Великое переселение народов и начало средних веков

В конце III — начале IV в. Римская империя вышла из кризиса, но этот выход оказался временным, половинчатым.

В восстановленной империи многое изменилось. Ушло в прошлое классическое римское рабовладельческое хозяйство, основанное на казарменном рабстве. Рабов стали сажать на землю, давать им возможность вести самостоятельное хозяйство, обзавестись семьей. Это имело следствием снижение доходности и товарности сельского хозяйства, свёртывание товарно-денежных отношений и торговых связей внутри империи.

Серьёзные изменения произошли в политическом устройстве империи. На смену принципату (от лат. princeps — первый) пришла система домината (от лат. dominus — господин), при которой власть императора приблизилась к традициям восточной деспотии. В связи с этим столица империи была перенесена из разорённой кризисом III века Италии на Восток, менее пострадавший от кризиса (поскольку восточные провинции империи не знали римского рабовладельческого хозяйства). Император Диоклетиан (284 — 305) избрал в качестве столицы город Никомедию, а Константин (306 — 337) построил на берегу пролива Босфор новую столицу, названную в честь него Константинополем. Радикальные изменения претерпел статус римского гражданства: им теперь было наделено всё свободное население империи, исключая лишь рабов.

С именем Константина связаны глубокие изменения в духовной жизни Римской империи, главным из которых было постепенное превращение христианства в господствующую религию на территории империи. Возникновение христианства, совпавшее по времени с зенитом могущества Римской империи, является главным событием всемирной истории, обозначив важнейший рубеж в духовном развитии человечества. В первые столетия существования христианства оно подвергалось гонениям со стороны официальных властей, но к началу правления Константина стало ясно, что приобретавшая всё больше сторонников среди представителей различных народов религия несёт в себе мощный консолидирующий и созидательный потенциал, и поэтому Константин в 313 году Миланским эдиктом прекратил гонения на христиан, а перед смертью сам принял обряд крещения.

Обновлённая Римская империя была не в состоянии продолжать захватническую политику предыдущих столетий и ограничивалась задачей обороны своих рубежей, чем дальше, тем больше полагаясь на отряды наёмников, набираемых из варварских племён.

По мере ослабления военного потенциала Рима и прекращения его натиска варварские племена Европы, получив возможность развиваться в относительно благоприятных условиях, быстро пошли по пути разложения первобытно-общинных отношений.

В пёстром мире варварских племён происходили постоянные войны, перемещения, но это движение ограничивалось пределами варварский периферии, не затрагивая империю. Иной оборот приобрели события с началом Великого переселения.

Первотолчком к началу Великого переселения народов послужило появление в 375 году в степях Северного Причерноморья многочисленных племён свирепых кочевников — гуннов. Прародиной гуннов являлись дальневосточные степи, расположенные к северу от Великой Китайской стены. Продвигаясь на запад и подчиняя кочевые племена Центральной Азии, гунны встали во главе огромного племенного союза, удар которого обрушился на обосновавшиеся в степях Северного Причерноморья германские племена готов (прародиной готов была Скандинавия, и их появление в Причерноморье являлось составной частью варварских передвижений до эпохи Великого переселения). Восточная часть готов (остготы), проживавшая к востоку от Днепра, была вынуждена подчиниться гуннам, а западная часть (вестготы), вступив в переговоры с Римской империей, получила согласие на поседение на правах федератов на землях империи, расположенных к югу от нижнего течения Дуная.

Через три года после поселения на римской территории, в 378 году, вестготы, не получившие обещанной продовольственной помощи, восстали и двинулись на Константинополь, чтобы заявить о своём бедственном положении императору.

Узнав о приближении вестготов, император Валент решил на их примере преподнести всем варварам кровавый урок. Выбрав удобную позицию, он во главе римской армии встретил вестготов у города Адрианополя. Однако вопреки, казалось бы, тщательно продуманным расчётам Валента римская армия была разгромлена вестготами, а сам император погиб.

Победа вестготов при Адрианополе имела огромное историческое значение. Она развеяла миф о непобедимости римской армии и послужила сигналом к началу массовых вторжений варварских племён на её территорию по всему периметру границ.

Для того чтобы более эффективно руководить обороной границ, в 395 году империя была разделена на две части — Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). В момент принятия этого решения оно воспринималось как временная мера, но оказалось окончательным. И если Восточная империя сумела выстоять в бурном водовороте событий эпохи Великого переселения народов, то Западная, на территории которой кризис III века нанёс непоправимые опустошения, погибла.

Первоначально германцы ограничивались грабежами римских территорий. Наиболее наглядный тому пример — действия вестготов, в августе 410 года овладевших Римом («Вечный город» оказался в руках завоевателей впервые в своей истории) и ограничившихся при этом разбоями и опустошениями. Однако постепенно в их среде оформилась иная модель действий, ставшая основой создания так называемых варварских королевств. Военные предводители германских племён (короли) стали объявлять себя правителями отдельных римских областей и присваивать в свою пользу всю массу собираемых с них налогов. При этом сохранялась структура государственной власти и не ставилась под вопрос верховная власть императора на всей территорией империи.

Первое варварское королевство основали вестготы в 418 году на территории Южной Франции и Испании. Столицей вестготского королевства стал город Тулуза. В 429 году возникло алано-вандальское государство в Северной Африке, столицей которого стал Карфаген.

В 455 году вандалы взяли Рим и подвергли его страшному разграблению, память о котором живёт в вошедшем во все языки мира термине «вандализм» (бессмысленное уничтожение культурных ценностей). После этого процесс образования варварских государств на территории империи резко усилился. Их число в ближайшие десятилетия превысило десяток.

В 476 году Одоакр — предводитель варварской дружины, являвшейся единственной военной опорой последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула лишил последнего престола и стал самостоятельно править в Италии, отправив знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать условной гранью между двумя великими эпохами всемирной истории — Древним миром и Средними веками.

Судьба варварских государств оказалась недолговечной. Все они (исключая государство франков) спустя одно-два-три столетия навсегда исчезли с политической карты. Однако они занимают важное место в всемирной истории. В рамках варварских королевств развернулся великий исторический процесс – процесс складывания феодального строя.

Лекция № 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: