Прокурор:
Вы, наверно, удивились:
В чем же числительные провинились?
Они, мелькая тут и там,
Обвиняются по нескольким статьям.
Статья первая. Безответственность отдельных числительных, имеющих особые формы и окончания перед законом страны Морфологии. Речь идет о числительных двести, триста, четыреста.
(Вывешивается пункт обвинения помощником).
Статья вторая. Отсутствие стремления к простоте (гражданский долг каждого в Морфологии) у составных числительных.
(Вывешивается пункт обвинения).
Статья третья. Количество так называемых числительных-оборотней, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).
(Вывешивается пункт обвинения).
(По ходу оглашения статей обвинения на доску вывешиваются его пункты:
• особые формы склонения и окончаний
• простые и составные числительные
• правописание мягкого знака
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «числительное» имеет древнюю историю. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к названиям частей тела человека: локоть, пять < пясть. Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими
|
|
категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и
существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со
всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.
В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,
обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,
семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово
сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации
приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с по-
мощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ.
Счетные слова в древнерусском языке относились или к при-
лагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре
были прилагательными, а остальные счетные слова по происхожде-
нию являются существительными (имели категории рода, числа,
могли иметь при себе определения).
Судья:
Приобщите данный документ к делу.
Уважаемые присутствующие, прошу вас заполнить данную таблицу: подпишите в своих протоколах заседания по одному примеру в каждую колонку. Итак, глаголы труда (1-2 ученика называют примеры, секретарь дает жетоны и т.д.)
Судья:
Слово предоставляется прокурору.
|
|
Прокурор:
Группой всей совершено
Преступление одно.
В чем же дело состоит,
Пусть свидетель говорит.
Судья:
Прошу вызвать свидетеля обвинения.
Принесите, пожалуйста, клятву на главном документе страны Морфологии – учебнике русского языка.
Свидетель обвинения:
(Свидетель подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)
Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Часто буквы Е и И
Дают нам звуки не свои.
Был диктант вчера у нас,
Мы писали целый час.
Но окончания глаголов сговорились:
Звучали так, что дети сбились.
Судья:
Свидетель обвинения может занять свое место, слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Что касается безответственности (статья первая обвинения),
Прошу вызвать свидетеля защиты.
Судья:
Прошу вызвать свидетеля защиты.
Свидетель защиты:
(Свидетель подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)
Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Ваша честь, хочу восстановить справедливость и оправдать глаголы и Инфинитив. Есть сложнейшее правило «Буквы И и Е в безударном окончании глагола». Если бы не уважаемый Инфинитив, ученики никогда бы не писали окончания правильно. Есть даже специальный документ.
(На доску вывешивается алгоритм «Буквы И и Е в безударном окончании глагола», на столах у детей находится памятка).
Адвокат:
Прошу документ приобщить к делу.
Судья:
Свидетель защиты свободен, а присутствующих прошу выполнить задание.
В этих буквах сила скрывается,
Если правильно их вставить,
Даже сейф открывается. (Упражнение «Отопри сейф»)
• Дыш…шь Замок №1 «Е»
• Ночу…шь
• Рису…т Замок №2 «И»
• Уч…т
• Отвеча…т
• Повторя…шь
• Смотр…т
• Нос…т
Проверка. (Учащиеся сверяются с доской).
Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), теперь – те, кто допустил 1 ошибку (2 жетона), допустившие 2 ошибки получают 1 жетон.
Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется обвинению.
Прокурор:
К исковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 6 класса, в которой написано «опаздать» - «опаздывать». Учитель красной пастой исправил букву А в первом слове и снизил оценку. Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых – видовую пару глаголов. (Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты одинаковые надписи «делал», у одного из них добавлена буква С).
Обвиняемые:
(Обвиняемые подходят к трибуне и кладут левую руку на учебник русского языка)
Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Судья:
- Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).
Обвиняемый:
- Глагол Делал.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, не степенный…
Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Судья:
- А ваше имя? (К стоящему слева).
Обвиняемый:
- Глагол Сделал.
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум.
Весь начищенный, степенный.
ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ.
Судья:
- А как же вас отличить?
Адвокат:
- Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся отвечает).
Секретарь дает жетон ответившему на вопрос.
Судья:
Обвиняемые могут занять свое место. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Прошу приобщить к делу этот документ.
(На доску вывешивается таблица «Глаголы совершенного и несовершенного вида»).
Судья:
Прошу присутствующих выполнить задание,
Которое поможет добиться оправдания.
И хоть забот полон рот,
Однако, выполним упражнение
|
|
«Федот, да не тот…»
Рядом с глаголом напишите его видовую пару, поставив вопрос.
Вспомнить - … (вспоминать)
Нарисовать - … (рисовать)
Брить - … (побрить)
Класть - …(положить)
Проверка. (Ребята обменяйтесь с соседом листами протокола, я буду называть правильный ответ, если ваш сосед прав поставьте рядом со словом «+», если нет – «-». Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), 1 ошибку (2 жетона)). Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Ваша честь, очень хотелось бы выслушать Повелительное Наклонение, которое обвиняется в мании величия.
Судья:
Вызывается обвиняемый Повелительное Наклонение.
Повелительное Наклонение:
(Подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)
Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
Судья:
Обвиняемый может занять место в зале.
Прокурор:
Конечно, теперь многое прояснилось, действительно, бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклонения просто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.
Судья:
Как только мяч поймаешь,
Наклонение глагола называешь.
(Учитель бросает мяч и называет глагол, тот, кто поймал мяч, называет наклонение глагола). Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы-оборотни, и из-за них все остальные глаголы считаются коварными. Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс –СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате – ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!». Прошу документ приобщить к делу.
|
|
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.
Например, мыться – мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или, наоборот, забывать о нем.
Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы на –ТСЯ/- ТЬСЯ).
Прошу суд приобщить данный документ к делу.
Судья:
Прошу присутствующих выполнить упражнение «Засели дом», суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Нужно распределить их по колонкам. Оцениваются первые пятеро справившихся. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить (1 жетон).
Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать, - ТСЯ - ТЬСЯ
Где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Что делать? Учит…ся.
Что делает? Учит…ся.
Превосходный ученик
Из каждого получит…ся.