Организация и средства человеко-машинного интерфейса
Лекция 17
Интерфейс пользователя — это совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами. Выделяют следующие виды диалогов:
1. Интерфейс командной строки: инструкции компьютеру даются путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд).
Формат вывода информации в интерфейсе командной строки не регламентируется; обычно это также простой текстовый вывод, но может быть и графическим, звуковым и т. д.
Наиболее общий формат команд (в квадратные скобки помещены необязательные части):
[символ_начала_команды]имя_команды
[параметр_1 [параметр_2 […]]]
Символ начала команды может быть самым разным, однако чаще всего для этой цели используется косая черта (/). Не менее часто символ начала команды отсутствует вообще. Как правило, символ начала команды используется в интерфейсах, в которых ввод командной строки без этого символа в начале означает применение некоторой базовой команды с введённым текстом в качестве параметров.
Очень часто интерфейс командной строки соседствует с другими интерфейсами (например, графическим), выступает в качестве альтернативы. Основной стимул его употребления — скорость, т. е. когда набор команды осуществляется гораздо быстрее, чем навигация по графическому меню, например.
Также в качестве расширения интерфейса командной строки употребляется пакетный интерфейс. Его суть в том, что в файл обычного текстового формата записывается последовательность команд, после чего этот файл можно выполнить в программе, что возымеет такой же (не меньший) эффект, как если бы эти команды были по очереди введены в командную строку.
Если программа полностью или почти полностью может управляться командами интерфейса командной строки и поддерживает пакетный интерфейс, умелое сочетание интерфейса командной строки с графическим предоставляет очень мощные возможности пользователю.
2. Графический интерфейс пользователя: программные функции представляются графическими элементами экрана.
Графический интерфейс пользователя (англ. graphical user interface, GUI) — система средств для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки, пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или устройства координатного ввода — вроде мыши) ко всем видимым экранным объектам. Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х, но получила коммерческое воплощение лишь в продуктах корпорации Apple Computer. В настоящее время ГИП является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.
3. Диалоговый интерфейс
4. Естественно-языковой интерфейс: пользователь «разговаривает» с программой на родном ему языке.