Тема№1. Введение. Законодательство Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и гражданской обороны.
Г.
Г. Минск.
Защита населения и территорий от Чрезвычайных Ситуаций».
Наряду с позитивными явлениями научно-технический прогресс принес человечеству ряд негативных:
• истощение природных ресурсов;
• загрязнение литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы;
• усиление техногенной, природной и экологической опасности.
Эти отрицательные явления породили многие проблемы безопасности жизнедеятельности населения, — возникновение аварий и катастроф в строительстве, промышленности, жилищной и коммунальной сферах, на транспорте, в сельском и лесном хозяйствах.
Необходимо отметить, что в последнее время увеличивается потенциальная опасность техногенных чрезвычайных ситуаций, а также загрязнения биосферы. В этой связи актуальной становится задача по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Все большую актуальность приобретает подготовка населения к действиям в данных ситуациях.
|
|
Для решения задач гражданской обороны на объектах народного хозяйства, как в мирное, так и в военное время, необходимы теоретические знания и практические навыки и умения по предупреждению опасных ситуаций, а при их возникновении — действия по ликвидации последствий с наименьшими социальными, экономическими и моральными затратами.
Законодательство Республики Беларусь:
Законы:
«О пожарной безопасности» от 15.06.1993 года № 2403-XII;
«О радиационной безопасности населения» от 05.01.1998 года № 122-З;
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 05.05.1998 года № 141-З;
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.06.2001 года №39-З;
«О гражданской обороне» от 27.11.2006 года № 183-З.
Указы Президента:
«О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям» от 29 декабря 2006 г. № 576.
Постановления Совета Министров:
«О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена этой информацией» от 23.08.2001 года №1280;
«Об утверждении Перечня аварийно-спасательных работ» от 21.11.2001 года №1692;
«Об утверждении Положения о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.07.2003 года №905;
«Об утверждении Положения о порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы» от 25 апреля 2008 г. № 610».
|
|
Вопрос о правах и обязанностях граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защите пострадавших отражен в Законе Республики Беларусь от 05.05.1998 г. № 141-З “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (статья 20).
Права, обязанности и ответственность граждан в области гражданской обороны отражены в Законе Республики Беларусь от 27.11.2006г. № 183-З «О гражданской обороне», а именно:
Граждане Республики Беларусь в области гражданской обороны имеют право на:
- защиту жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий;
- получение полной, достоверной и своевременной информации об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;
- обращение в государственные органы, иные организации по вопросам гражданской обороны.
Граждане Республики Беларусь в области гражданской обороны обязаны:
- соблюдать законодательство Республики Беларусь о гражданской обороне;
- проходить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
- оказывать при необходимости содействие государственным органам и иным организациям в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- принимать участие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в выполнении мероприятий гражданской обороны.
Вопросы к теме:
1.Что необходимо иметь для решения задач гражданской обороны на объектах народного хозяйства как в мирное, так и в военное время?
2. Назовите основные законы РБ, регулирующие правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и гражданской обороны.
3.Назовите основные права, обязанности граждан в области гражданской обороны.
Тема№2. “Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона”
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет республиканский орган государственного управления, осуществляющий управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны (далее - республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям), другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, другие организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствованию материально-технической базы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматриваются программами социально-экономического развития Республики Беларусь.Гражданская оборона – составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для решения основных задач гражданской обороны органы управления гражданской обороной в пределах компетенции, определенной законом «О гражданской обороне» и иными актами законодательства Республики Беларусь, определяют виды, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в Республике Беларусь осуществляет Совет Министров Республики Беларусь. Руководство гражданской обороной в административно-территориальной единице осуществляет руководитель местного исполнительного и распорядительного органа, руководство гражданской обороной в республиканских органах государственного управления, в государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, осуществляют их руководители. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
|
|
В мирное время органами управления гражданской обороной являются:
- на республиканском уровне – Министерство по чрезвычайным ситуациям;
- на территориальном уровне – областные и Минское городское управления Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- на местном уровне – районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям, работники сельских и поселковых исполнительных комитетов, обеспечивающие выполнение мероприятий гражданской обороны;
- на отраслевом и объектовом уровнях – структурные подразделения (работники) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, обеспечивающие выполнение мероприятий гражданской обороны.
Руководитель соответствующего органа управления гражданской обороной является заместителем начальника гражданской обороны.
Общее руководство гражданской обороной и законодательное регулирование ее деятельности осуществляют высшие органы государственной власти, управления и Национальное собрание Республики Беларусь.
|
|
Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь является Президент, осуществляющий общее руководство проведением оборонных мероприятий, составной частью которых является гражданская оборона.
Президент определяет и утверждает:
• государственную политику в области гражданской обороны;
• Положение о гражданской обороне страны;
• структуру и состав органов управления и сил гражданской обороны;
• план гражданской обороны страны на военное время и вводит его в действие на всей территории или в отдельных областях в полном объеме или частично, а также принимает решение о проведении эвакуации населения в безопасные места.
Совет Министров в области гражданской обороны осуществляет:
• издает нормативные акты в пределах своей компетенции;
• определяет задачи, функции, порядок деятельности, особые права и обязанности подведомственных органов государственного управления;
• определяет основные направления развития и совершенствования гражданской обороны;
• утверждает план гражданской обороны на мирное время;
• осуществляет контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны исполнительными и распределительными органами;
• определяет резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;
• определяет порядок и критерии категорирования по гражданской обороне городов, предприятий, организаций и учреждений.
Министерства и ведомства в области гражданской обороны выполняют:
• планируют и обеспечивают проведение мероприятий по защите производственного персонала, подготовке руководящего состава, сил и средств гражданской обороны, повышению устойчивости функционирования отрасли в военное время;
• принимают меры по всестороннему обеспечению проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ на предприятиях, учреждениях и организациях;
• принимают решение о привлечении ведомственных сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях соответствующей отрасли, а также на объектах иных отраслей;
• разрабатывают и доводят до предприятий, учреждений и организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам планирования, организации и ведения гражданской обороны;
• создают и поддерживают в постоянной готовности системы связи, управления и оповещения соответствующей отрасли;
• организуют разработку планов эвакуации в безопасные районы предприятий, учреждений и организаций, продолжение дальнейшей деятельности и создание соответствующей инфраструктуры;
• обеспечивают проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны в соответствующей отрасли.
Исполнительные и распорядительные органы в области гражданской обороны выполняют следующие функции:
• несут ответственность за готовность гражданской обороны к решению возложенных задач;
• организуют управление гражданской обороны, содержат пункты управления, системы оповещения и связи;
• в пределах своей компетенции принимают решения о подготовке и осуществлении мероприятий гражданской обороны, обязательных для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории;
• организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, их всестороннее обеспечение;
• осуществляют подготовку загородной зоны к размещению эвакуированного населения и развертыванию лечебных учреждений;
• разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы в области гражданской обороны;
• разрабатывают планы гражданской обороны относительно области, города, района и руководят разработкой планов в подчиненных органах управления, а также в организациях, учреждениях, на предприятиях;
• организуют пропаганду гражданской обороны среди населения, издают информационные материалы, учебную и массовую популярную литературу;
• осуществляют руководство гражданской обороной через штатные органы управления гражданской обороной и свои структурные подразделения;
• осуществляют на соответствующих территориях инспекторский контроль за состоянием гражданской обороны;
• проводят подготовку руководящего состава, сил гражданской обороны и обучение населения по тематике, отвечающей особенностям административных территорий;
• организуют мероприятия по защите и жизнеобеспечению населения;
• принимают необходимые меры по созданию устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений в мирное и военное время;
• образуют запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;
• разрабатывают и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости функционирования подведомственных отраслей, объединений и объектов экономики в военное время;
• создают системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и биологическим заражением;
• обеспечивают выполнение соответствующих норм при проектировании, строительстве и реконструкции объектов экономики;
• принимают, решение об эвакуации населения при возникновении угрозы для жизни и здоровья.