Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении

План.

Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций

Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.

План.

Каждый день в мире фиксируются тысячи событий, при которых происходит нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, и которые могут привести или приводят к гибели людей и к значительным материальным потерям. Такие события называют чрезвычайными ситуациями. Общие признаки ЧС: наличие или угроза гибели людей, или значительное ухудшение условий их жизнедеятельности; нанесение экономического ущерба; важное ухудшение состояния окружающей среды

К чрезвычайным ситуациям, как правило, приводят аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие события, такие как эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты и т.п.

Аварии делятся на две категории:

к І категории отнесены аварии, вследствие которых: погибло 5 или травмировано 10 и более человек; произошел выброс отравляющих, радиоактивных, биологически опасных веществ за санитарно-защитную зону предприятия; увеличилась концентрация загрязняющих веществ в окружающей
природной среде более чем в 10 раз; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и
здоровья значительного количества работников предприятия или населения;

ко II категории относятся аварии, вследствие которых: погибло до 5 или
травмировано от 4 до 10 человек; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья работников
цеха, участка (учитываются цех, участок с численностью работников
100 лиц и более).

Случаи нарушения технологических процессов, работы оборудования,
временной остановки производства в результате срабатывания автоматических защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов,
участков и отдельных объектов, падение опор и обрывы проводов линий электропередач не относятся к авариям, которые имеют категории.

События природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабам распространения и продолжительности могут поражать людей, объекты экономики и окружающей среды, называются опасными природными явлениями. Разрушительное опасное природное явление — это стихийное бедствие.

Чрезвычайные ситуации имеют различные масштабы по количеству жертв,
количеству людей, которые стали больными или калеками, количеству людей, которым причинен моральный вред, по размерам экономического ущерба, площади территории, на которой они развивались, и т.п.

Важность чрезвычайной ситуации определяется, прежде всего, количеством жертв и степенью влияния на окружающую жизненную среду, т.е. уровнем системы «человек — жизненная среда» (далее «Ч — ЖС»), которую она затронула, и размером вреда, причиненного этой системе. Исходя из иерархии систем «Ч — ЖС», можно говорить об:

индивидуальных чрезвычайных ситуациях, когда возникает угроза для нарушения жизнедеятельности только одного человека;

чрезвычайных ситуациях уровня микроколлектива, т.е. когда угроза их возникновения или распространения последствий касается семьи, производственной бригады, пассажиров одного купе и т.п.;

чрезвычайных ситуациях уровня коллектива;

чрезвычайных ситуациях уровня макроколлектива;

чрезвычайных ситуациях для жителей города, района;

чрезвычайных ситуациях для населения области;

чрезвычайных ситуациях для населения страны;

чрезвычайных ситуациях для жителей континента;

чрезвычайных ситуациях для всего человечества.

В основу существующих классификаций чрезвычайных ситуаций по их масштабам чаще всего закладывают территориальный принцип, по которому чрезвычайные ситуации разделяют на: локальные, объектовые, местные, региональные, общегосударственные (национальные), континентальные и глобальные (планетарные).

Локальные чрезвычайные ситуации соответствуют уровню системы «Ч — ЖС» с одним человеком и микроколлективом; объектовые — системам
с уровнем коллектив, макроколлектив; местные — системам, в которые входит
население города или района; региональные — области; общегосударственные — население страны и т.д.

В связи с остротой проблемы чрезвычайных ситуаций в Украине 15 июля 1998г. постановлением Кабинета Министров Украины № 1099 «О порядке классификации чрезвычайных ситуаций»утверждено «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций»,согласнокоторому в зависимости от территориального распространения, объема причиненного или ожидаемого экономического ущерба, количества людей, которые погибли, различают четыре уровня чрезвычайных ситуаций: общегосударственный; региональный; местный; объектовый.

Чрезвычайная ситуация общегосударственного уровня — это чрезвычайная ситуация, которая развивается на территории двух и более областей (Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя) или угрожает трансграничным переносом, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материалы и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области (Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя), но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

Чрезвычайная ситуация регионального уровня — это чрезвычайная ситуация, которая развивается на территории двух или более административных районов (городов областного значения) Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя или угрожает территории сопредельной области Украины, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельного района, но
не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

Чрезвычайная ситуация местного уровня — это чрезвычайная ситуация, которая выходит за пределы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню отнесены также все чрезвычайные ситуации, которые возникают на объектах жилищно-коммунальной сферы и другие, которые не входят в утвержденные перечни потенциально опасных объектов.

