ІІ. Повторение и проверка знаний

Прокурор:

Вы, наверно, удивились:

В чем же числительные провинились?

Они, мелькая тут и там,

Обвиняются по нескольким статьям.

Статья первая. Безответственность отдельных числительных, имеющих особые формы и окончания перед законом страны Морфологии. Речь идет о числительных двести, триста, четыреста.

(Вывешивается пункт обвинения помощником).

Статья вторая. Отсутствие стремления к простоте (гражданский долг каждого в Морфологии) у составных числительных.

(Вывешивается пункт обвинения).

Статья третья. Количество так называемых числительных-оборотней, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).

(Вывешивается пункт обвинения).

(По ходу оглашения статей обвинения на доску вывешиваются его пункты:

особые формы склонения и окончаний

простые и составные числительные

правописание мягкого знака

Судья:

Слово предоставляется адвокату.

Адвокат:

Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «числительное» имеет древнюю историю. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к названиям частей тела человека: локоть, пять < пясть. Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими

категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и

существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со

всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.

В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,

обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,

семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово

сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации

приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с по-

мощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ.

Счетные слова в древнерусском языке относились или к при-

лагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре

были прилагательными, а остальные счетные слова по происхожде-

нию являются существительными (имели категории рода, числа,

могли иметь при себе определения).

Судья:

Приобщите данный документ к делу.

Уважаемые присутствующие, прошу вас заполнить данную таблицу: подпишите в своих протоколах заседания по одному примеру в каждую колонку. Итак, глаголы труда (1-2 ученика называют примеры, секретарь дает жетоны и т.д.)

Судья:

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Группой всей совершено

Преступление одно.

В чем же дело состоит,

Пусть свидетель говорит.

Судья:

Прошу вызвать свидетеля обвинения.

Принесите, пожалуйста, клятву на главном документе страны Морфологии – учебнике русского языка.

Свидетель обвинения:

(Свидетель подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)

Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Часто буквы Е и И

Дают нам звуки не свои.

Был диктант вчера у нас,

Мы писали целый час.

Но окончания глаголов сговорились:

Звучали так, что дети сбились.

Судья:

Свидетель обвинения может занять свое место, слово предоставляется адвокату.

Адвокат:

Что касается безответственности (статья первая обвинения),

Прошу вызвать свидетеля защиты.

Судья:

Прошу вызвать свидетеля защиты.

Свидетель защиты:

(Свидетель подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)

Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Ваша честь, хочу восстановить справедливость и оправдать глаголы и Инфинитив. Есть сложнейшее правило «Буквы И и Е в безударном окончании глагола». Если бы не уважаемый Инфинитив, ученики никогда бы не писали окончания правильно. Есть даже специальный документ.

(На доску вывешивается алгоритм «Буквы И и Е в безударном окончании глагола», на столах у детей находится памятка).

Адвокат:

Прошу документ приобщить к делу.

Судья:

Свидетель защиты свободен, а присутствующих прошу выполнить задание.

В этих буквах сила скрывается,

Если правильно их вставить,

Даже сейф открывается. (Упражнение «Отопри сейф»)

• Дыш…шь Замок №1 «Е»

• Ночу…шь

• Рису…т Замок №2 «И»

• Уч…т

• Отвеча…т

• Повторя…шь

• Смотр…т

• Нос…т

Проверка. (Учащиеся сверяются с доской).

Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), теперь – те, кто допустил 1 ошибку (2 жетона), допустившие 2 ошибки получают 1 жетон.

Секретарь выдает жетоны.

Судья:

Слово предоставляется обвинению.

Прокурор:

К исковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 6 класса, в которой написано «опаздать» - «опаздывать». Учитель красной пастой исправил букву А в первом слове и снизил оценку. Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых – видовую пару глаголов. (Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты одинаковые надписи «делал», у одного из них добавлена буква С).

Обвиняемые:

(Обвиняемые подходят к трибуне и кладут левую руку на учебник русского языка)

Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Судья:

- Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).

Обвиняемый:

- Глагол Делал.

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, не степенный…

Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Судья:

- А ваше имя? (К стоящему слева).

Обвиняемый:

- Глагол Сделал.

Говорят (и это лестно!),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум.

Весь начищенный, степенный.

ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ.

Судья:

- А как же вас отличить?

Адвокат:

- Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся отвечает).

Секретарь дает жетон ответившему на вопрос.

Судья:

Обвиняемые могут занять свое место. Слово предоставляется адвокату.

Адвокат:

Прошу приобщить к делу этот документ.

(На доску вывешивается таблица «Глаголы совершенного и несовершенного вида»).

Судья:

Прошу присутствующих выполнить задание,

Которое поможет добиться оправдания.

И хоть забот полон рот,

Однако, выполним упражнение

«Федот, да не тот…»

Рядом с глаголом напишите его видовую пару, поставив вопрос.

Вспомнить - … (вспоминать)

Нарисовать - … (рисовать)

Брить - … (побрить)

Класть - …(положить)

Проверка. (Ребята обменяйтесь с соседом листами протокола, я буду называть правильный ответ, если ваш сосед прав поставьте рядом со словом «+», если нет – «-». Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), 1 ошибку (2 жетона)). Секретарь выдает жетоны.

Судья:

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Ваша честь, очень хотелось бы выслушать Повелительное Наклонение, которое обвиняется в мании величия.

Судья:

Вызывается обвиняемый Повелительное Наклонение.

Повелительное Наклонение:

(Подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)

Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

Судья:

Обвиняемый может занять место в зале.

Прокурор:

Конечно, теперь многое прояснилось, действительно, бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклонения просто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.

Судья:

Как только мяч поймаешь,

Наклонение глагола называешь.

(Учитель бросает мяч и называет глагол, тот, кто поймал мяч, называет наклонение глагола). Секретарь выдает жетоны.

Судья:

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы-оборотни, и из-за них все остальные глаголы считаются коварными. Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс –СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате – ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!». Прошу документ приобщить к делу.

Судья:

Слово предоставляется адвокату.

Адвокат:

Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.

Например, мыться – мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или, наоборот, забывать о нем.

Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы на –ТСЯ/- ТЬСЯ).

Прошу суд приобщить данный документ к делу.

Судья:

Прошу присутствующих выполнить упражнение «Засели дом», суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Нужно распределить их по колонкам. Оцениваются первые пятеро справившихся. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить (1 жетон).

Надо глаголы заставить

Думать и нам отвечать, - ТСЯ - ТЬСЯ

Где Ь нужно ставить,

Где поскорей исключать.

Что делать? Учит…ся.

Что делает? Учит…ся.

Превосходный ученик

Из каждого получит…ся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow