Литература по различным вопросам истории Отечества.
1. Анисимов, Е. В. Императорская Россия: XVIII век / Е. В. Анисимов. – СПб., 2000.
2. Арцибашева, Т. Н. Славяне – русы - варяги – кто они? / Т. Н. Арцибашева // Вопросы истории. – 2004. - №1.
3. Бакунин, А. М. Государственность и анархия: избранные произведения / А. М. Бакунин. – М., 1990.
4. Бахревская, В. А. Тишайший / В. А. Бахревская. – М., 1994.
5. Богатырева, О. Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – начало XX века / О. Н. Богатырева // Вопросы истории. – 2004. - №8.
6. Богданова, А. П. Патриарх Никон /А. П. Богданова // Вопросы истории. – 2004. - №4.
7. Борисов, Н. С. Русские полководцы / Н. С. Борисов. – М., 1994.
8. Бровкин, В. Н. Россия в гражданской войне: Власть и общественные силы / В. Н. Бровкин // Вопросы истории. – 1997.-№5.
9. Васильев, А. Ф. Был ли в 1941 году Советский союз готов к войне? / А. Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. - №1.
10. Велидов, А. С. На пути к террору / А. С. Велидов // Вопросы истории. – 2002. - №6.
11. Варенцова, Л. Ю. Царевна Ксения Годунова / Л. Ю. Воронцова // Вопросы истории. – 2005. - №1.
|
|
12. Витте, С. Ю. Избранные воспоминания / С. Ю. Витте. – М., 1991.
13. Волков, В.К. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941) / В.К. Волков. // Вопросы истории. – 2003, №6.
14. Готовит ли Сталин наступательную войну? Сб. статей / под ред. Г. Бордюкова. – М., 1995.
15. Древняя Русь. IX-XIII вв. // Родина. – 2002. - №11-12.
16. Другая война. 1939-1945 гг. / под ред. Ю. Н. Афанасьева. – М., 1991.
17. Егоров, В.Л. Александр Невский и Чингизиды / В. Л. Егоров //Отечественная история. – 1997. - №2.
18. Зубкова, Е. В. Послевоенное Советское Общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. / Е. В.Зубкова. – М., 1999.
19. Иванов, Р. Сталин и союзники 1941-1945 гг. / Р. Иванов // Отечественная история. – 2001. - №5.
20. Игнатьев, А. В. Последний царь и внешняя политика / А. В. Игнатьев // Вопросы истории. – 2001. - №6.
21. Иоффе, Г. Семнадцатый год. Ленин, Керенский, Корнилов / Г. Иоффе. – М., 1995.
22. История внешней политики России: XVIII век. – М.,2000.
23. Каппелер, А. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. – М., 2000.
24. Клебанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А. И. Клебанов. – М., 1994.
25. Кобрин, В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. – М.,1989.
26. Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие при Хрущеве и Брежневе. 1952-1982 гг. по рассекреченным документам Верховного суда и прокуратуры СССР / В. А. Козлов //Отечественная история. – 2003. - №4.
27. Короленков, А.В. Князь Святослав Ярославович и некоторые аспекты его политики / А.В.Короленков // Отечественная история. – 2003, №4.
28. Лаптева, Л.В. Земские учреждения в России 1762-1917 гг. / Л. В. Лаптева. – М., 1995.
29. Леонидов, В. Л. 1917 год в судьбах России и мира. Новое осмысление / В. Л. Леонидов // Отечественная история. – 1998. - №4.
|
|
30. Лобачев, С. В. У истоков церковного раскола / С. В. Лобачев // Отечественная история. – 2001. - №2.
31. Малашенко, А. Ислам в России / А. Малашенко // Свободная мысль. – 1999.-№10.
32. Медведев, Ж.А., Медведев, Р.А. План «Барбаросса» / Ж.А.Медведев, Р.А.Медведев // Вопросы истории. – 2002, №6.
33. Морозова, Л. Е. Смута начала XVII века глазами современников / Л. Е. Морозова. – М., 2000.
34. Некрасов, В. Тридцать «железных наркомов»: История НКВД от Рыкова до Щелокова / В. Некрасов. – М., 1996.
35. Нефедов, С. А. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины XVII века /С. А. Нефедов // Вопросы истории. – 2004. - №4.
36. Новопашин, Ю.С. XIV съезд РКП(б): современный взгляд / Ю.С.Новопашин // Вопросы истории. – 2004, №4.
37. Новопашин, Ю.С. Миф о диктатуре пролетариата / Ю. С. Новопашин // Вопросы истории. – 2005. - №1.
38. Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. – М., 1991.
39. Павлова, И. В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы / И. В. Павлова // Вопросы истории. – 1998. - №11-12.
40. Пенской, В. В. Российская империя в XVIII веке: выбор модели развития / В. В. Пенской // Вопросы истории. – 2001. - №7.
41. Первышин, В. Г. Людские потери в Великой Отечественной Войне / В. Г. Первышин // Вопросы истории. – 2000. - №7.
42. Погружение в трясину: (анатомия застоя). – М., 1991.
43. Поляков, Ю. А. Учредительное собрание: 80 лет спустя / Ю. А. Поляков // Свободная мысль. – 1998. - №3.
44. Попов, В. П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы / В. П. Попов // Отечественная история. – 2001. - №3.
45. Преображенский, А. А. Великое посольство 1697-1698 гг.: старое и новое в Российской дипломатии / А. А. Преображенский // Вопросы истории. – 1999. - №2.
46. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев: Деникин, Юденич, Врангель. – М., 1991.
47. Ржешевский, О.А. Сталин и Черчилль. Встречи, беседы, дискуссии, документы, комментарии. 1941-1945 гг. / О.А. Ржешевский. – М., 2004.
48. Реформы Александра II. – М., 1998.
49. Россия в XV веке: историки мира спорят. Сб. статей. – М., 1994.
50. Сахаров, А.Н. Александр I. / А. Н. Сахаров. – М., 1998.
51. Свет и тени «великого десятилетия». Н. Хрущев и его время. – Л., 1989.
52. Севастьянов, Г. Н. Правда о Зимней Войне. 1939-1940 гг. / Г. Н. Севастьянов // Новая и новейшая история. – 1998. - №5; 1999. - №1.
53. Скрынников, Р.П. Борис Годунов / Р. П. Скрынников. – М., 1992.
54. Славяне и Русь. Проблемы и люди. – М., 1998.
55. Советское общество. Возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. – М., 1997.
56. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. – М., 1991.
57. Суханов, Н. Н. Записки о революции / Н. Н. Суханов. – М., 1991.
58. Такер, Д. Сталин: путь к власти / Д. Такер. – М., 1991.
59. Троцкий, Л. Д. К истории русской революции / Л. Д. Тройкий. – М., 1990.
60. Уткин, А. И. Забытая трагедия. Россия в Первой Мировой войне / А. И. Уткин. – М., 2000.
61. Холяев, С. В. Три февраля 1917 г. / С. В. Холяев // Вопросы истории. – 2003. - №7.
62. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор / С. А. Чибиряев. – М.,1993.
63. Шахназаров, О. Л. Старообрядчество и большевизм / О. Л. Шахназаров // Вопросы истории. – 2002. - №4.
64. Шмелев, Н. Десять лет, которые перевернули мир / Н. Шмелев // Свободная мысль. – 1999. - №2.
65. Шмидт, С. О. Россия Ивана Грозного / С. О. Шмидт. – М., 1999.
[1] В оправдание Ивана следует заметить, что незадолго до этого случая Шуйские учинили во дворце насилие над близкими к Великому князю митрополитом Макарием и Ф.С.Воронцовым. Иван, видимо, размышлял, но после 3-4 месяцев решился на ответ (см. Платонов С.Ф. Иван Грозный. – М., 1991. С. 40-41).
[2] О Земских соборах XVI века см. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. – М., 1973.
[3] Историк И.И.Полосин предлагал весьма экстравагантное объяснение собачьим головам – они будто бы были намёком, адресованным католицизму. Эмблема ордена доминиканцев (просторечное прочтение – domini canes, т.е. «собаки господа») выглядела как собачья голова с горящим факелом в пасти.
|
|
[4] Историк А.Л.Юрганов показал недавно, что оценки Сталиным опричнины, смеяться над которыми ещё недавно было хорошим тоном, вполне соответствовали уровню тогдашней науки. Сталин внимательно читал труды Виппера, Базилевича и Бахрушина и воспроизводил в своих суждениях их взгляды.
[5] Всего было 17 самозванцев: 5 «дмитриев», 9 – «сыновей» Фёдора, Иоанн-Август был будто бы сыном Ивана Грозного и Анны Колтовской.
[6] Подсчёт Г.Бибикова. Правда, в боях на стороне ополчения участвовали ещё и казаки князя Трубецкого.
[7] Факты взяты из работы Веселовский С.Б. Белозерский край в первые годы после Смуты // Архив русской истории. Вып. 7. – М., 2002.
[8] Меркантилизм — экономическая политика раннего капитализма (эпохи так называемого первоначального накопления капитала), выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. Заключается в протекционизме, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, поддержке экспансии (расширения) торгового капитала.
[9] Морозов Борис Иванович (1590—1661 гг.) — боярин, государственный деятель, в середине XVII в. возглавлял русское правительство.
[10] «Симфония власти» — византийско-православная теория, предполагавшая двуединство независимо существующих, но совместно отстаивающих православные ценности,
светской и духовной властей.
[11] Кроме участия в проведении крестьянской реформы, Великий князь Константин Николаевич принимал участие в разработки положений судебной реформы и отмены телесных наказаний в России.
[12] Гренвилл Дж. История ХХ века: Люди. События. Факты. Пер. с англ. М., 1999, С.24
самом механизме, приводящем в движение силы развития, нет принципиальной разницы между зрячим и слепым ребенком. Это важнейшее положение психологии и педагогики слепых. Всякий ребенок наделен относительной органической неполноценностью в обществе взрослых, в котором он растет (A. Adler, 1927). Это позволяет нам рассматривать всякое детство как возраст неуверенности, малоценности и всякое развитие как направленное на преодоление этого состояния путем компенсации.
|
|
Итак, я конечная точка развития - завоевание социальной позиции, и весь процесс
развития одинаковы у слепого и зрячего ребенка.
7. Начало научного подхода к проблеме слепоты ознаменовалось на практике
попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха
в истории слепых.
Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и
имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее
последствиями.
Принципы социального воспитания глухонемых детей
1. Система социального воспитания глухонемых детей, на принципах которой я
намерен остановиться, не является только теоретическим построением, но
представляет собой реальный факт педагогической практики, складывающейся на
наших глазах в СССР, и в частности в РСФСР.
Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и
авторитетной системы - ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого
ребенка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и
особенностей физических, связанных с недостатком слуха и социальным дефектом -
отсутствием устной речи.
Второе соображение заключается в том, что в процессе выработки новой системы
мы натолкнулись на необходимость Коренным образом пересмотреть ряд частных
методов, приемов, положений и законов сурдопедагогики, в том числе и
кардинального вопроса в воспитании глухонемых детей - обучения их Устной речи.
2. В дошкольном воспитании, в детском доме, закладывается фундамент всей будущей
воспитательной работы, в частности обучения речи.
3. Дальнейшее обучение глухонемых детей устной речи, уже на школьной ступени,
продолжает развивать те же самые начала и стороны, которые намечаются уже в
детском саду. Основным, объединяющим принципом и здесь остается борьба против
аналитического, искусственного, мертвого, звукового метода, борьба за целое
слово, за осмысленную фразу, за логическую живую речь.
4. Труд есть тот основной стержень, вокруг которого организуется и строится
жизнь общества; с трудовой деятельностью связана общественная жизнь человека и
изучение им природы. Труд, общество и природа - таковы три основных русла, по
которым направляется воспитательная и образовательная работа в школе. Я не стану
здесь повторять известные всем идеи трудовой школы, но должен указать, что
именно применительно к глухонемому ребенку трудовое воспитание дает выход из
всех тупиков. Самое главное: трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно
есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно поэтому
обеспечивает для глухонемого ребенка все, что с этим связано, - общение, речь,
сознание.
Физически глухонемой более приспособлен к познанию мира и к активному участию
в жизни, чем слепой.
На основе политехнического трудового воспитания строится профессиональное
образование, дающее полное и законченное овладение каким-либо одним видом труда,
обеспечивающим выход в жизнь и трудовое участие в ней. На основе трудового
воспитания развивается и складывается организация детского коллектива. Задачи
подобной организации не ограничиваются стремлением наладить детскую жизнь, но
простираются намного дальше. Организация детского коллектива превращается в
воспитательный процесс, помогающий детям осознать себя как органическую часть
общества взрослых.
К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка.
1. Общие предпосылки, из которых я исхожу и которые, мне кажется, должны быть
положены в основу научного изучения развития умственно отсталого, - это
представление о единстве законов развития нормального и умственно отсталого
ребенка.
Важно знать не только о том, какая болезнь у человека, но и у какого человека
данная болезнь.
Изучение наиболее простых органических компенсаторных процессов и
их сопоставление с другими приводят к фактически обоснованному утверждению:
источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются
те объективные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе развития.
Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с помощью целого ряда таких
образований, которые первоначально в его развитии не даны.
Приведу общее положение, которое позволит вам во всей широте оценить этот
принцип замещения психологических функций, многообразие тех операций, с помощью
которых могут осуществляться функции. Вы знаете, что в развитии памяти
существенное изменение происходит примерно на границе переходного возраста:
изменяется соотношение между процессами запоминания, или памятью, и процессами
мышления. Для ребенка раннего возраста мыслить - значит вспоминать, т. е.