Чрезвычайная ситуация объектового уровня — это чрезвычайная ситуация, которая не подпадает под указанные выше определения, т.е. такая, которая реализуется на территории объекта или на самом объекте и последствия которой не выходят за пределы объекта или его санитарно-защитной зоны.

Для организации эффективной работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий, снижению масштабов потерь и ущерба важно знать причины их возникновения и владеть теорией возникновения катастроф.

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций по характеру
происхождения событий, которые предопределяют возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Украины, различает четыре класса чрезвычайных ситуаций, а именно: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Каждый класс чрезвычайных ситуаций делится на группы, которые содержат конкретные их виды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера — это транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п.

Чрезвычайные ситуации природного характера — это опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация грунтов или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов
и биосферы и т.п.

Чрезвычайные ситуации социально-политического характера — это ситуации, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта, похищение (попытка похищения) или уничтожение судов, установление взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, выявление устаревших боеприпасов и т.п.

Чрезвычайные ситуации военного характера — это ситуации, связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, складов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ, токсичных отходов, нефтепродуктов, транспортных иинженерных коммуникаций и т.п.

2. Предупреждение возникновения чрезвычайных
ситуаций

Наиболее эффективное средство уменьшения вреда и ущерба, причиняемого обществу, государству и каждой отдельной личности в результате чрезвычайных ситуаций, — своевременное предотвращение возникновения, а в случае их возникновения выполнение мероприятий, адекватных сложившейся ситуации.

Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций — это подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на регулирование безопасности, проведение оценки уровней
риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на основе данных мониторинга (наблюдений), экспертизы,
исследований и прогнозов в отношении возможного хода событий с целью
недопущения перерастания их в чрезвычайную ситуацию или смягчения их возможных последствий.

Указанные функции предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в нашей стране выполняет Единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 1998 г. № 1198.

Единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них (ЕГСПР) включает в себя центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы советов, государственные предприятия, учреждения и организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения и реагирование, в случае их возникновения, с целью защиты населения и окружающей среды,
уменьшения материальных потерь.

ЕГСПР состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре уровня: общегосударственный, региональный, местный и объектовый.

Функциональные подсистемы создаются министерствами и другими
центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций, защитой населения и территорий от их последствий.

Каждый уровень ЕГСПР имеет координирующие и постоянные органы управления для решения задач в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их последствий, систему повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

Координирующие органы - это комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям всех уровней (государственный, региональный, районный и т.д.). Постоянные органы управления вопросами техногенно-экологической безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:

на общегосударственном уровне — Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

на региональном уровне — Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, уполномоченные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;

на местном уровне — районные государственные администрации и исполнительные органы советов, уполномоченные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения;

на объектовом уровне — структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций или специально уполномоченные лица по вопросам чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств ЕГСПР входят соответствующие силы и средства
функциональных и территориальных подсистем, а также негосударственные (добровольные спасательные формирования), которые привлекаются для выполнения соответствующих работ. Военные и специальные гражданские аварийно-спасательные (поисково-спасательные) формирования, с которых создаются указанные силы и средства, комплектуются с учетом необходимости проведения работ в автономном режиме на протяжении не менее трех суток и находятся в состоянии постоянной готовности (далее — силы постоянной готовности — СПГ).

Президент Украины может привлекать к выполнению
этих задач в порядке, определенном Законом Украины «О чрезвычайном
положении»,
специально подготовленные силы и средства Минобороны Украины.

На базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) в областях, районах, населенных пунктах, предприятиях, учреждениях и организациях образовываются внештатные специализированные формирования, предназначенные для проведения конкретных видов неотложных работ в процессе реагирования на чрезвычайные ситуации. Эти формирования проходят специальное обучение, периодически привлекаются к участию в практической отработке действий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций вместе с СПГ.

В выполнении работ, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагировании на них, могут принимать участие также добровольные общественные объединения при наличии у представителей этих объединений соответствующего уровня подготовки, подтвержденного в аттестационном порядке. Свои действия они должны согласовывать с территориальными органами и уполномоченными по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения, а работы выполнять под их руководством.

В зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации, которая прогнозируется или возникла, может существовать один из таких режимов функционирования ЕГСПР:

режим повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериоло-гической), сейсмической, гидрогеологической; гидрометеорологической обстановке (при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий);

режим повышенной готовности — при серьезном ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки (с получением прогнозной информации в отношении возможности возникновения чрезвычайной ситуации);

режим деятельности в чрезвычайной ситуации — при реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и реагировании на них;

режим деятельности в чрезвычайном положении — вводится в Украине или
на отдельных ее территориях в порядке, определенном Конституцией Украины и Законом Украины «О чрезвычайном положении».

Основные мероприятия, которые реализуются ЕГСПР:

1) в режиме повседневной деятельности:

ведение наблюдения и осуществление контроля состояния окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилежащей к ним территории;

разработка и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

обеспечение безопасности и защиты населения;

уменьшение возможных материальных потерь;

обеспечение постоянного функционирования объектов экономики;

сохранение национального и культурного наследства в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

усовершенствование процесса подготовки персонала уполномоченных органов
по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения, подчиненных им сил;

организация обучения населения методам использования средств защиты, правильным действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание и возобновление резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых видов страхования;

оценка угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и возможных ее последствий;

2) в режиме повышенной готовности осуществляются мероприятия, определенные для режима повседневной деятельности и дополнительно:

формирование оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения чрезвычайной ситуации, подготовка предложений в отношении ее нормализации;

усиление работы, связанной с ведением наблюдения и осуществлением контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилежащей к ним территории, прогнозированием возможности возникновения чрезвычайной ситуации и ее масштабов;

разработка комплексных мероприятий по защите населения и территорий,
обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики;

приведение в состояние повышенной готовности имеющихся сил и средств и привлечение дополнительных сил, уточнение планов их действия и перемещений в случае необходимости в район возможного возникновения чрезвычайной ситуации;

проведение мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации;

внедрение круглосуточного дежурства членов Государственной, региональной, местной или объектовой комиссии (в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации);

3) в режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:

осуществление соответствующей комиссией в пределах ее полномочий непосредственного руководства функционированием подсистем и структурных подразделений ЕГСПР;

организация защиты населения и территорий;

перемещение оперативных групп в район возникновения чрезвычайной ситуации;

организация работ, связанных с локализацией или ликвидацией чрезвычайной ситуации, с привлечением необходимых сил и средств;

определение границ территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация;

организация работ, направленных на обеспечение постоянного функционирования объектов экономики и объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

осуществление постоянного контроля состояния окружающей среды на территории, которая была подвержена воздействию последствий чрезвычайной ситуации, контроль обстановки на аварийных объектах и прилежащей к ним территории;

информирование органов управления в отношении уровня чрезвычайной ситуации и принятых мерах, связанных с реагированием на эту ситуацию; оповещение населения и предоставление ему необходимых рекомендаций в отношении поведения в условиях, которые сложились;

4) в режиме деятельности в чрезвычайном положении осуществляются мероприятия соответственно Закону Украины «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение — это предусмотренный Конституцией Украины особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений
и организаций, который временно допускает установленные Законом «О
чрезвычайном положении» ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них
дополнительные обязанности. Целью введения чрезвычайного положения является: срочная нормализация обстановки, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, нормального функционирования конституционных органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других институтов гражданского общества.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному порядку, устранение которой другими способами невозможно.

Чрезвычайное положение по всей территории Украины или в отдельных ее местностях вводится постановлением Верховного Совета Украины с немедленным уведомлением Президента Украины или Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховным Советом Украины.

Во время чрезвычайного положения государство может принимать меры, предусмотренные Законом «О чрезвычайном положении», отступая от своих обязательств по Конституции лишь настолько, насколько это потребуется напряженностью ситуации, при условии, что такие меры не будут несовместимы с международным правом и не повлекут за собой дискриминацию на основе национальности, языка, пола, религии или социального происхождения.

Такими мероприятиями могут быть: установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;

ограничение движения транспортных средств и их осмотр;

усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

запрет на проведение собраний, митингов, уличных походов и демонстраций,
а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

запрет забастовок.

С целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в мирное время может проводиться целевая мобилизация. В исключительных случаях допускается привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения неотложных аварийно-спасательных работ при условии обязательного обеспечения безопасности работ. При этом запрещается привлекать несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут отрицательно воздействовать на состояние их здоровья.

Блок 3.7. Лекция 14. Организация устранения негативных последствий чрезвычайных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: