Методика факторного анализа себестоимости продукции и анализа себестоимости по отдельным статьям затрат

Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.,

3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области рассматриваемых значений. Это очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область его применения. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющи­мися основными средствами (из-за условия постоянства величи­ны амортизации). Ни увеличивать их объем, ни получать основ­ные средства в аренду мы не можем.

4. Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области рассматриваемых значений. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует закон уменьшения пре­
дельной производительности факторов производства.

5. Цена реализации продукции не меняется. Это наиболее уяз­вимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров.

6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве (закупочные цены), не меняются.

7. Производительность труда не меняется. Следовательно, при постоянных ценах на труд отдача этого ресурса не меняется.

8. Рассматривается производство только одного товара. В общем случае можно рассматривать и несколько товаров как один с разными характеристиками, но тогда необходимо предположить, что эти характеристики неизменны, т.е. не возникает проблем распределения затрат на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.

9. Затраты зависят только от объема выпуска. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска производственные затраты.

10. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.

Реальное производство очень редко удовлетворяет перечисленным выше допущениям. На практике имеют место отклонения, порой существенные. Тем не менее, CVP –анализ может быть использован даже при наличии отклонений. Инструментом анализа чувстви­тельности является маржа безопасности, т.е. та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее значение показыва­ет, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. После определения основных предположений об изменениях исход­ных допущений необходимо рассчитать вызванные этими предполо­жениями изменения маржи прибыли и маржи безопасности. В этом случае необходим непрерывный мониторинг поведения затрат и пе­риодическое определение точки безубыточности. По сути дела, чув­ствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVР-анализа.

Чрезвычайно важен вопрос, каким образом можно получить значения цен и затрат на будущие периоды. Действующее пред­приятие получает необходимую информацию из собственной ста­тистики затрат и поведения цен с учетом их предполагаемых из­менений. Учитываются сезонные колебания цен, действия конку­рентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотех­нологичных рынках). Вновь создаваемые предприятия не могут опираться на собственный опыт. Следовательно, им доступен лишь расчет по аналогии с уже действующими в этой отрасли предпри­ятиями. При этом полезной окажется информация, получаемая из публичных отчетов предприятий, бизнес-карт отрасли, специа­лизированных справочников. Наиболее сложным является создание фирмы, которой предстоит действовать на еще не сформированном рынке.

Важный обобщающий показатель себестоимости - затраты на рубль товарной продукции. Он удобен своей универсальностью, может рассчитываться в любой отрасли производства. Кроме того, он наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на рубль товарной продукции исчисляются как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в дей­ствующих ценах. Изменения этого показателя происходят под вли­янием объективных и субъективных, внешних и внутренних фак­торов (рис. ниже).

Рис. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на 1 руб. товарной продукции.

С понятием «рубль товарной продукции» связаны несколько извест­ных в теории фирмы законов. Мы приведем их здесь без теорети­ческих выкладок (теорию см. в курсе микроэкономики). Вот эти законы:

Правило минимизации затрат – принцип, согласно которому затраты заданного объема производства сводятся к минимуму, если последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт (одинаковую величину полученной в результате товарной продукции).

Условие равновесия производителя достигается тогда, когда обеспечивается максимальный выпуск продукции при заданном количестве располагаемого капитала (при заданной величине стоимости производства). Это равновесие достигается при условии:

MRP1 = MRP2 = MRPn


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: