Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.,
3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области рассматриваемых значений. Это очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область его применения. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами (из-за условия постоянства величины амортизации). Ни увеличивать их объем, ни получать основные средства в аренду мы не можем.
4. Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области рассматриваемых значений. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует закон уменьшения пре
дельной производительности факторов производства.
5. Цена реализации продукции не меняется. Это наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров.
|
|
6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве (закупочные цены), не меняются.
7. Производительность труда не меняется. Следовательно, при постоянных ценах на труд отдача этого ресурса не меняется.
8. Рассматривается производство только одного товара. В общем случае можно рассматривать и несколько товаров как один с разными характеристиками, но тогда необходимо предположить, что эти характеристики неизменны, т.е. не возникает проблем распределения затрат на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.
9. Затраты зависят только от объема выпуска. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска производственные затраты.
10. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.
Реальное производство очень редко удовлетворяет перечисленным выше допущениям. На практике имеют место отклонения, порой существенные. Тем не менее, CVP –анализ может быть использован даже при наличии отклонений. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, т.е. та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее значение показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. После определения основных предположений об изменениях исходных допущений необходимо рассчитать вызванные этими предположениями изменения маржи прибыли и маржи безопасности. В этом случае необходим непрерывный мониторинг поведения затрат и периодическое определение точки безубыточности. По сути дела, чувствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVР-анализа.
|
|
Чрезвычайно важен вопрос, каким образом можно получить значения цен и затрат на будущие периоды. Действующее предприятие получает необходимую информацию из собственной статистики затрат и поведения цен с учетом их предполагаемых изменений. Учитываются сезонные колебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичных рынках). Вновь создаваемые предприятия не могут опираться на собственный опыт. Следовательно, им доступен лишь расчет по аналогии с уже действующими в этой отрасли предприятиями. При этом полезной окажется информация, получаемая из публичных отчетов предприятий, бизнес-карт отрасли, специализированных справочников. Наиболее сложным является создание фирмы, которой предстоит действовать на еще не сформированном рынке.
Важный обобщающий показатель себестоимости - затраты на рубль товарной продукции. Он удобен своей универсальностью, может рассчитываться в любой отрасли производства. Кроме того, он наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на рубль товарной продукции исчисляются как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. Изменения этого показателя происходят под влиянием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов (рис. ниже).
Рис. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на 1 руб. товарной продукции.
С понятием «рубль товарной продукции» связаны несколько известных в теории фирмы законов. Мы приведем их здесь без теоретических выкладок (теорию см. в курсе микроэкономики). Вот эти законы:
Правило минимизации затрат – принцип, согласно которому затраты заданного объема производства сводятся к минимуму, если последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт (одинаковую величину полученной в результате товарной продукции).
Условие равновесия производителя достигается тогда, когда обеспечивается максимальный выпуск продукции при заданном количестве располагаемого капитала (при заданной величине стоимости производства). Это равновесие достигается при условии:
MRP1 = MRP2 = MRPn