Механизм образования условного рефлекса
Формирование условного рефлекса начинается с погашения ориентировочной реакции на раздражитель, который в дальнейшем будет использоваться как условный сигнал. Так, если перед собакой зажечь лампочку, то вначале у неё возникает безусловный ориентировочный рефлекс на этот раздражитель (поворот головы, глаз, туловища). Однако, если зажигание лампочки повторять несколько раз, то ориентировочная реакция угасает и собака перестаёт реагировать на этот раздражитель, т.е. он становится безразличным и его можно использовать как условный сигнал. Далее для образования условного рефлекса, например условного слюноотделительного рефлекса у собаки на световой раздражитель, необходимо 3 условия:
1) Сочетание действия условного сигнала (свет) с безусловным (пища), т.е. лампа горит, пока собака ест.
2) Начало действия условного раздражителя (зажигание лампочки) должно несколько предшествовать действию безусловного (подача пищи).
|
|
3) Условный сигнал должен неоднократно подкрепляться безусловным раздражителем. Через 8-10 таких сочетаний условного и безусловного раздражителей зажигание лампочки будет вызывать отделение слюны даже без пищевого подкрепления, т.е. у собаки выработается условный слюноотделительный рефлекс на свет. Свет станет условным сигналом для отделения слюны.
Таким образом, механизм образования условного рефлекса заключается в установлении временной связи между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга, например между центром зрения (свет) и центром слюноотделения (пища). Условный слюноотделительный рефлекс у человека может быть вызван звоном посуды перед едой, словом «лимон» и другими раздражителями. С возрастом число условных рефлексов возрастает, и таким образом организм оказывается лучше приспособленным к условиям существования. При смене условий среды выработанные условные рефлексы
могут терять своё значение и угасать в результате торможения. Например, если зажигание лапочки перестать сочетать с подачей собаке мяса, то условный слюноотделительный рефлекс на свет угасает (привести свои примеры возникновения и угасания условных рефлексов у человека). За счёт угасательного торможения организм освобождается от ненужных, потерявших своё значение условных рефлексов.
Учение о сигнальных системах было разработано И.П. Павловым и является логическим развитием его теории о ВНД. Сигнальной системой называется совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие и анализ поступающей информации, а также ответную реакцию организма. Различают первую и вторую сигнальные системы.
|
|
Первая сигнальная система имеется как у человека, так и у животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражители внешней среды, кроме слова: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, жесты, мимика и т.д. Условные рефлексы
1-ой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, за исключением центров речи. Значение 1-ой сигнальной системы заключается в том, что она обеспечивает формирование у человека и животных ощущений и представлений, способствует предметному, конкретному мышлению (что видит, слышит, о том и думает).
У человека помимо 1-ой, существует ещё и 2-ая сигнальная система - речь, которая возникла и развилась под влиянием трудовой деятельности и социальных факторов. Слова, слышимые и видимые (те, что мы читаем), сигнализируют в кору больших полушарий о раздражителях 1-ой сигнальной системы (т.е. словами можно описать цвет, звук, вкус, запах и т.д.). Речь значительно повысила способность человека отражать окружающую среду, использовать опыт поколений. И. П. Павлов называл слово «сигналом сигналов». Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения (шприц Жане, ведро, противогаз, компьютер), чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений (мы представляем, что означают понятия верность, честность, политика и т.д.) У животных 2-ая сигнальная система отсутствует, поэтому они мыслят предметно. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает работоспособность. Но словом можно и тяжело ранить человека. Особенно это связано с отношениями между больными людьми и медработниками.