Функции Службы Банка России по финансовым рынкам

Задачи

1. Участие в развитии финансового рынка, его инфраструктуры, обеспечении его стабильности

2. Проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций

3. Формирование конкурентной среды на финансовом рынке

4. Регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями

5. Защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках

6. Обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации

1. Согласование кодексов профессиональной этики и изменений в них.

2. Выдача разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации.

3. Ведение государственного реестра бюро кредитных историй.

4. Аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, и включению юридических лиц в список организаций, уполномоченных проводить аттестацию физических лиц в сфере деятельности по проведению организованных торгов в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов.

5. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

6. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрация изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регистрация проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг).

7. Регистрация регламентов специализированных депозитариев, правил ведения реестра владельцев изменений и дополнений в них.

8. Осуществление государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.

9. Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

10. Лицензирование деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

11. Выдача разрешений на приобретение статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

12. Освобождение эмитентов, являющихся акционерными обществами, от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

13. Проведение проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам.

14. Ведение реестра аттестованных лиц.

15. Согласование примерных условий договоров репо, и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и (или) договоров иного вида, объектом которых являются ценные бумаги и вносимых в указанные условия договоров изменений, утвержденных саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг.

16. Аккредитация кредитной организации, не являющейся клиринговой организацией, для осуществления ею функций центрального контрагента.

17. Регистрация Правил клиринга, а также иных документов клиринговой организации, подлежащих регистрации.

18. Лицензирование клиринговой деятельности.

19. Регистрация проспектов ценных бумаг иностранного эмитента и допуск ценных бумаг иностранного эмитента к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации.

20. Регистрация правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них.

21. Регистрация Правил организованных торгов и иных документов организаторов торговли, в том числе спецификаций, а также изменений и дополнений к указанным правилам и документам.

22. Лицензирование деятельности по проведению организованных торгов.

23. Выдача в письменной форме согласия на избрание (назначение) соответствующего кандидата на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (временного единоличного исполнительного органа), руководителя службы внутреннего контроля (контролера), руководителя службы управления рисками (лица, осуществляющего управление рисками) клиринговой организации, за исключением кредитной организации, а также функции руководителя структурного подразделения клиринговой организации, созданного для осуществления клиринговой деятельности (в случае совмещения клиринговой деятельности с иными видами деятельности) в клиринговой организации, или отказ в его избрании (назначении).

24. Выдача согласия на избрание (назначение) соответствующего кандидата на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа в том числе избрание (назначение) на срок более одного месяца

25. Аккредитация информационных агентств, которые проводят действия по раскрытию или предоставлению информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах.

26. Регистрация правил организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании, правил организации и осуществления внутреннего контроля в специализированном депозитарии и правил организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде, а также изменений и дополнений в них.

27. Согласование передачи негосударственным пенсионным фондом, лицензия которого аннулирована, обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому негосударственному пенсионному фонду.

28. Регистрация пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов и изменений и дополнений в них.

29. Присвоение статуса центрального депозитария.

30. Иные функции, отнесенные к компетенции Службы Банка России по финансовым рынкам.

С 1 сентября 2013 года отчеты, сведения, уведомления, другая информация и документы направляются в Службу Банка России по финансовым рынкам и (или) ее межрегиональные управления.

Кроме того, Центральный Банк Российской Федерации вправе на основании закона осуществлять регулирование деятельности на рынке ценных бумаг кредитных организаций. Центральный Банк Российской Федерации регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, контролирует соблюдение ими требований законодательства о ценных бумагах, кроме того вправе осуществлять операции и контроль за ними на открытом рынке самостоятельно. Основной целью проведения Банком России операций на открытом рынке является регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики.

В целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма создан специальный субъект, уполномоченный государством на осуществления данной политики – ФС по финансовому мониторингу (Росфинсониторинг), функции которого состоят в:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением требований законодательства РФ в данной сфере, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение;

2) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

3) подготовка проекта перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и представление его в Минфин России;

4) издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Для реализации своих функций Росфинмониторинг обладает полномочиями:

1) запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений;

2) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии);

3) пресекать факты нарушения законодательства РФ, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

4) проводить проверочные мероприятия в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;

5) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга.

Интересы Правительства РФ на биржевом рынке государственных ценных бумаг представляет Минфин России, к его функциям относятся:

• осуществление эмиссии и обслуживание выпусков государственных ценных бумаг;

• принятие нормативных правовых актов, устанавливающих базовые требования к порядку обслуживания и обращения выпусков государственных ценных бумаг;

• осуществление государственной регистрации выпусков государственных ценных бумаг и присвоение им государственных регистрационных номеров.

Кроме того, к его компетенции относится ряд вопросов, связанных с установлением правил бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, участвует также в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг.

Система федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, возглавляется Правительством Российской Федерации. К его функциям относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Значительная роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг принадлежит Президенту Российской Федерации, который как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы и распоряжения, в том числе регулирующие рынок ценных бумаг.

Вопрос 3: Саморегулируемые организации

Помимо федерального органа, регулирующего рынок ценных бумаг и его региональных представительств, важным элементом системы регулирования являются саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Саморегулируемые организации – это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности, приобретающие статус саморегулируемой организации на основании разрешения СБР по фин. рынкам, которые устанавливают обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

СРО учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Их задача заключается в обеспечении условий для осуществления профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением правил осуществления такой деятельности, защите интересов клиентов профессиональных участников. Для этого СРО вправе утверждать собственные правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации, требовать соблюдения правил и стандартов СРО от своих членов, привлекать их к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения.Помимо этого СРО по своей инициативе или на основании обращений СБР по фин. рынкам и иных государственных органов, а также на основании жалоб и заявлений инвесторов осуществляют контроль за исполнением членами СРО законодательства о защите прав инвесторов.

Основа деятельности СРО состоит в делегировании им части властных полномочий государства по регулированию рынка ценных бумаг. Так, на современном этапе СРО отводится активная роль в процессе осуществления проверок деятельности членов СРО, обучении и повышении квалификации специалистов. Участие СРО в регулировании рынка ценных бумаг позволяет сократить расходы государственных органов, усилить заинтересованность профессиональных участников в развитии рынка ценных бумаг и соблюдении правил и стандартов профессиональной деятельности.

На сегодняшний день в России созданы и активно действуют Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ»), «Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА), Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР), Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ»), Некоммерческое Партнерство "Объединение профессиональных управляющих финансового рынка".

Согласно кодексам этики российских саморегулируемых организаций этическими принципами профессиональной деятельности, которыми должен руководствоваться любой член СРО, являются: добросовестность, законность, приоритет интересов клиентов, профессионализм, независимость, информационная открытость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: