам? Какие есть в вашей домашней библиотеке? 3. Чтение авторского текста на с. 110.(Читает учитель.) – Вы поняли, почему учительница оставила в дневнике девочки такую запись? – Как отреагировали на замечание в дневнике домочадцы? – Какими мечтами Настя поделилась с папой? – А вы как считаете, возможно ли, чтобы в школе на протяжении всего урока можно было бы смеяться, разговаривать, играть? Что из этого получится? А какой же тогда найти выход? – Одним словом, проблема в том, как сделать так, чтобы учиться было весело и интересно. И папа предлагает начать читать книгу Э. Успенского «Школа клоунов». Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений. 2 4 2 2 3 Чтение фрагмента из книги Э. Успенского «Школа клоунов». 1. Работа с текстом до чтения. – Кто автор этой книги? Можно ли сразу сказать, какой по настроению она будет? (Весёлая, сказочная и т.д.) – Вот эта книга, посмотрите. Как вы думаете, всю ли книгу мы прочитаем на уроках? – Книга называется «Школа клоунов». Как вы думаете, это школа, где будут учиться клоуны или будут обучать клоунскому делу? Подскажет ли ответ иллюстрация? – А кто такие клоуны? Где их можно встретить? Какого они возраста? А в жизни кого называют «клоун»? – Мы привыкли, что повести делятся на главы, а повесть Э. Успенского разделена на занятия, да ещё имеются приложения к ним. Как вы думаете, для чего так задумал автор? (В книге о необычной школе – всё необычное.) – Повесть открывает «Первый день занятий». Как вы думаете, когда он наступает и что происходит в этот день? (Ответы детей.) – А как провели на самом деле свой первый день в школе герои повести и кто они, эти герои, мы узнаем, прочитав главу «Первый день занятий». Работа с главой «Первый день занятий». 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, читают дети и учитель). Важно прочитать текст эмоционально, весело, чтобы дети восприняли чувство юмора писателя и работали на уроке с удовольствием. На наш взгляд, текст главы требует небольших комментариев, а именно: 1) После 1-го абзаца: – На что похож текст? (На игру «Снежный ком».) Для чего понадобилось несколько раз повторять «это случилось однажды»? (Для усиления впечатления: произошло что-то очень важное!) 2) После объявления: – Значит, приглашали и клоунов из цирка, и людей «из жизни», похожих на клоунов, – весёлых, остроумных, которые любят смешить других. 3) После 3-го абзаца: – Оказывается, у клоунов и лейки, и сковородки могут быть музыкальными инструментами. Представили себе эту музыку? 4) «… она достала из портфеля доклад» (то есть длинный и скучный текст). Как вы думаете, клоуны будут слушать доклад? 5) «Клоунов осталось всего два». (Ну вот и результат чтения доклада. Все разбежались. Вы заметили, как ведут себя клоуны? (Как дети.) Как вы думаете, откроется теперь Школа клоунов?) 6) После чтения телеграммы: – Объясните, как вы поняли текст телеграммы. 7) «А как же он телеграмму написал, если он неграмотный?» (Попробуйте ответить на этот вопрос.) Следующий абзац – ответ на этот вопрос. 8) Полкан оказался не собакой, а верной козой. У клоунов такое вполне может быть? 9) «Можно открывать школу». (Значит, школа всё-таки откроется, потому что… учеников теперь больше, чем учителей, – 3.) 10) «…вы такие неразлучники» (то есть неразлучные друзья. Девушка-директор разговаривает как-то не по-взрослому. Это хорошо, как вы думаете?) 11) «У меня такое свойство». (Разве это сдвиг? Замечательное же свойство: Саня – волшебник!) 12) «Сейчас я бы весь светился!» (Понятно, почему у Сани не очень-то получается? Он рассеянный, никак не может сосредоточиться.) 13) После последнего абзаца на с. 115. (Как вы думаете, кто это? Неужели тоже ученик? Но на клоуна непохож…) 14) После 1-го абзаца, с. 116. (Кто такой завхоз? Расшифруем: зав – заведующий, хоз –? Значит, заведующий хозяйством. Судя по фамилии, каким хозяйством он заведует?) 15) «Нам с вами будет интереснее». (А почему интереснее? Как вы думаете, что будет, если в Школе клоунов-детей появится серьёзный взрослый ученик?) 2.Беседа по итогам первичного чтения. – Итак, кто же будет учиться в Школе клоунов? (Клоуны Наташа, Саня и Шура и товарищ Помидоров.) – А кто будет учить и чему? Кто ещё работает в школе? (Дворник дядя Шакир.) – Как вы думаете, интересно будет учиться? Весело? Объясните, почему вы так думаете. 3. Чтение приложений. – Что означает слово приложение? (Что-то добавляется, прилагается сверх написанного. Дополнительные сведения.) Дети читают вслух все заголовки. – Как вы думаете, как попала эта заметка в Москву? О чём может писать такая газета? (Это таёжная газета, её привёз Саня.) – О чём же может быть заметка? (Предположения детей.) Учитель читает заметку целиком. – Кому же посвящена заметка? – Вот мы и узнали о Полкане и его хозяине. Только мы знаем, что Полкан воспитывался в питомнике, а заметка называется «Случай в собачьем амтомнике»? Что-то корреспондент Жувачкин напутал? (Он всегда жует – «ам-ам» – вот и написал так. Его, может, там собаки покусали – ам!) Питомник – место, где воспитывают и вскармливают животных. Есть ещё питомники для растений. – А что это за место такое – «застава»? (Посёлок пограничников.) – Почти сказочное начало. В народе обычно говорят: «Где шесть – там и седьмого выкормим». Чем ещё текст похож на сказку? – Перед каким приёмом Полкана преступник не устоял? А как говорят у людей? (Голыми руками.) – Какой бы вы предложили подарок для Полкана? – Как вы думаете, такая заметка произведёт впечатление на учеников и учителей Школы клоунов? – Что нового вы узнали о клоуне Сане? – Будет ли теперь дядя Шакир привязывать Полкана к колышку во дворе, как простую козу? – Закончились занятия, но ведь день ещё не закончился. Что делали клоуны после занятий, вы узнаете из Приложения 2. Приложение 2читают дети. Комментарии учителя: – Необычный директор: умчалась на мотоцикле! – Интересно, почему у Сани и Шуры в комнате всех предметов по два? – Ответьте-ка на вопросы автора: сколько полов? а потолков? А что ответите на три следующих вопроса? (Нисколько!) Читаем ответ автора. – Мы правильно ответили? А что вы заметили? (Кажется, автор и нас незаметно начинает учить!) Приложение 3 можно предложить детям прочитать про себя, а потом прочесть хором «Песенку о рабочем месте» (полкласса читает за детей, полкласса – за автора). После чтения: – А как понять: «Слова мои, музыка ваша?» (Ответы детей.) Кто хочет, может попробовать дома положить эту песню на музыку. 4. Обобщающий вопрос: – Вам хотелось бы учиться в такой школе? Почему? (Ответы детей.) Но ведь уроков ещё не было! А какие в этой школе уроки, узнаем дальше. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4.Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙΙ. Итог.   – Как бы вы оценили свою работу на уроке?  
ΙV. Домашнее задание. 1.Самостоятельно прочитать главу «Второй день занятий». 2.Нарисовать своё рабочее место. Можно использовать лозунги из Приложения 3.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: