Понятие о первой и второй сигнальных системах

Механизм образования условного рефлекса

Формирование условного рефлекса начинается с погашения ориентировочной реакции на раздражитель, который в дальнейшем будет использоваться как условный сигнал. Так, если перед собакой зажечь лампочку, то вначале у неё возникает безусловный ориентировочный рефлекс на этот раздражитель (поворот головы, глаз, туловища). Однако, если зажигание лампочки повторять несколько раз, то ориентировочная реакция угасает и собака перестаёт реагировать на этот раздражитель, т.е. он становится безразличным и его можно использовать как условный сигнал. Далее для образования условного рефлекса, например условного слюноотделительного рефлекса у собаки на световой раздражитель, необходимо 3 условия:

1) Сочетание действия условного сигнала (свет) с безусловным (пища), т.е. лампа горит, пока собака ест.

2) Начало действия условного раздражителя (зажигание лампочки) должно несколько предшествовать действию безусловного (подача пищи).

3) Условный сигнал должен неоднократно подкрепляться безусловным раздражителем. Через 8-10 таких сочетаний условного и безусловного раздражителей зажигание лампочки будет вызывать отделение слюны даже без пищевого подкрепления, т.е. у собаки выработается условный слюноотделительный рефлекс на свет. Свет станет условным сигналом для отделения слюны.

Таким образом, механизм образования условного рефлекса заключается в установлении временной связи между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга, например между центром зрения (свет) и центром слюноотделения (пища). Условный слюноотделительный рефлекс у человека может быть вызван звоном посуды перед едой, словом «лимон» и другими раздражителями. С возрастом число условных рефлексов возрастает, и таким образом организм оказывается лучше приспособленным к условиям существования. При смене условий среды выработанные условные рефлексы

могут терять своё значение и угасать в результате торможения. Например, если зажигание лапочки перестать сочетать с подачей собаке мяса, то условный слюноотделительный рефлекс на свет угасает (привести свои примеры возникновения и угасания условных рефлексов у человека). За счёт угасательного торможения организм освобождается от ненужных, потерявших своё значение условных рефлексов.

Учение о сигнальных системах было разработано И.П. Павловым и является логическим развитием его теории о ВНД. Сигнальной системой называется совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие и анализ поступающей информации, а также ответную реакцию организма. Различают первую и вторую сигнальные системы.

Первая сигнальная система имеется как у человека, так и у животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражители внешней среды, кроме слова: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, жесты, мимика и т.д. Условные рефлексы

1-ой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, за исключением центров речи. Значение 1-ой сигнальной системы заключается в том, что она обеспечивает формирование у человека и животных ощущений и представлений, способствует предметному, конкретному мышлению (что видит, слышит, о том и думает).

У человека помимо 1-ой, существует ещё и 2-ая сигнальная система - речь, которая возникла и развилась под влиянием трудовой деятельности и социальных факторов. Слова, слышимые и видимые (те, что мы читаем), сигнализируют в кору больших полушарий о раздражителях 1-ой сигнальной системы (т.е. словами можно описать цвет, звук, вкус, запах и т.д.). Речь значительно повысила способность человека отражать окружающую среду, использовать опыт поколений. И. П. Павлов называл слово «сигналом сигналов». Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения (шприц Жане, ведро, противогаз, компьютер), чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений (мы представляем, что означают понятия верность, честность, политика и т.д.) У животных 2-ая сигнальная система отсутствует, поэтому они мыслят предметно. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает работоспособность. Но словом можно и тяжело ранить человека. Особенно это связано с отношениями между больными людьми и медработниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: