Принципы организации и основные функции гражданской обороны в Российской Федерации

Основными принципами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны являются:

Всеобщая обязательность. Гражданская оборона является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом каждого гражданина.

Правовая обусловленность. Гражданская оборона осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями, действующим законодательством и правовыми нормативными актами Российской Федерации, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства.

Территориально - производственный. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны.

Универсальность. Мероприятия гражданской обороны организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов нашего времени, в том числе актов терроризма и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.

Единоначалие. Осуществление руководства мероприятиями гражданской обороны на всех уровнях государственного и местного самоуправления первыми лицами органов управления.

Разумная достаточность. Мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются с учетом разумной возможности и потребности объемов и сроков, оперативно-стратегической обстановки и экономической обоснованности.

Разграничение функций. Гражданская оборона строится на разделении предметов ведения и полномочий между федеральными органами, органами субъектов федерации и местного самоуправления при сочетании централизма с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.

Проводимое в Российской Федерации совершенствование системы гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусматривает:

- развитие нормативной базы функционирования систем гражданской обороны и РСЧС;

- восстановление на всех уровнях института руководителей гражданской обороны и служб гражданской обороны с учетом требований Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ “О гражданской обороне”;

- создание (в соответствии с законом “О гражданской обороне” и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782) в федеральных органах исполнительной власти и организациях структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

- совершенствование организационной структуры сил гражданской обороны и РСЧС и их материально-технического оснащения;

- создание в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на объектах экономики спасательных формирований, финансируемых местным бюджетом и средствами объектов экономики;

- разработку новых программ, принципов и методов обучения различных категорий населения и руководителей органов управления гражданской обороны;

- развитие единой системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, формирование которой завершено в целом с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц, руководителей и специалистов в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах с использованием современных средств обучения.

Главным достоинством гражданской обороны является то, что она выступает как одна из форм участия всего населения страны, органов власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Суть этих функций заключаетсяв следующем:

- решая проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны, гражданская оборона выполняет важную роль в оборонных мероприятиях;

- обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона решает важнейшую часть социальных задач;

- повышая устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях войны, а, в конечном итоге, наносимый противником ущерб, гражданская оборона осуществляет значительный объем работ по сохранению экономики государства.

8.4. Организация мероприятий по гражданской обороне в образовательном учреждении [76]

Для планирования, организации и проведения мероприятий по вопросам гражданской обороны в образовательном учреждении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 могут создаваться штабы (отделы) по делам ГО и ЧС или комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Эти структуры назначаются приказом руководителя, который является руководителем гражданской обороны данного учреждения.

Руководитель гражданской обороны осуществляет непосредственное управление гражданской обороной и несет личную ответственность за организацию, подготовку и своевременное выполнение мероприятий по гражданской обороне. В этих целях в мирное время он обеспечивает:

- разработку и периодическое уточнение плана гражданской обороны;

- проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования учреждения в военное время;

- создание, оснащение и поддержание в готовности формирований гражданской обороны и их подготовку;

- накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны, запасов материально-технических и иных средств;

- обучение по гражданской обороне своих сотрудников и учащихся;

- подготовку к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в учреждении;

- организацию и поддержание в постоянной готовности системы оповещения;

- создание необходимых условий работникам и учащимся для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне.

Принимая во внимание, что вопросы гражданской обороны и вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера неразрывно связаны, их планирование и подготовку необходимо рассматривать по некоторым позициям совместно.

Основные документы по вопросам гражданской обороны, разрабатываемые в образовательном учреждении:

план гражданской обороны образовательного учреждения (с приложениями);

план действий образовательного учреждения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с приложениями);

план основных мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ЧС) на текущий год;

план проведения тренировок образовательного учреждения;

план эвакуации личного состава;

план развития и совершенствования учебно-материальной базы образовательного учреждения по курсу ОБЖ;

список защитных сооружений, закрепленных за учебным заведением;

приказ руководителя образовательного учреждения об организации гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций;

приказ руководителя образовательного учреждения об итогах обучения постоянного состава в минувшем году и задачах обучения на следующий год с приложениями:

перечень учебных групп и руководителей занятий на год;

план и тематика подготовки руководителей формирований;

расписание и тематика занятий по ГО и ЧС с постоянным составом;

список руководящего состава, учителей 1-4-х классов, классных руководителей, ведущих курс ОБЖ, преподавателей ОБЖ, командиров формирований, подлежащих обучению в учебно-методическом центре по ГО и ЧС и на курсах гражданской обороны.

Взаимодействие с компетентными инстанциями по линии гражданской обороны предполагает постоянный рабочий контакт руководства образовательного учреждения с окружным Управлением ГО и ЧС города Москвы, участие в проводимых им сборах и совещаниях, выполнение всех запланированных по линии гражданской обороны мероприятий, обучение на курсах повышения квалификации.

Содержание плана гражданской обороны и плана действий образовательного учреждения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для разработки плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приказом руководителя образовательного учреждения создается рабочая группа. Рабочая группа при разработке планов руководствуется законодательными актами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми документами МЧС России, Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы.

Планирование гражданской обороны в образовательном учреждении предполагает разработку большого объема документации.

Принимая во внимание, что наиболее сложными при разработке, подготовке и реализации являются план гражданской обороны и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера следует остановиться на них более подробно.

План гражданской обороны состоит из трех разделов.

1. В разделе «Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника»отражаются следующие вопросы:

- краткая характеристика образовательного учреждения, особенности, влияющие на организацию и ведение в нем гражданской обороны;

- краткая оценка возможной обстановки в районе образовательного учреждения после нападения противника с применением ядерного оружия, обычных современных средств нападения и действий диверсионных групп;

- степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери сотрудников образовательного учреждения, сил и средств гражданской обороны;

- радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановки, образование зон затопления;

- возможные потери от вторичных факторов поражения;

- ориентировочный объем предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны, при внезапном нападении противника и действиях диверсионных групп;

- выводы из оценки возможной обстановки.

2. В разделе «Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при планомерном приведении ее в готовность» отражаются следующие вопросы:

- порядок проведения первоочередных мероприятий гражданской обороны с получением распоряжения;

- организация укрытия в защитных сооружениях, расчет укрытия (где, кто, количество, старшие, маршрут следования);

- радиационная, химическая, биологическая защита, обеспечение учащихся и постоянного состава средствами индивидуальной защиты;

- организация медицинской защиты;

- организация управления, оповещения и связи;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий;

- организация основных видов обеспечения мероприятий гражданской обороны.

3. В разделе «Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника» отражаются следующие вопросы:

- организация и проведение мероприятий по сигналам воздушной опасности, организации эвакуационных мероприятий;

- организация и проведение мероприятий по сигналу отбой.

К плану гражданской обороны образовательного учреждения в качестве приложения готовятся:

1). Основные показатели состояния гражданской обороны образовательного учреждения на начало года.

2). Возможная обстановка на территории образовательного учреждения.

3). Календарный план выполнения основных мероприятий гражданской обороны при переводе с мирного на военное время.

4). План мероприятий по защите персонала и учащихся, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ.

5). Расчет укрытия персонала и учащихся в защитных сооружениях.

6). Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

7). Состав сил и средств гражданской обороны образовательного учреждения.

8). Схемы управления, связи и оповещения.

С учетом особенностей образовательного учреждения могут разрабатываться и другие документы.

План гражданской обороны образовательного учреждения является документом строгой отчетности, с грифом «для служебного пользования» (ДСП).

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоит из двух разделов.

1. В разделе «Краткая географическая и социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций» отражаются следующие вопросы:

- экономическая характеристика;

- перечень радиационно, химически и пожароопасных объектов, имеющихся вблизи образовательного учреждения;

- краткая оценка возможной обстановки на территории образовательного учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций (авариях, пожарах, взрывах, затоплениях, радиоактивном и химическом заражении, массовых инфекционных заболеваниях);

- предстоящие мероприятия Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных чрезвычайных ситуаций;

- расчеты на перевозку эвакуируемых;

- общие выводы.

Оценка обстановки на территории образовательного учреждения осуществляется по каждому виду прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, исходя из анализа имеющихся многолетних данных и наличия опасных производств вблизи образовательного учреждения.

2. В разделе «Выполнение мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций» отражаются следующие вопросы:

- при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (порядок оповещения органов управления, объем, сроки привлекаемых сил и средств, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействий чрезвычайных ситуаций);

- при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (мероприятия по каждому виду чрезвычайной ситуации);

- обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для осуществления мероприятий по защите учащихся и материальных ценностей (разведка, РХБ защита, инженерное обеспечение, медицинское обеспечение, транспортное, материальное, противопожарное);

- организация управления, оповещения и связи.

К плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовятся приложения:

1). Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2). Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

3). Расчет сил и средств образовательного учреждения, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

4). Организация управления, оповещения и связи.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как и план гражданской обороны должен иметь гриф «ДСП». Он утверждается руководителем образовательного учреждения и согласуется с начальником управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования [77].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: