double arrow

Урок 5. 1. Ознакомить учеников с первичными представлениями о понятиях «история» и «исторический источник»


ГЛАВА I.ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ

Тема: ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

Цели:

1. Ознакомить учеников с первичными представлениями о понятиях «история» и «исторический источник».

2. Помочь ученикам осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 4 1 3 – Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.) – А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.) – Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.) – Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.) На доске появляется запись: О недалёком прошлом могут рассказать свидетели событий. А теперь я хочу показать вам изображение удивительного памятника, который стоит в старинном русском городе Новгороде (учебник, с. 22, но лучше обратиться к презентации к уроку).   – Он установлен в честь тысячелетия основания нашего государства. Подсчитайте, сколько поколений россиян изображено на памятнике? (1000 лет = = 10 веков; так как за один век сменяется 4–5 поколений, то за 10 веков их сменилось 40–50.) – Живут ли сейчас на земле люди, которые своими глазами видели, что происходило 1000 лет назад? (Нет.) На доске появляется запись: Свидетелей давних событий не осталось. Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может? Какой возникает вопрос? Как скульптор, создававший памятник «Тысячелетие России», узнал о том, что нашему государству – тысяча лет; что люди, изображённые на нём, много лет назад выглядели и были одеты именно так? (Возможны другие варианты вопросов.) Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?   – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план.   – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. 1 4 7 3 3 Работа в учебнике. 1. Исторические источники. Подумайте, откуда учёные-историки берут информацию о прошлом? Собственный жизненный опыт и знание материала предыдущих уроков позволят учащимся высказать несколько предположений, способствующих решению проблемы. Версии детей могут оказаться такими: – о прошлом можно узнать из старинных книг; – до наших дней сохранились обычаи, праздники, народные костюмы, игры, песни, сказки и т.д., созданные нашими предками; – наши имена и фамилии тоже могут рассказать о прошлом. В качестве подсказок можно использовать иллюстрации учебника со с. 8, 9, 11. Необходимо обратить внимание учеников на фотографии со с. 23. Возможно, в классе найдутся ученики, имеющие представление о раскопках и археологии. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. Для проверки высказанных предположений и расширения знания учитель предлагает прочитать вслух текст фрагмента «Родники истории». Как вы поняли, что учёные называют историческими источниками? (Ответы учеников с опорой на прочитанный текст.) – Можно ли назвать историческими источниками старинные украшения? Русские народные сказки и песни? Тексты и рисунки старинной книги? Боевые доспехи и оружие наших предков? Издавна сохранившиеся названия улиц? (Да, всё это свидетельства прошлого, значит, это исторические источники.) Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?   Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+», дописываем те виды исторических источников, которые не были названы на этапе актуализации.   2. История – наука о прошлом человечества. – Как вы думаете, почему памятник «Тысячелетие России» часто называют «живой историей России»? Со словом «Россия» нам всё понятно, ведь памятник поставлен в честь нашей страны. А как вы понимаете слово «история» в этом определении? (Ученики говорят о том, что памятник изображает прошлое нашей страны. Таким образом акцентируем внимание учеников на том, что слово «история» здесь означает «то, что прошло, прошлое».) – Почему, говоря об этом памятнике, к словам «история России» люди добавляют определение «живая»? (Ученики высказывают предположения.) Задача учителя – донести до учеников мысль, что люди, изображённые на памятнике, имеют самое непосредственное отношение к истории государства. Из их мыслей и поступков, из историй их жизни складывалась история всей России. – Давайте посмотрим на задание на с. 24. Ученики должны сделать вывод, что учёные-историки изучают прошлое человечества. Как вы думаете, для чего понадобилась такая наука, как история? Для чего нужно знать о прошлом? Ученики высказывают предположения. – Прочитайте высказывание российского учёного-историка В.О. Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!» – Как вы понимаете эти слова?   Можно провести такое сравнение: как отдельный человек обладает своей личной памятью, так и всё человечество обладает общей коллективной памятью – историей. Как человек, лишившийся памяти, не сможет жить без посторонней помощи, так и человечество, не знающее своей истории и не пользующееся опытом, накопленным многими поколениями, обречено на гибель. Обобщая вышесказанное, на доске можно записать (или прикрепить написанную заранее на листе) фразу: «История – не просто наука о прошлом, это память всего человечества». – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?   Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 2 1 44 Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось? Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. В конце урока ученики с помощью учителя формулируют вывод: Люди могут узнать о далёком прошлом – этим занимается наука история. Знания о прошлом учёные-историки черпают из исторических источников – так называют свидетельства прошлого, сохранившиеся до наших дней.   Работа в учебнике. – Найдите в учебнике вопросы после текста, ответьте на них. Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант ответа. Можно предложить детям поработать с одним вопросом в каждой группе.   Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.   Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ
ΙV. Домашнее задание.   Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 4, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, а также выполнить творческое задание: – С помощью книг, рассказов взрослых узнай, когда был построен твой город или село, какие есть в нём древние здания, памятники старины, чем прославились в истории твои родственники и земляки. Подготовь устное или письменное сообщение «Из истории нашего города (села)». Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 28.      
V. Итог урока.   – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?   – Что нового узнали? – Где пригодятся знания?  













Сейчас читают про: