Доступ к информации имеет для людей большое значение. Эту значимость информации для людей легко подтвердить. Стоит лишь обратить внимание на истовое стремление людей к поиску истины, можно привести немало примеров самопожертвования в поисках правды.
Многими людьми движет поиск правды, как побудительный мотив к их деятельности. Благодаря этому беспрерывному поиску они ощущают себя “в своей тарелке”, ощущают себя нужными.
Однако находятся люди, заинтересованные в том, чтобы ограничить доступ других людей к информации. Так осуществляется управление людьми.
Я уже упоминал в других статьях, что управление с помощью лжи легко выстраивается в иерархию. То есть тот, кто имеет над нами власть имеет право лгать нам, однако мы не имеем права лгать имеющему власть над нами. Зато мы можем лгать тем, кто ниже нас по социальному положению. Я умышленно выделил выражения ”имеет право” курсивом для того, чтобы пояснить, что это ”право” конечно же находится за пределами настоящего правового поля, а действует негласно.
Поэтому, большинство способов манипулирования информацией основаны на лжи. Ложь определяется как намеренное введение одним человеком другого в заблуждение, причем без предварительного согласия последнего. В статье посвященной видам лжи делается акцент на двух разновидностях лжи, которые вводят в заблуждение: это умолчание и искажение.
Таким образом, целью манипулирования информацией является введение других людей в заблуждение.
В этой статье мы рассмотрим основные способы манипулирования информацией основанные на лжи, это умолчание и искажение. Все остальные способы манипулирования информацией являются по сути их модификациями.
Итак, давайте посмотрим на них внимательнее:
1. Искажение
Искажение информации, как способ манипулирования, представляет собой либо откровенную ложь, либо подтасовку фактов таким образом, чтобы полностью терялся всякий изначальный смысл сообщения. И более того, чтобы сообщение наполнилось совсем другим смыслом, угодным манипулирующему.
2. Утаивание информации
Утаивание информации, как способ манипулирования, заключается в том, чтобы ввести адреса влияния в заблуждение, исказив смысл сообщения за счет важного недостающего звена в цепи информации. Если информация состоит как из условно негативных, так и из условно позитивных фактов, то манипулирование информацией посредством утаивания осуществляется за счет утаивания одних фактов, например положительных, для того, чтобы семантический смысл сообщения был сформирован негативными фактами.
3. Способ подачи информации
Способ подачи информации часто оказывает значительное влияние на те выводы, которые делает из сообщения адресат. Представьте себе, что информация идет сплошным массивом, без пауз, без абзацев, и ее избыточно много.
Это вынуждает адресата сообщения разгребать завалы информационного мусора, чтобы найти в них рациональное зерно. И, зачастую, смысл сообщения искажается именно избыточностью информации в целом.
Другой крайностью способа подачи информации является выдача ее мелкими порциями и растягивание во времени. Такую растянутую во времени информацию, де еще и выданную мелкими порциями чрезвычайно сложно увязать воедино для того, чтобы сделать для себя в результате верные выводы.
Другим манипулятивным способом подачи информации является, например, показ по телевидению подборки курьезов и ляпов, вслед за которой демонстрируется репортаж о голодовке протеста. Тогда такая голодовка протеста воспринимается с оттенком курьезности, и вникнуть в содержательную причинную часть этого сообщения становится уже гораздо труднее.
4. Момент подачи
К интересным наблюдения в своих исследованиях подачи информации пришел В. Х. Рикер. Он обратил внимание, что по одним и тем же вопросам, поставленным на голосование, могут выносится совершенно разны решения в зависимости от того порядка, в котором они рассматриваются! То есть, например, смещая важные, но противоречивые вопросы в конец голосования, можно добиться по ним гораздо меньшего сопротивления и большего согласия! А это, согласитесь, ни что иное как манипулирование.
5. Подпороговая подача информации
В статье Всегда ли можно заметить или услышать скрытое манипулирование чуть более подробно освещаются вопросы подпороговой подачи информации. Если формулировать кратко, то подпороговая подача информации заключается в том, что бы влиять на наше подсознание, которое в отличие от сознания, не обладает критичностью.
Такие приемы используются, например, в средствах массовой информации, когда смена музыкальной мелодии в тот момент, когда в сообщении передается материал должный оказать влияние, побуждает обратить на него внимание слушателей. На радио и в СМИ прием, когда в основную фонограмму производится отдельное вторжение, называется ”отбивка”.
6. Помеха вместе с сообщением
Этот способ манипулирования информацией состоит в том, что одновременно с основным сообщением параллельно дается еще одно сообщение, которое искажает восприятие основного.
7. Подача в одном сообщении противоречащих друг другу сигналов
Противоречия могут создаваться различными способами. Это может быть противоречие между содержанием послания и интонацией, с которой оно произносится. Это может быть противоречие между словами и ситуацией: ”Ну хватит, я больше не могу вас отвлекать своей пустяковой проблемой”. Такая фраза, сказанная нам в тот момент, когда мы уже втянулись в решении е этой проблемы, может вызвать замешательство. Ведь, в таком случае возникает дилемма: либо признать проблему действительно никчемной (и уронить свое лицо из-за неспособности справиться с ней), либо продолжать заниматься ее решением под влиянием сомнений о ее важности.
8. Лингвистические способы манипулирования информацией
Известный лингвист Татьяна М. Николаева в своих работах приводит следующие способы манипулирования информацией:
1. Универсальные высказывания
Высказывания универсальные в том смысле, что их правдоподобность невозможно проверить в принципе. Это жесткие безапелляционные высказывания, наподобие:
- Все зло от…
- Во всем виноваты… и тому подобные
2. Расширенные обобщения
- Люди себя так не ведут. Но ведь они дети. Этой фразой делается скрытый намек: - Детям можно простить некоторые шалости.
3. Неявное указание на условно общепризнанную норму
Выражение “Вы даже дверь за собой не закрыли” оказывает более сильное влияние, чем просто: «Закрой дверь».
4. Маскировка под предположение
«Несмотря на их отношения, их все-таки отправили вместе в командировку». Этим выражением манипулирующий вынуждает обратить внимание на то, что между сослуживцам плохие отношения.
5. Искусственная ссылка
Этот способ манипулирования заключается в том, что манипулирующий создает некий посторонний авторитет и на него же ссылается сам, например:
“А физиологи говорят по этому поводу, что…”, или более обобщенно:
«Есть мнение...», «Умные люди считают, что…». Не согласиться с последним высказыванием означает признать себя неумным. Вообще в любых высказываниях подобного рода подразумевается присутствие некой третьей силы: «Они».
6. Саботаж общения
Этот способ манипуляции состоит в том, что манипулирующий игнорирует сообщения адреса и отвечает фразами, содержащими новый контекст:
- Скажите, как пройти на улицу Койкого?
- А вам что там нужно?
Эта техника хороша как для манипулирования, так и для противостояния манипуляциям, потому что позволяет переключать управление беседой, задавая выгодные для себя вопросы.