Проверка и регулировка стартера со снятием с трактора

Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от старте­ра, снимают стартер с дизеля и очищают его от пыли и грязи.

Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и ще­точную арматуру. Щетки должны двигаться свободно, без заеда­ний. Измеряют динамометром усилие в момент отрыва пружины от щетки. Если усилие окажется меньше значений, приведенных в таблице 7, то следует заменить щетки или увеличить давление пружин путем их подгибания.

Если коллектор подгорел или замаслился, то его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, то коллектор зачищают мелкой шкур­кой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.

Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их зачищают.

Таблица 7 — Параметры состояния стартеров

Тракторы Стартер Напря­жение, В, не более Потреб­ляемый ток, А, не более Мини­мальное усилие отрыва пружины от щетки, Н Зазор между шестерней привода и упором в момент включения контактов, мм
К-701, К-700А, К-700 СТ103А-01 7,0   12,5 11,7... 16,0
Т-150, Т-150К, МТЗ-80Л, МТЗ-82Л, ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6КЛ, ДТ-75В, ДТ-75МВ, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240ТЛ СТ362 9,0   10,0 1,0...3,0
МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240Т СТ212-А 7,0   7,5 2,0...4,0
ЮМЗ-6АМ, ЮМЗ-6КМ СТ212-Р1 7,0   7,5 2,0...4,0

У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачи­щают мелкой шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгорания в местах соприкосновения с контактным диском контактные болты поворачивают на 180°, а диск перево­рачивают другой стороной. Убеждаются в свободной посадке кон­тактного диска на шток якоря реле. Устанавливают снятые состав­ные части на место и смазывают трущиеся соединения.

Проверка и регулировка привода стартера. Проверяют положение шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент за­мыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соеди­няют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103А-01 — 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и дру­гим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стар­тера СТ103А-01 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоеди­няют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.

Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и мини­мальному допустимым зазорам между указанными деталями (таблица 7), замыкают цепь, присоединив наконечник свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров СТ103А-01, СТ353, СТ362, СТ212-А, СТ212-Б1, СТ212-Р1, СТ222 в момент замыкания цепи срабатывает тяговое реле; при провер­ке стартера СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.

Если привод отрегулирован правильно, то при установке про­кладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при установке прокладки ми­нимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка дол­жна загораться). Замыкание контактов реле или включателя при зазоре, превышающем максимально допустимое значение, или незамыкание при минимальном допустимом зазоре указывает на необходимость регулировки стартера.

Привод регулируют следующими способами:

— у стартеров СТ103А-01, СТ353 — регулировочными винтами, ввернутыми в якорь тягового реле;

— у стартеров СТ204, СТ362 — регулировочным винтом, вверну­тым в рычаг включения при отпущенных контргайках;

— у стартеров СТ212А, СТ212-Б1, СТ212-Р1 — перемещением ерьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;

— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.

По окончании регулирования стартер устанавливают на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.

Проверка стартера без снятия с трактора прибором КИ-1093. Проверяют ток, потребляемый стартером в режиме пол­ного торможения дизеля. Для этого выключают включатель «мас­сы». Подключают к клемме батареи шунт и переключают прибор КИ-1093 на измерение тока 1500 А и напряжения 30 В.

К выводу стартера подключают вольтметр прибора КИ-1093. Включают любую передачу и затормаживают трактор. Включают выключатель «массы». Включают стартер не более чем на 10 с и быстро отсчитывают ток, потребляемый стартером, и напряжение на его выводах. При отклонении стрелки амперметра на величину менее трех делений шкалы устанавливают переклю­чатель в положение 300 А. Повторно измеряют ток и напряжение. Они не должны превышать значений, приведенных в таблице 7. Если они превышают эти значения, то по полученным показаниям прибора, используя таблицу 8, выявляют характер неисправности.

Проверка реле блокировки прибором КИ-1093. Вы­ключают выключатель «массы», отсоединяют провода от вывода «=» реле и отгибают их так, чтобы они не касались других клемм и «массы» трактора. Подключают прибор: вывод реостата прибора подключается к выводу «В» реле-регулятора; выводы «масса» и «V» прибора подключаются к одному входу «=» реле блокировки, к другому входу реле блокировки подключен вывод «М» реле-регулятора. Вывод «масса» прибора соединяется с «массой» трак­тора.

Включают включатель «массы» трактора. Реостатом прибора плавно повышают напряжение до тех пор, пока не сработают кон­такты реле и не загорится контрольная лампа на щитке приборов трактора.

Напряжение срабатывания реле блокировки должно составлять 9...10 В. В противном случае проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен составлять 0,35...0,45 мм.

Если реле блокировки не срабатывает, то его необходимо от­править в ремонт.

Таблица 8 — Наиболее распространенные неисправности системы пуска и указания по их устранению

Показания прибора КИ-1093 Дополнитель­ные внешние признаки Диагноз Устранение неисправ­ности
вольтметра амперметра
Напряжение равно нулю Ток равен нулю Отсутствуют Обрыв це­пи питания стартера Проверить цепь питания
Напряжение равно номи­нальному Ток равен нулю Отсутствие щелчка — не срабатывает тяговое реле Обрыв це­пи питания тягового реле Проверить цепь пита­ния тяго­вого реле
Напряжение значительно меньше номи­нального. Стрелка при­бора колеб­лется в такт включения тягового реле Ток немного больше нуля. Стрелка при­бора колеб­лется в такт включения тягового реле Слышны часто повторяющие­ся щелчки — недостаточ­ный ток для срабатывания тягового реле Большое переходное сопротив­ление в цепи питания стартера Проверя­ют цепь питания стартера
Напряжение близко к но­минальному. Стрелка при­бора колеб­лется в такт включению тягового реле Ток больше нуля. Стрелка прибора колеблется в такт включению тягового реле Слышны часто повторяющие­ся щелчки тягового реле Обрыв удержи­вающей обмотки тягового реле Отправить в ремонт или заменить тяговое реле
Напряжение близко к номинальному Ток больше нуля Отсутствие характерного щелчка — не срабатывает тяговое реле Заедание якоря реле во втулке электро­магнита Тяговое реле отправить в ремонт
Напряжение близко к номинальному Ток больше нуля Слышно срабатывание тягового реле, но стартер не включается Подгорели контактные болты и диск. Кон­тактный диск не достает до болтов Тяговое реле отправить в ремонт
Напряжение меньше номинального Ток значи­тельно меньше номинального Стартер вклю­чается. Слыш­но вращение якоря Пробуксов­ка муфты привода Заменить муфту привода
Напряжение больше тормозного Ток меньше номинального тормозного Стартер вклю­чается четко. Не слышно никаких посторонних звуков Большое переходное сопротив­ление во внутренней цепи Стартер отправить в ремонт
Напряжение меньше тормозного Ток больше номинального тормозного То же Короткое замыкание в стартере То же

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: