Метод сценариев
Метод сценариев – один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования. Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования. Сценарий – описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования.
Составление сценария разделено на следующие этапы:
– формулировку вопроса:
• сбор и изучение всей базовой информации;
• выявление всех внутренних проблем;
• формулировку точного вопроса исследования;
– определение сфер влияния – изучение влияния окружения на объект исследования;
– установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;
– введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев;
– определение последствий – установление уровня воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;
– принятие решения – на основе выбранного варианта решения вопроса исследования разрабатываются меры по претворению его в жизнь.
Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли:
• выявляют общие закономерности системы;
• анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;
• определяют источники этих факторов;
• анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации;
• создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.
Метод экспертных оценок – метод анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно-логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Решаемые проблемы могут быть условно разделены:
– на проблемы, обеспеченные информацией;
– проблемы, по которым наблюдается недостаток информации.
Данные методы особенно эффективны в условиях:
• большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект;
• дефицита времени и в экстремальных ситуациях;
• отсутствия надежной теоретической основы.
Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач:
• составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
• определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;
• определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
• определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:
1) составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы:
• цели;
• задачи по ее выполнению;
• состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов;
• ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;
2) подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают участие в проведении экспертизы:
• рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника;
• экспертная группа, т.е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;
3) разработка методики проведения опроса (при необходимости).
На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроса:
• индивидуальный – максимально используются способности и знания каждого специалиста;
• групповой (коллективный) – позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;
• личный (очный) – опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;
• заочный – одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;
• устный – например, интервью;
• письменный – например, заполнение анкеты;
• открытый – процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;
• скрытый – высказанные идеи и решения экспертов являются тайными;
4) разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами:
• проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);
• усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;
5) оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.
При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам:
– выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;
– при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;
– эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;
– у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;
– мнения экспертов должны быть устойчивыми.
Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют 2 вида ошибок:
– систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения;
– случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.