Ни в конечной точке, к которой направлено развитие слепого ребенка, ни в

Литература по различным вопросам истории Отечества.

1. Анисимов, Е. В. Императорская Россия: XVIII век / Е. В. Анисимов. – СПб., 2000.

2. Арцибашева, Т. Н. Славяне – русы - варяги – кто они? / Т. Н. Арцибашева // Вопросы истории. – 2004. - №1.

3. Бакунин, А. М. Государственность и анархия: избранные произведения / А. М. Бакунин. – М., 1990.

4. Бахревская, В. А. Тишайший / В. А. Бахревская. – М., 1994.

5. Богатырева, О. Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – начало XX века / О. Н. Богатырева // Вопросы истории. – 2004. - №8.

6. Богданова, А. П. Патриарх Никон /А. П. Богданова // Вопросы истории. – 2004. - №4.

7. Борисов, Н. С. Русские полководцы / Н. С. Борисов. – М., 1994.

8. Бровкин, В. Н. Россия в гражданской войне: Власть и общественные силы / В. Н. Бровкин // Вопросы истории. – 1997.-№5.

9. Васильев, А. Ф. Был ли в 1941 году Советский союз готов к войне? / А. Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. - №1.

10. Велидов, А. С. На пути к террору / А. С. Велидов // Вопросы истории. – 2002. - №6.

11. Варенцова, Л. Ю. Царевна Ксения Годунова / Л. Ю. Воронцова // Вопросы истории. – 2005. - №1.

12. Витте, С. Ю. Избранные воспоминания / С. Ю. Витте. – М., 1991.

13. Волков, В.К. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941) / В.К. Волков. // Вопросы истории. – 2003, №6.

14. Готовит ли Сталин наступательную войну? Сб. статей / под ред. Г. Бордюкова. – М., 1995.

15. Древняя Русь. IX-XIII вв. // Родина. – 2002. - №11-12.

16. Другая война. 1939-1945 гг. / под ред. Ю. Н. Афанасьева. – М., 1991.

17. Егоров, В.Л. Александр Невский и Чингизиды / В. Л. Егоров //Отечественная история. – 1997. - №2.

18. Зубкова, Е. В. Послевоенное Советское Общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. / Е. В.Зубкова. – М., 1999.

19. Иванов, Р. Сталин и союзники 1941-1945 гг. / Р. Иванов // Отечественная история. – 2001. - №5.

20. Игнатьев, А. В. Последний царь и внешняя политика / А. В. Игнатьев // Вопросы истории. – 2001. - №6.

21. Иоффе, Г. Семнадцатый год. Ленин, Керенский, Корнилов / Г. Иоффе. – М., 1995.

22. История внешней политики России: XVIII век. – М.,2000.

23. Каппелер, А. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. – М., 2000.

24. Клебанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А. И. Клебанов. – М., 1994.

25. Кобрин, В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. – М.,1989.

26. Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие при Хрущеве и Брежневе. 1952-1982 гг. по рассекреченным документам Верховного суда и прокуратуры СССР / В. А. Козлов //Отечественная история. – 2003. - №4.

27. Короленков, А.В. Князь Святослав Ярославович и некоторые аспекты его политики / А.В.Короленков // Отечественная история. – 2003, №4.

28. Лаптева, Л.В. Земские учреждения в России 1762-1917 гг. / Л. В. Лаптева. – М., 1995.

29. Леонидов, В. Л. 1917 год в судьбах России и мира. Новое осмысление / В. Л. Леонидов // Отечественная история. – 1998. - №4.

30. Лобачев, С. В. У истоков церковного раскола / С. В. Лобачев // Отечественная история. – 2001. - №2.

31. Малашенко, А. Ислам в России / А. Малашенко // Свободная мысль. – 1999.-№10.

32. Медведев, Ж.А., Медведев, Р.А. План «Барбаросса» / Ж.А.Медведев, Р.А.Медведев // Вопросы истории. – 2002, №6.

33. Морозова, Л. Е. Смута начала XVII века глазами современников / Л. Е. Морозова. – М., 2000.

34. Некрасов, В. Тридцать «железных наркомов»: История НКВД от Рыкова до Щелокова / В. Некрасов. – М., 1996.

35. Нефедов, С. А. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины XVII века /С. А. Нефедов // Вопросы истории. – 2004. - №4.

36. Новопашин, Ю.С. XIV съезд РКП(б): современный взгляд / Ю.С.Новопашин // Вопросы истории. – 2004, №4.

37. Новопашин, Ю.С. Миф о диктатуре пролетариата / Ю. С. Новопашин // Вопросы истории. – 2005. - №1.

38. Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. – М., 1991.

39. Павлова, И. В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы / И. В. Павлова // Вопросы истории. – 1998. - №11-12.

40. Пенской, В. В. Российская империя в XVIII веке: выбор модели развития / В. В. Пенской // Вопросы истории. – 2001. - №7.

41. Первышин, В. Г. Людские потери в Великой Отечественной Войне / В. Г. Первышин // Вопросы истории. – 2000. - №7.

42. Погружение в трясину: (анатомия застоя). – М., 1991.

43. Поляков, Ю. А. Учредительное собрание: 80 лет спустя / Ю. А. Поляков // Свободная мысль. – 1998. - №3.

44. Попов, В. П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы / В. П. Попов // Отечественная история. – 2001. - №3.

45. Преображенский, А. А. Великое посольство 1697-1698 гг.: старое и новое в Российской дипломатии / А. А. Преображенский // Вопросы истории. – 1999. - №2.

46. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев: Деникин, Юденич, Врангель. – М., 1991.

47. Ржешевский, О.А. Сталин и Черчилль. Встречи, беседы, дискуссии, документы, комментарии. 1941-1945 гг. / О.А. Ржешевский. – М., 2004.

48. Реформы Александра II. – М., 1998.

49. Россия в XV веке: историки мира спорят. Сб. статей. – М., 1994.

50. Сахаров, А.Н. Александр I. / А. Н. Сахаров. – М., 1998.

51. Свет и тени «великого десятилетия». Н. Хрущев и его время. – Л., 1989.

52. Севастьянов, Г. Н. Правда о Зимней Войне. 1939-1940 гг. / Г. Н. Севастьянов // Новая и новейшая история. – 1998. - №5; 1999. - №1.

53. Скрынников, Р.П. Борис Годунов / Р. П. Скрынников. – М., 1992.

54. Славяне и Русь. Проблемы и люди. – М., 1998.

55. Советское общество. Возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. – М., 1997.

56. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. – М., 1991.

57. Суханов, Н. Н. Записки о революции / Н. Н. Суханов. – М., 1991.

58. Такер, Д. Сталин: путь к власти / Д. Такер. – М., 1991.

59. Троцкий, Л. Д. К истории русской революции / Л. Д. Тройкий. – М., 1990.

60. Уткин, А. И. Забытая трагедия. Россия в Первой Мировой войне / А. И. Уткин. – М., 2000.

61. Холяев, С. В. Три февраля 1917 г. / С. В. Холяев // Вопросы истории. – 2003. - №7.

62. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор / С. А. Чибиряев. – М.,1993.

63. Шахназаров, О. Л. Старообрядчество и большевизм / О. Л. Шахназаров // Вопросы истории. – 2002. - №4.

64. Шмелев, Н. Десять лет, которые перевернули мир / Н. Шмелев // Свободная мысль. – 1999. - №2.

65. Шмидт, С. О. Россия Ивана Грозного / С. О. Шмидт. – М., 1999.


[1] В оправдание Ивана следует заметить, что незадолго до этого случая Шуйские учинили во дворце насилие над близкими к Великому князю митрополитом Макарием и Ф.С.Воронцовым. Иван, видимо, размышлял, но после 3-4 месяцев решился на ответ (см. Платонов С.Ф. Иван Грозный. – М., 1991. С. 40-41).

[2] О Земских соборах XVI века см. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. – М., 1973.

[3] Историк И.И.Полосин предлагал весьма экстравагантное объяснение собачьим головам – они будто бы были намёком, адресованным католицизму. Эмблема ордена доминиканцев (просторечное прочтение – domini canes, т.е. «собаки господа») выглядела как собачья голова с горящим факелом в пасти.

[4] Историк А.Л.Юрганов показал недавно, что оценки Сталиным опричнины, смеяться над которыми ещё недавно было хорошим тоном, вполне соответствовали уровню тогдашней науки. Сталин внимательно читал труды Виппера, Базилевича и Бахрушина и воспроизводил в своих суждениях их взгляды.

[5] Всего было 17 самозванцев: 5 «дмитриев», 9 – «сыновей» Фёдора, Иоанн-Август был будто бы сыном Ивана Грозного и Анны Колтовской.

[6] Подсчёт Г.Бибикова. Правда, в боях на стороне ополчения участвовали ещё и казаки князя Трубецкого.

[7] Факты взяты из работы Веселовский С.Б. Белозерский край в первые годы после Смуты // Архив русской истории. Вып. 7. – М., 2002.

[8] Меркантилизм — экономическая политика раннего капитализма (эпохи так на­зываемого первоначального накопления капитала), выражавшаяся в активном вмеша­тельстве государства в хозяйственную жизнь. Заключается в протекционизме, поощре­нии развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, поддержке экспансии (расширения) торгового капитала.

[9] Морозов Борис Иванович (1590—1661 гг.) — боярин, государственный деятель, в середине XVII в. возглавлял русское правительство.

[10] «Симфония власти» — византийско-православная теория, предполагавшая двуединство независимо существующих, но совместно отстаи­вающих православные ценности,

светской и духовной властей.

[11] Кроме участия в проведении крестьянской реформы, Великий князь Константин Николаевич принимал участие в разработки положений судебной реформы и отмены телесных наказаний в России.

[12] Гренвилл Дж. История ХХ века: Люди. События. Факты. Пер. с англ. М., 1999, С.24

самом механизме, приводящем в движение силы развития, нет принципиальной разницы между зрячим и слепым ребенком. Это важнейшее положение психологии и педагогики слепых. Всякий ребенок наделен относительной органической неполноценностью в обществе взрослых, в котором он растет (A. Adler, 1927). Это позволяет нам рассматривать всякое детство как возраст неуверенности, малоценности и всякое развитие как направленное на преодоление этого состояния путем компенсации.

Итак, я конечная точка развития - завоевание социальной позиции, и весь процесс

развития одинаковы у слепого и зрячего ребенка.

7. Начало научного подхода к проблеме слепоты ознаменовалось на практике

попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха

в истории слепых.

Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и

имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее

последствиями.

Принципы социального воспитания глухонемых детей

1. Система социального воспитания глухонемых детей, на принципах которой я

намерен остановиться, не является только теоретическим построением, но

представляет собой реальный факт педагогической практики, складывающейся на

наших глазах в СССР, и в частности в РСФСР.

Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и

авторитетной системы - ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого

ребенка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и

особенностей физических, связанных с недостатком слуха и социальным дефектом -

отсутствием устной речи.

Второе соображение заключается в том, что в процессе выработки новой системы

мы натолкнулись на необходимость Коренным образом пересмотреть ряд частных

методов, приемов, положений и законов сурдопедагогики, в том числе и

кардинального вопроса в воспитании глухонемых детей - обучения их Устной речи.

2. В дошкольном воспитании, в детском доме, закладывается фундамент всей будущей

воспитательной работы, в частности обучения речи.

3. Дальнейшее обучение глухонемых детей устной речи, уже на школьной ступени,

продолжает развивать те же самые начала и стороны, которые намечаются уже в

детском саду. Основным, объединяющим принципом и здесь остается борьба против

аналитического, искусственного, мертвого, звукового метода, борьба за целое

слово, за осмысленную фразу, за логическую живую речь.

4. Труд есть тот основной стержень, вокруг которого организуется и строится

жизнь общества; с трудовой деятельностью связана общественная жизнь человека и

изучение им природы. Труд, общество и природа - таковы три основных русла, по

которым направляется воспитательная и образовательная работа в школе. Я не стану

здесь повторять известные всем идеи трудовой школы, но должен указать, что

именно применительно к глухонемому ребенку трудовое воспитание дает выход из

всех тупиков. Самое главное: трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно

есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно поэтому

обеспечивает для глухонемого ребенка все, что с этим связано, - общение, речь,

сознание.

Физически глухонемой более приспособлен к познанию мира и к активному участию

в жизни, чем слепой.

На основе политехнического трудового воспитания строится профессиональное

образование, дающее полное и законченное овладение каким-либо одним видом труда,

обеспечивающим выход в жизнь и трудовое участие в ней. На основе трудового

воспитания развивается и складывается организация детского коллектива. Задачи

подобной организации не ограничиваются стремлением наладить детскую жизнь, но

простираются намного дальше. Организация детского коллектива превращается в

воспитательный процесс, помогающий детям осознать себя как органическую часть

общества взрослых.

К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка.

1. Общие предпосылки, из которых я исхожу и которые, мне кажется, должны быть

положены в основу научного изучения развития умственно отсталого, - это

представление о единстве законов развития нормального и умственно отсталого

ребенка.

Важно знать не только о том, какая болезнь у человека, но и у какого человека

данная болезнь.

Изучение наиболее простых органических компенсаторных процессов и

их сопоставление с другими приводят к фактически обоснованному утверждению:

источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются

те объективные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе развития.

Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с помощью целого ряда таких

образований, которые первоначально в его развитии не даны.

Приведу общее положение, которое позволит вам во всей широте оценить этот

принцип замещения психологических функций, многообразие тех операций, с помощью

которых могут осуществляться функции. Вы знаете, что в развитии памяти

существенное изменение происходит примерно на границе переходного возраста:

изменяется соотношение между процессами запоминания, или памятью, и процессами

мышления. Для ребенка раннего возраста мыслить - значит вспоминать, т. е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: