Фискальная политика. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов. Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, называются финансовыми отношениями, или финансами. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, центральным звеном которой выступает государственный бюджет.

Основой фискальной политики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.

Составными частями фискальной политики государства являются:

· дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих расходов и доходов (налогообложения). Рост/снижение государственных расходов увеличивает/снижает совокупный спрос. Занятость возрастает/падает – выпуск продукта возрастает/падает. Рост/снижение налогов уменьшает/увеличивает располагаемый доход, что снижает/увеличивает совокупный спрос, занятость и выпуск продукта падают/растут.

· недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;

I. Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:

  1. расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);
  2. ограничительная (рестриктивная или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью снижения государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).

Ограничительная политика применяется, прежде всего, для борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности развития экономики и обеспечения экономического роста. Расширительная политика может породить инфляцию.

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов увеличивается на величину прироста государственных закупок товаров и услуг?G. При этом объем производства и совокупный доход увеличиваются больше чем на?G благодаря эффекту мультипликатора государственных закупок, т.е. многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Структура государственного бюджета предполагает доходную и расходную часть, каждая из них имеет особенности формирования, существует определенное соотношение между доходной и расходной частями. Как правило, они не совпадают, вследствие чего возникает профицит (превышение доходов над расходами) бюджета, или дефицит (в обратном случае).

Доходная часть бюджета предполагает поступления из расзличных источников. Наиболее значительной составляющей доходной части в современных условиях являются налоговые поступления (до 80-90 % всех доходов). Кроме того, следует выделить также:

· доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, реализации гос. имущества и др.);

· доходы от деятельности государственных предприятий;

· взносы, пошлины, сборы, штрафы, платы за лицензии и другие неналоговые доходы.

· сеньораж.

В свою очередь, расходы государственного бюджета также имеют сложную многоуровневую структуру. Существуют различные классификации бюджетных расходов, можно выделить наиболее общие:

По социально- экономическому назначению бюджетные расходы подразделяются на:

· расходы на оборону;

· на социально- экономические цели;

· на финансирование народного хозяйства;

· на госуправление;

· на науку и образование и т.д.

В свою очередь, по экономичекому содержанию бюджетные расходы подразделяются на гос. закупки товаров и услуг, трансферные платежи и расходы по обслуживанию госдолга. Последние возникают как следствие процесса заимстования со стороны государсва в случае долговременного бюджетного дефицита. При наличии дефицита государство может сбалансировать доходы и расходы следующим образом:

· эмиссионным путем, т.е. просто напечатать на недостающую сумму деньги. Очевидно, что данный способ финансирования дефицита ведет к инфляции и не может применяться постоянно

· путем долгового финансирования дефицита, когад государство занимает на внутреннем и внешнем рынке либо путем выпуска государственных ценных бумаг, либо путем выхода на внутренний и международный кредитный рынок, получая кредиты как у национальных банков, так и у иностранных банков, международных правительсвенных организаций, МВФ, Всемирного банка и т.д.

Под налогом понимается сумма денежных средств, отчуждаемая безвозмездно домохозяйствами (в широком смысле этого понятия, включающем как юридических, так и физических лиц) в пользу государства с целью финансирования выполнения им своих функций. Такое определение налога подчеркивает его сущность (часть ресурсов домохозяйств), целевой характер (перераспределение ресурсов от домохозяйств для финансирования деятельности государства), а также отличие прямой обусловленности финансирования (прямых отдач в виде встречных услуг государства, предполагающихся при уплате сборов).

В свою очередь, под налогообложением следует понимать процесс перераспределения финансовых ресурсов от домохозяйств (налогоплательщиков) к государству. Налогообложение является ключевой частью налоговой системы, представляющей собой всю совокупность отношений в обществе, возникающих в связи с существованием налогов. Категории «налоговая система» и «налогообложение» соотносятся между собой как общее с частным. В свою очередь, налоговая политика государства представляет собой комплекс мероприятий в сфере налогообложения, осуществляемых в рамках экономической политики государства и направленных на реализацию функционального назначения налоговой системы. Налоговая политика находит свое выражение в инструментах налоговой политики, представляющих собой все виды используемых налогов и их элементы (ставка, налоговая база, порядок уплаты налога и др.), существование специальных налоговых режимов и налоговых льгот, видов и порядка применения мер ответственности за неисполнение налогового законодательства, порядок налогового учета и отчетности, а также налогового контроля.

Функции налогов, как это уже отмечалось, во многом аналогичны функциям госбюджета и предполагают реализацию фискальной, стьимулирующей, пеераспределительной функции, иногда выделяют также котрольную. В свою очередь, принципы налогообложения, в общих чертах сформулированные еще А. Смитом, формулируются следующим образом:

· справедливость налогообложения предполагает взимание налогов по единым для всех налогоплательщикам ставкам;

· удобство уплаты, простота расчета, ясность в порядке исчисления налогов;

· всеобщность – т..е охват налогами всех экономичекиъ агентов;

· стабильность, т.е. наличие постоянных из года в год налогов, но не введение новых. Данный принцип должен разумно сочетаться с гибкостью налогообложения, т.е. возможности изменения налогового иснтрументария в зависимости от состояния конъюнктуры и целей экономичекой политики при неизменности основ налоговой системы и неухудшении положения налогоплательщиков;

· дешевизна налогообложения как для государства с точки зрения сбора налогов и налогового контроля, так и для налогоплательщиков с точки зрения исполнения им обязанностей по уплате налогов.

Говоря о классификации налогов, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвеные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, в этом случае как правило налогопалтельщик и налоговый агент совпадают (подоходный налог, налог на прибыль, имущество).
  • Косвенные налоги выступают как надбавка к цене или тарифу, фактически взимаясь с потребителя, хотя налог государству перечисляет налоговый агент – торговое предприятие или предприятие, не реализующее продукцию конечным потребителям для промежуточных товаров. Косвенными налогами в РФ являются НДС, акцизы и др.
  • По характеру налоговых ставок различают пропорциональные налоги, когда ставка налога не изменяется по мере роста налогооблагаемой базы (подоходный налог в РФ), прогрессивные, когда по мере роста базы возрастает и ставка налога (транспортный налог в РФ) и регрессивные, когда по мере роста базы ставка налога сокращается (Единый социальный налог в РФ).
  • Кроме того, существует понятие чистых налогов. Чистые налоги определяются как разность доходов государства, получаемых от всех перечисленных выше налогов (т.е. налоговых поступлений), и социальных выплат (трансфертных платежей). Легко догадаться, что чистые налоги увеличиваются при возрастании ставок налогов или при уменьшении трансфертных выплат.
  • Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры. Развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в бюджетных поступлениях (около 60%). В США эта доля превышает 85%, а наибольшая часть налогов уплачивается физическими лицами. Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счет косвенных налогов, которые легче собрать.
  • Налоговая система, базирующаяся на косвенных налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми.

Контрольные вопросы:

1. Что такое налоги и какие функции они выполняют?

2. Каковы основные принципы налогообложения? Что представляет собой и как реализуется на практике принцип справедливости и равенства налогообложения?

3. Какие элементы включает в себя налоговая система страны? Какие виды налогов вы знаете? Что такое прямые и косвенные налоги? Укажите, в каком случае возможно переложение налогового бремени на других лиц.

· Акцизы

· Подоходный налог с физических лиц

· НДС

· Дорожный налог

· Налог на прибыль

· Налог на недвижимость.

4.Каковы основные элементы налога? Как могут меняться налоговые ставки?

5.В каком виды виде могут предоставляться налоговые льготы?

6.Охарактеризуюте налоговую систему РФ

7.Что такое государственный бюджет? Какова его структура.

8.Что представляет собой современная бюджетная система РФ. Какие бюджеты она включает?

9.Что такое бюджетный дефицит? В каком случае он возникает?

10.Каковы основные причины бюджетного дефицита? Как бюджетная несбалансированность может влиять на стабильность экономики?

11.Какие методы финансирования бюджетного дефицита вы знаете?

12.Что такое государственный долг? Как он возникает? В чем отличия государственного кредита от частного?

13.Каковы негативные последствия государственного долга? Почему государственный долг может быть бременем для нации?

Решите следующие задачи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: